Библиографическое описание:

Райцева Е. В. Организация работы с текстом как с основным источником развития личности учащегося [Текст] // Современная филология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 14-15.

Основным источником развития учащихся, безусловно, является информация, работу с которой необходимо организовать педагогу. Большинство работников образования отмечает, что в настоящее время сложилась критическая ситуация по данной проблеме среди учащихся в связи со снижением интереса к чтению, ограниченностью круга чтения подростков, низким уровнем читательской компетентности. Результатом этого является неумение находить необходимые источники информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты, обрабатывать информацию в письменном виде.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена и недостатками программ: несоответствие приёмов и методик обучения чтению современным требованиям работы с информацией, невнимание к разработке и использованию новых стратегий и технологий чтения.

Кризис чтения сказывается на результатах школьного обучения. Школа как социальный институт имеет возможность оказать колоссальное влияние на решение проблемы организации работы с информацией, так как чтение является одним из главных общеучебных навыков.

Из перечисленных выше причин снижения читательской активности и отсутствия навыков работы с информацией у учащихся вытекают основные задачи и цель, стоящие перед образовательным учреждением и каждым педагогом. Хочу заметить, что данная проблема касается всех учителей — предметников в школе, так как восприятие речи письменной и устной учащимися происходит на любом уроке. А, если информация школьником не усвоена, значит у образовательного процесса не будет результата.

Комплексному решению данной проблемы, на мой взгляд, может способствовать введение работы с текстовой информацией.

Цель: организация учебной и внеучебной деятельности учащихся по работе с информацией, которая обеспечит целенаправленное формирование читательской компетенции и личностное развитие школьников.

Задачи:

-        повысить собственный уровень квалификации по вопросам формирования метапредметных умений на уроках и во внеурочное время;

-        содействовать повышению уровня читательской компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности;

-        организовать деятельность учеников по овладению способами работы с текстом, активно применять их на уроках;

-        Ожидаемые результаты:

-        ориентация в содержании текста и умение находить в нём необходимую информацию;

-        умение интерпретировать и преобразовывать текст;

-        умение сравнивать и противопоставлять информацию, делать выводы;

-        оценивать утверждения, выражать своё мнение.

На этапе актуализации проблемы с целью оценки состояния проблемы в нашей школе методическим объединением учителей русского языка и литературы в сентябре 2012 года было принято решение по проведению первичной диагностики среди учащихся 5-х классов в форме литературной конференции. На время летних каникул учащимся будущих 5-х классов был предложен список литературы для чтения. В сентябре 2012 года была проведена литературная конференция, которая помогла определить круг читательских интересов, выявить проблемы при работе текстом и определить методы и приёмы по организации работы с информацией для дальнейшего успешного обучения.

Опираясь на пособие для учителей профессора педагогических наук Натальи Николаевны Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС», мы начали работу по организации работы с информацией у школьников и широко используем предложенные ею методики в своей практике.

Хочу предложить вашему вниманию некоторые методы и приёмы организации работы с информацией на уроках русского языка и литературы.

На уроках литературы мне нравится работать по стратегии чтения, предложенной Сметанниковой Натальей Николаевной. Стратегия чтения может включать ряд операций, направленных на достижение цели. Работа с текстом делится на три этапа: предтекстовую деятельность, текстовую деятельность и послетекстовую.

-       Предтекстовая деятельность представляет собой новое явления в деятельности педагога. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочтите текст», то теперь, реализовывая стандарты второго поколения, мы должны лучше организовать этап предчтения. Чтобы учащимся было интереснее читать текст и достигнуть желаемого результата.

Мы мотивируем учащихся к чтению, ставим задачи, работаем со словарём теста.

К наиболее распространённым методикам относятся: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Предваряющие вопросы».

-        Метод «Глоссарий» основан на работе со словарём текста. Учащимся предлагается группа слов. Они должны отметить те, которые могут быть связаны с текстом, доказать почему. На этапе послетекстовой деятельности нужно вернуться к этим словам и посмотреть их значение и употребление в тесте.

-        К стратегиям текстовой деятельности относятся: попеременное чтение, чтение с вопросами, чтение с остановками и с пометками.

-        Интересен и продуктивен приём попеременного чтении, где один чтец, а остальные слушатели. Данный приём позволяет отрабатывать навык восприятия информации на слух, умения задавать вопрос, учит слушать и понимать о чём читают.

-        Если важно получить критический анализ текста, можно применить метод чтения с пометками, где читатель читает про себя и делает пометки: понял, не понял, надо обсудить, противоречит моему мнению, нужны дополнительные сведения и т. д.

-        На заключительном этапе ведётся послетекстовая работа, где можно использовать традиционную работу по вопросам, составить список тем произведения, обменяться мнениями с одноклассниками, написать рецензию.

1.                  Одним из интересных видов работ является «Обмен мнениями». Учащимся предлагают ознакомиться с мнением людей, прочитавших книгу, и поспорить с ним.

2.                  В 5–7 классах школьники с удовольствием делают экскурсии по книге для следующих читателей. Они составляют буклеты, в которых пишут своё мнение о прочитанном, цитируют автора, рисуют иллюстрации, называют важные части книги.

Формы организации работы с информацией могут быть разнообразными. Важно не упустить момент рефлексии, где можно подвести итоги сделанному и определить результаты деятельности, соотнести с прогнозируемыми результатами. Организуя работу с информацией, используя метод стратегии чтения, мы стремимся к эффективному освоению школьной программы, наблюдаем устойчивую положительную динамику учебных достижений школьников; получаем высокие результаты учебной и внеурочной деятельности; развиваем интерес к предмету; школьники становятся активными, инициативными и творческими личностями, обладающими высокой нравственностью и читательской культурой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle