Библиографическое описание:

Шепырёва О. И. Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 121-124.

В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии,

Ключевые слова: словообразовательное гнездо, моносемантичные и полисемантичные дериваты, полисемия, тип полисемии, отраженная полисемия, развитая полисемия.

Полисемия во все периоды развития лингвистической науки была предметом пристального внимания исследователей. Однако явление многозначности в языке, вопросы формирования семантической структуры полисемантичного слова нельзя считать достаточно изученными.

В современной лингвистике под полисемией понимается «способность единиц лексикона иметь несколько семантически взаимосвязанных значений, которые служат средством номинации объективно различных предметов и явлений и дифференцируются в речемыслительной деятельности синтагматически (с помощью контекста) и парадигматически (на основе семасиологических оппозиций)» [5, с. 85].

В лингвистической литературе о полисемии встречаются самые различные точки зрения. Одни ученые отрицают сам факт существования в языке полисемии. Другие исследователи признают возможность существования многозначных слов, но, не разграничивая чётко оттенки значений в слове, нередко смешивают явления полисемии и омонимии. Проблема разграничения полисемии и омонимии в языкознании до сих пор остается дискуссионной.

Некоторые лингвисты вообще отрицают необходимость самостоятельного изучения многозначности производных слов. Так, по мнению Ю.Д. Апресяна, «многозначность, возникающая в результате различных словообразовательных процессов, является побочным продуктом этих процессов и в качестве вторичного явления не нуждается в самостоятельной характеристике. В дальнейшем мы исключаем ее из рассмотрения» [1, с. 191]. О.П. Ермакова, напротив, считает, что «лексическое значение производных слов имеет право на отдельное самостоятельное изучение, так как принципиально отличается от значения непроизводных слов» [2, с. 3].

Производные слова, как и непроизводные, могут быть многозначными. Но формируется полисемия у производных и непроизводных слов за счет разных источников. В производном слове полисемия может возникать не только на основе метафорических и метонимических переносов значения, но она может развиваться уже в ходе словообразовательного процесса. Такая полисемия связана с мотивацией производного слова и противопоставлена полисемии, развившейся в производном слове как единице лексической системы языка. Терминологически такую полисемию можно назвать словообразовательной.

Анализ проблемы многозначности слова привел исследователей к разграничению «лексической» полисемии и «словообразовательной». Лексическая многозначность широко освещена в трудах Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, В.В. Виноградова, В.Г. Гака, В.А. Звегинцева, Л.А. Новикова, Ю.С. Степанова, Ю.П. Солодуба, А.А. Уфимцевой, Д.Н. Шмелева и др.

Словообразовательная полисемия возникает уже в ходе самого словообразовательного процесса. Значительный вклад в изучение полисемии производного слова в современном русском языке внесли работы Е.Л. Гинзбурга, Е.А. Земской, О.П. Ермаковой, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, И.Г. Милославского, Н.А. Пугиевой, П.А. Соболевой, А.Н.Тихонова, И.С. Улуханова, И.А. Ширшова, Н.А. Янко-Триницкой, М.Н. Янценецкой, Л.А. Араевой, О.А. Булгаковой, О.Б. Полянчук, М.Г. Шкуропацкой и др.

Семантика производных слов в последние годы изучается весьма интенсивно. Интерес лингвистов к проблеме полисемии производных слов закономерен: объект исследования многосторонен и сложен. Работа над составлением словообразовательных и толково-словообразовательных словарей подтолкнула лингвистов к необходимости более внимательного изучения словообразовательной полисемии в производном слове. Как отмечает И.А. Ширшов, «проблема эта оказалась чрезвычайно важной для познания системного устройства семантики русского языка, отдельные участки которого, как теперь оказалось, описаны недостаточно» [8, с. 65]. Семантика производного слова связана с семантикой производящего. Эти связи различны.

Проблема типов словообразовательной полисемии нашла отражение в современной лингвистике. Классификация типов полисемии производных слов дается в работах Н.А. Пугиевой и И.А. Ширшова. Обе классификации построены на гнездовом критерии, суть которого состоит в том, что «если разные значения производного мотивируются одним производным и, следовательно, принадлежат одному словообразовательному гнезду, то это явление следует классифицировать как словообразовательную полисемию» [8, с. 58]. Данный критерий позволяет выделить типы полисемии и выявить источник её формирования в производном слове. Поскольку производное слово и производящее связаны формально-семантическими отношениями, то источником полисемии могут быть каждая из трёх составляющих семантики производного, а именно: мотивирующая часть, формантная часть и фразеологическое наращение.

