Цветовая палитра в творчестве Н. Д. Ющенко | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кольмягина, Е. А. Цветовая палитра в творчестве Н. Д. Ющенко / Е. А. Кольмягина. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4474/ (дата обращения: 18.04.2024).

В статье раскрываются особенности цветовой палитры в творчестве ишимской поэтессы Н. Д. Ющенко на основе исследования участия белого и синего цветов в формировании художественной картины мира.

Ключевые слова: цвет, колорит, палитра, феномен, картина мира, поэзия.

Основу творчества ишимской поэтессы Н. Д. Ющенко составляют лирика и лиро-эпика, представленные произведениями о Родине и родной природе, о любви и судьбе человеческой на сибирских просторах. Ее художественная практика неоднократно исследовалось в разных направлениях: в аспекте национальных традиций и фольклоризма (Евсеев В. Н., Макашева С. Ж.), в русле исторического контекста (Истомин В. Г.), в свете мотивной организации (Селицкая З. Я.), однако феномен цвета не получил должного освещения в существующих на сегодняшних день работах, в то время как колористический спектр несет определенную культурную информацию, помогающую в раскрытии оригинальной картины мира, воссозданной писателем на основе сформировавшегося мировоззрения, эстетических взглядов и культурного контекста эпохи. В достаточно разнообразном творчестве Н. Д. Ющенко можно обнаружить богатую палитру цветовых и световых характеристик, являющихся отличительной чертой ее творчества. По данным исследования, в сборнике «В родных просторах», ставшего объектом изучения, нами было выявлено 237 цветовых характеристик, из которых наиболее частотно употребляются два цвета — белый (встречается в сборнике 52 раза) и синий (фигурирующий 25 раз).

Ссылаясь на точку зрения Т. Г. Любимовой, согласимся, что «белый цвет имеет не только положительное значение, т.е. обозначает чистоту и невинность, но и содержит отрицательный смысл, обусловленный семантикой «незащищенность, траур» [3, с. 35–36]. Посмотрим, как данные характеристики белого цвета преломились в творчестве Н. Д. Ющенко. По подсчетам, словосочетание «белые снега» встречается в сборнике Нины Дмитриевны 4 раза. Первый раз мы обнаруживаем его в стихотворении «А у нас идут снега, / Легкие и белые», в котором одновременно сопрягаются семантика «чистоты, легкости, безмятежности» с чувством тоски по летним денькам, по тому ушедшему, светлому детству, которого уже не вернуть. В этом стихотворении белый цвет помогает поэтессе подчеркнуть скоротечность времени, быстротечность жизни. Второй раз мы встречаем словосочетание «белые снега» (наряду с другими — «белые дома», «белые разлуки» и т. д.) в стихотворении «Мечутся сороки над белыми снегами». Данные лексемы помогают создать атмосферу холода, грусти, одиночества, а также передают ощущение чистоты и мороза сибирской зимы. В другом произведении — «Ласковой невстречей я обожжена» очевиден контраст «снега истошно белого» и «алого заката», рождающий чувство тревожности и холода, великолепия и невинности. Более емкий смысл интересующее нас словосочетание «белые снега» обретает в поэме «Приишимские были», которая посвящена памяти земляков, погибших в Гражданскую войну 1921 года. Из строк «Белый саван / Белый снег» мы понимаем, что белый цвет в данном случае связан с потерей, трауром, со смертью, с холодом и одиночеством. В поэме говорится о тяжелой жизни крестьян, о трудной женской доле. Кроме того, белый цвет значим в творчестве Н.Ющенко тем, что помогает поэту в создании широкой картины русской природы, приметами которой являются: «белизна берез», «белые снега», «белые просторы», «белокрылые березы», «белый иней», «белесая кромка небес», «белоликая метель», «белая дорога», «белые туманы», «белые сугробы», «белые дома», «белый из снега человек» и др., рождая ощущение безграничности Сибири, России, Родины, Мироздания в целом.

Что касается синего (голубого) цвета (ср. С.Есенин, традиции которого активно разрабатывает уже в XXI веке Н. Д. Ющенко), то он также помогает поэтессе выразить свои чувства к происходящим событиям на пути поиска правды. Любовь к Родине прослеживается в мельчайших конкретных описаниях сибирских просторов, равнин. Так, при обрисовке затянувшейся в Сибири зимы внимательный и острый взгляд художника фиксирует заснеженные деревья, алый зимний закат, серебристый иней, голубой лед на реке, она активно использует все краски зимы — серый, голубой, серебристый, золотой, блестящий, алый, белый, розовый, седой, румяный, черно-белый, бело-розовый, включая, отблески, мерцания, сияния, особо выделяя в характеристике морозной зимы синий цвет.

В стихотворении «У каждого свои заботы» представлено колоритное описание прихода зимы, замерзание воды в реке Ишим, покрывающейся первым снегом: «Ишим синеет в холода, / И замерзает возле лодок / Его тяжелая вода». Для фиксации душевных переживаний лирической героини «а я по-зимнему светла» поэтесса использует контраст, противопоставляя черный цвет оперения галок — белому снегу, зелень лета — синеве замерзающей реки. Данное стихотворение импрессионистично, рождая колоритную картину природной зарисовки, контрастной, в целом, суетности человеческого мира («у каждого свои заботы», «у каждого свои дела»).

Синий тон усиливает ощущение необъятности просторов России («синие дали», «синий свет», «синий дол», «синий бор», «сине от сверкающих гроз» и др.), создает атмосферу светлой радости бытия («ярко-синего цвета небеса», «синий Ишим»), выражает чувство нежности, любви («голубые васильки», «синева»). Сине-голубая палитра Нины Ющенко создает не только видимую картину природы, но и рождает радостное настроение: «будет даль голубеть и сверкать», «голубые девушки Дега», «сине от сверкающих грез», «темно-синяя кайми», «голубой сад», «голубели ели», «голубые / синие снега». Радость жизни обусловлена тем, что синий цвет — цвет неба, божеского Промысла, цвет надежды. Кроме того, в некоторых случаях синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество, например, в стихотворении «Я пойду во чисто поле» через деталь-образ шали (ассоциативно отсылающей нас к стихотворению Я.Полонского «Мой костер в тумане светит», в котором шаль — смысловое кольцо текста, предваряющая предстоящую разлуку влюбленных) передается безграничное чувство любви героини: «Шаль цветная-расписная, / Темно-синяя кайма, / Без тебя, мой ненаглядный, / День и ночь схожу с ума». Без возлюбленного она не видит смысла жизни, как и героиня Бунина «Я простая девка на баштане» (ср. у Ющенко — героиня готова утопиться, у Бунина — “косою черной удавиться»).

«Синий» часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Так, в стихотворении «Праздник» воссоздана картина радости мига Бытия, в которую гармонична вписана супружеская пара: «У фонтана брызги солнца, / Небо синее на донце / У прозрачного пруда…/…Сайки, бублики, конфеты, Пряник розовый печатный, и поклоны, и приветы, И районный наш начальник / Выше всех с женой шагает».

Вообще, частотность цветовых прилагательных «синий и голубой» довольна высока. Они применяются в описаниях деревенской жизни, неся при этом особый смысл нежного, трепетного отношения к деревне, любви к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежести самой деревенской жизни. К примеру, в стихотворении «Вот и февраль заметелил дороги» благословляющим для Мироздания является свет Звезды с небес (ср.: Вифлеемская звезда), задающий определенную вертикаль: «Но видится — видится в позднем рассвете / Звезда над просторами вешних полей, и небеса ярко-синего цвета / Все ярче пылают над песней моей», даря героине, на судьбу которой боги наложили табу, надежду на перспективу счастья (вновь использован поэтом прием контраста). В другом стихотворении «Ах, цветочки мои — / колокольчики» (ср. «Колокольчики мои, цветики степные» А. К. Толстого) цветы колокольчики и васильки становятся символами России, Родины «Над родной стороной — звоны чистые»(ср. у романтиков — томление по голубому цветку — томление по идеалу).

Как видим, синяя дымка полюбилась Нине Ющенко, стала одной из ведущих красочных тональностей. Поэтесса раскрасила голубизной ишимские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой то светящейся, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали ее читатели родные просторы ишимской равнины. Впечатление синевы Н. Ющенко создаёт настойчиво и последовательно, поэтому, с одной стороны, можно констатировать, что Н. Ющенко продолжает традиции романтиков, с другой — поэтическую традицию Есенина, рисуя образ Синей (Голубой) России. Напомним, что С.Есенин говорил, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Синий цвет считается цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»! Эпитет «синий» встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих. Синие: небо, кайма, снега, дали, голос, свет, поля, окошки, Ишим, речка, дол; голубые: девушки Дега, ели, садик, снега, васильки.

Таким образом, поэзия Н.Ющенко словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Россия, родная земля — вот тот источник, из которого поэтесса черпает и силы, и вдохновение, и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «синяя даль», «синие снега», «синее небо». Н. Ющенко не жалеет красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые, радостные тона окутана Россия. Синий и голубой — это цвета земной атмосферы и воды, они преобладают в природе независимо от времени года. И поэтесса не ограничивается простым воспроизведением красок природы, она не копирует их, каждая краска (будь то белый, голубой или синий) имеют свой смысл и содержание. Белый, голубой и синий цвета в творчестве Нины Дмитриевны символизированы, они имеют «божественное начало», передавая не только морозность, силу, влажность русской природы, но и являются символами нежности, умиротворенности, чистоты.

Литература:

1. Евсеев В. Н., Макашева С. Ж. Лирика Нины Ющенко: мировосприятие, национальные традиции, фольклоризм // Живое слово. Фольклор юга Тюменской области в школе: Пособие для учителя (материалы по региональному фольклору) / Под ред. В. Н. Евсеева. — Тюмень, 2008. — С. 213–227.

2. Истомин В. Г. Приишимье глазами Нины Свежениной (Нины Ющенко) // Западно-Сибирское краеведение: Научно-информативный межвузовский сборник. — ишим, 2008. — С.45–50.

3. Любимова Т. Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. — Чебоксары: Клио,1994.

4. Селицкая З. Я. Урбанистические мотивы в лирике Н. Ющенко // Урбоэкосистемы: проблемы и перспективы развития: Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции: Сборник статей и тезисов. — Ишим, 2007. — С. 251–254.

5. Ющенко Н. Д. «В родных просторах»: стихотворения. Поэмыы. — Тюмень, 2011. — 252 с..

Основные термины (генерируются автоматически): синий цвет, белый цвет, Ишим, Россия, снег, стихотворение, белый снег, ишимская поэтесса, русская природа, ярко-синий цвет.

Ключевые слова

поэзия, цвет, картина мира, поэзия., феномен, колорит, палитра

Похожие статьи

Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Цвет в мировой культуре издавна имеет важное символическое значение [4]. Белый цвет у многих ассоциируется со снегом и чистотой, чёрный — с темнотой и неизвестностью, красный с огнём, зелёный с растительностью, жёлтый с солнцем...

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии...

Тюменский государственный университет, Ишимский филиал. Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

В этом стихотворении белый цвет помогает поэтессе подчеркнуть скоротечность времени, быстротечность жизни.

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока...

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока и Я. П. Полонского (на примере анализа двух стихотворений). Шевелёва Елена Олеговна, студент. Тюменский государственный университет, Ишимский филиал.

Символизация как один из аспектов феномена цвета

белый цвет, цвет, Китай, русская культура, символика цвета, культура, китайская культура, социальный статус, значение цвета, желтый цвет.

Тюменский государственный университет, Ишимский филиал. Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Белый цвет в поэзии В. Высоцкого | Статья в журнале...

Белым цветом в этом стихотворении маркируется все, что связано с небесным пространством: белые лебеди, белые ангелы.

В стихотворении «Гололёд» белый цвет несёт в себе семантику обреченности, статичности и смерти.

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

цвет, лирический герой, произведение, цветообраз, синий цвет, серый цвет, отрицательная семантика, белая луна, голубой цвет, золотой цвет.

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой | Статья в журнале...

В статье исследуются особенности поэтики цвета в лирике М. И. Цветаевой: белый цвет, красный цвет, жёлтый (золотой) цвет, голубой (синий) цвет, зелёный цвет, делается вывод о том, что цветовой аспект играет немаловажную роль в жизни поэтессы и передаёт её...

Белый цвет в культуре России и Китая | Статья в журнале...

Мы продолжаем работу над сопоставительным анализом цвета в культурах России и Китая, котороая нами была предпринята ранее в статье “Сопоставительный анализ желтого цвета в русском и китайском языках” [1]. Цвет — это одна из категорий познания мира...

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале...

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом. Пеной я цвет разнесу [3, с. 46].

В его стихах, посвящённых русской природе, мы слышим, как «звенят колосья» и «вызванивают ивы», как подпевают «горластые гуси», «глухо баюкают хлюпь...

Похожие статьи

Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Цвет в мировой культуре издавна имеет важное символическое значение [4]. Белый цвет у многих ассоциируется со снегом и чистотой, чёрный — с темнотой и неизвестностью, красный с огнём, зелёный с растительностью, жёлтый с солнцем...

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии...

Тюменский государственный университет, Ишимский филиал. Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

В этом стихотворении белый цвет помогает поэтессе подчеркнуть скоротечность времени, быстротечность жизни.

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока...

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока и Я. П. Полонского (на примере анализа двух стихотворений). Шевелёва Елена Олеговна, студент. Тюменский государственный университет, Ишимский филиал.

Символизация как один из аспектов феномена цвета

белый цвет, цвет, Китай, русская культура, символика цвета, культура, китайская культура, социальный статус, значение цвета, желтый цвет.

Тюменский государственный университет, Ишимский филиал. Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Белый цвет в поэзии В. Высоцкого | Статья в журнале...

Белым цветом в этом стихотворении маркируется все, что связано с небесным пространством: белые лебеди, белые ангелы.

В стихотворении «Гололёд» белый цвет несёт в себе семантику обреченности, статичности и смерти.

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

цвет, лирический герой, произведение, цветообраз, синий цвет, серый цвет, отрицательная семантика, белая луна, голубой цвет, золотой цвет.

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой | Статья в журнале...

В статье исследуются особенности поэтики цвета в лирике М. И. Цветаевой: белый цвет, красный цвет, жёлтый (золотой) цвет, голубой (синий) цвет, зелёный цвет, делается вывод о том, что цветовой аспект играет немаловажную роль в жизни поэтессы и передаёт её...

Белый цвет в культуре России и Китая | Статья в журнале...

Мы продолжаем работу над сопоставительным анализом цвета в культурах России и Китая, котороая нами была предпринята ранее в статье “Сопоставительный анализ желтого цвета в русском и китайском языках” [1]. Цвет — это одна из категорий познания мира...

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале...

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом. Пеной я цвет разнесу [3, с. 46].

В его стихах, посвящённых русской природе, мы слышим, как «звенят колосья» и «вызванивают ивы», как подпевают «горластые гуси», «глухо баюкают хлюпь...