Н. А. Пугиева в статье «Полисемантизм глагольного слова, место и роль его в толково-словообразовательном словаре» (1991) выделяет и анализирует следующие типы полисемии: развитая, или последовательная полисемия, отражённая полисемия, параллельная деривация как источник полисемии (многозначность, отражающая факт многократной деривации), поликоррелятивная полисемия (как частный случай) и многозначность, обусловленная неоднозначностью аффикса. Словообразовательная полисемия подробно рассматривается в работе И. А. Ширшова «Типы полисемии в производном слове» (1996). При описании типов словообразовательной полисемии И.А. Ширшов выделяет и анализирует следующие её виды: 1) развитая полисемия; 2) отраженная полисемия (чистая отражённая полисемия и комбинированная); 3) наращённая полисемия; 4) аффиксальная полисемия (чистая аффиксальная полисемия и комбинированная); 5) поликоррелятивная полисемия; 6) комбинированная полисемия.

В нашем исследовании при описании словообразовательной полисемии мы будем придерживаться точки зрения В. Н. Мусатова, который выделяет следующие её типы: 1) развитая полисемия, 2) отражённая полисемия, 3) аффиксальная полисемия, 4) наращённая полисемия и 9 разновидностей комбинированной полисемии. Комбинированная полисемия представлена следующими разновидностями: 1) отраженная и развитая; 2) отражённая и наращённая; 3) развитая и наращённая; 4) развитая и аффиксальная; 5) отражённая и аффиксальная; 6) аффиксальная и наращенная; 7) отражённая, развитая, наращённая; 8) отражённая, развитая, аффиксальная; 9) развитая, аффиксальная, наращённая [4, с. 28].

При развитой полисемии прямое значение производного слова возникает в процессе словообразовательного акта, а переносное – на базе производного, т.е. производное слово в переносном значении уже не мотивируется производящим. Производящее слово имеет несколько значений. При соединении таких производящих с одним и тем же аффиксом все эти несколько значений (или их часть) передаются производному. В этом случае наблюдается отраженная полисемия. Если отраженная полисемия связывается с полисемией производящего, то аффиксальная полисемия в производном возникает за счет многозначности аффикса. При этом производящее или имеет в языке одно значение, или в словообразовании используется одно из его значений. Полисемия в производном может возникать не только на базе многозначных производящих или многозначных аффиксов, но и на базе третьей составляющей семантической структуры производного – фразеологического наращения. Полисемию подобного типа называют наращенной.

В данной статье рассматриваются семантические отношения на первой ступени деривации словообразовательного гнезда с вершиной великий. Прилагательное великий в современном русском языке имеет следующие значения: 1. Превышающий обычную меру, очень большой. Велика Федора, да дура (погов.). 2. Выдающийся по своему значению. В. мыслитель. 3. Бо́льшего размера, чем нужно; просторный. Сапоги велики. 4. Эпитет главнейшего княжества в феодальной Руси, а также часть титула удельных князей и членов царской фамилии. Великое княжество. В. князь.

 велик-ова́т(ый)

 велич-а́в(ый)

 велик-о́

 вели́ч-и[j-э]

 вели́ч-еств(о)

вели́к(ий) → велич-ин-а́

 велик-а́н

 не-вели́к(ий)

 пре-вели́к(ий)

 воз-вели́ч-и-ть

 велик-о-ду́ш-н(ый) [7, с. 48-49].

На первой ступени данного словообразовательного гнезда 3 полисемантичных деривата: Величина́ [велик(ий) → велич-ин-а]. 1. Размер, объем, протяженность чего-л. (к великий в 1 знач.). Большая в. 2. Мат. То, что можно измерить. Переменная в. 3. О человеке, выдающемся в какой-л. области деятельности (к великий во 2 знач.). Мировая в. (об ученом).

У деривата величина в значении «размер, объем, протяженность чего-л.» возникает отраженная полисемия, т.к. производящее великий, соединяясь с суффиксом -ин-, передает ему часть значения «превышающий обычную меру, очень большой». В значении «человек, выдающийся в какой-л. области деятельности» также наблюдается отраженная полисемия. В значении производного отражается третье значение вершины великий. У деривата величина развивается еще одно значение «мат. то, что можно измерить». В данном случаеможно говорить о развитой полисемии.

Невели́кий [велик(ий) → не-велик(ий)]. 1. Не очень большой по размеру, величине (к великий в 1 знач.). Невелик ростом. 2. Не имеющий большого значения (к великий во 2 знач.) Невелика беда.

У производного невеликий формируется отраженная полисемия. В первом значении дериват мотивируется первым значением вершины великий, в другом случае отражается второе значение производящего.

Превели́кий [велик(ий) → пре-велик(ий)] (разг.). 1. Очень большой (по размерам, количеству). На внутренней стене висела превеликая картина, изображающая родословное дерево знаменитого рода дворян Кирсановых. Загоск. К. П. Мирошев, III18. 2. Очень значительный по силе, качеству и т.п. Попасть в толстый журнал для пьесы – честь превеликая; я благодарю, но прошу уклониться от этой чести. Чех. Письмо А.Н. Плещееву, 27 ноября 1889.

Производящее великий, соединяясь с префиксом пре- передает свои значения и деривату превеликий. Таким образом, как в значении «очень большой (по размерам, количеству)», так и в значении «очень значительный по силе, качеству и т.п.» –– отраженная полисемия.

На первой ступени данного словообразовательного гнезда 7 моносемантичных дериватов:

Великова́тый (разг.) [велик(ий) → велик-оват-ый]. Немного велик по размерам. Костюм в.

Велича́вый [велик(ий) → велич-ав-ый]. Исполненный внутреннего достоинства, внушающий почтение (к великий во 2 знач.). Величавая поступь.

Вели́чие [велик(ий) → велич-иj-е]. Наличие в ком-л., чем-л. выдающихся свойств, внушающий уважение, преклонение (к великий во 2 знач.). В. духа.

 Вели́чество [велик(ий) → велич-еств-о]. Титулование (в 4 значении) особ, монархов и их жен, (с местоимениями ваше, его, их, ее). Ваше В.

Велика́н [велик(ий) → велик-ан]. Великий (в 1 знач.) человек, человек очень большого роста, превосходящий обычную меру роста. Гуливер в стране великанов.

Возвели́чить (высок.) [велик(ий) → воз-велич-и-ть]. Способствовать признанию кого-чего-л. великим (во 2 знач.), прославить. В. подвиг народа.

Великоду́шный [велик(ий) + душ(а) → велик-о-душ-н-ый], см. душа. Обладающий великой (в 1 знач.) душой, снисходительный. Он великодушен.

Рассматривая семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, можно отметить, что на первой ступени встречаются моносемантичные и полисемантичные дериваты. Наиболее часто наблюдается отраженный тип словообразовательной полисемии: у всех трех полисемантичных дериватов в 6 случаях возникает отраженная полисемия, и только в одном – развитая. Случаев фразеологического наращения, характерного для наращенной полисемии, а также аффиксальной и комбинированной полисемии не выявлено.

Литература:

1.      Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М., 1974. – 472 с.

2.      Ермакова О.П. Проблемы лексической семантики производных и членимых слов: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1977. – 36 с.

3.      Мусатов В.Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 360 с.

4.      Мусатов В.Н. Словообразовательная полисемия отглагольных суффиксальных существительных в современном русском языке: монография. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 448 с.

5.      Ольшанский И.Г. Когнитивные аспекты лексической многозначности (на материале современного немецкого языка) // Филологические науки. – М., 1996. – № 5. – С. 85-93.

6.      Пугиева Н.А. Полисемантизм глагольного слова, место и роль его в Толково-словообразовательном словаре // Принципы составления Толково-словообразовательного словаря современного русского языка: учеб. пособие по спецкурсу. – Грозный, 1991. – С. 74 – 127.

7.      Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1998. – 727 с.

8.      Ширшов И.А. Типы полисемии в производном слове // Филологические науки. – 1996. – № 1. – С. 55 – 66.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle