Библиографическое описание:

Шепырёва О. И. Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, указываются способы словообразования дериватов гнезда. Отмечаются морфонологические явления, сопровождающие образования данных производных.

Ключевые слова:словообразовательное гнездо, словообразовательная цепь, дериват, словообразовательный формант, способы словообразования, морфонологические явления.

Русское словообразование представляет собой особую открытую и иерархическую систему языка. Она постоянно пополняется новыми производными словами. Основной простейшей единицей системы синхронного словообразования является производное слово. Производное слово входит в состав более сложных комплексных единиц. Самая сложная комплексная единица словообразовательной системы — словообразовательное гнездо, в синтагматическом плане представляющее собой совокупность словообразовательных цепей, а в парадигматическом — совокупность словообразовательных парадигм. К одной из комплексных единиц словообразовательного гнезда относится словообразовательная цепь. Словообразовательная цепь — это комплексная единица синхронного словообразования, она представляет собой ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности, когда каждое предыдущее слово является мотивирующим для последующего. Словообразовательная цепь отражает ступенчатый характер русского словообразования. Она может включать разное количество однокоренных слов и объединять слова разных частей речи. Начальным, исходным звеном цепи является немотивированное слово, которое называют вершиной, остальные ее компоненты располагаются на разных ступенях словообразования.

Словообразовательная цепь — это открытая синтагматическая комплексная единица, количество компонентов в ней зависит от словообразующих возможностей исходного слова. Она характеризуется следующими признаками:

1)      общностью корня всех компонентов цепи;

2)      линейным расположением компонентов;

3)      последовательной словообразовательной производностью: словообразовательные форманты присоединяются в строгой последовательности.

В каждой словообразовательной цепи производные выстроены таким образом, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей. Исходное слово цепи выступает только в функции производящего, а слово, замыкающее цепь, является только производным [2, с. 224–225].

По количеству компонентов словообразовательные цепи в русском языке делятся на бинарные и полинарные. Бинарные словообразовательные цепи состоят из исходного слова и только одного производного, формально они равны словообразовательной паре. Полинарные словообразовательные цепи содержат от трех до семи компонентов.

В настоящей статье на материале «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1998) рассматривается словообразовательное гнездо с вершиной великий в синтагматическом плане. В данном словаре А. Н. Тихонова словообразовательное гнездо с вершиной великий содержит семнадцать словообразовательных цепей:

велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о;

велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о;

велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость;

велик(ий) → велик-о → велик-оват-о;

велик(ий) → велич-и [j-э];

велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о;

велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость;

велик(ий) → велич-ин-а;

велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е;

велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а;

велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий;

велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а;

велик(ий) → пре-велик(ий);

велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть;

велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый);

велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать;

велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о [3, с. 48–49].

Большинство словообразовательных цепей из представленных в данном словообразовательном гнезде — полинарные, их 13. Из них 10 цепей — трехкомпонентные: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; 3 цепи — четырехкомпонентные: велик(ий) → величество → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать. Бинарных цепей всего 4: велик(ий) → велич-и [j-э]; велик(ий) → велич-ин-а; велик(ий) → пре-велик(ий); велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый).

При образовании производных — компонентов словообразовательных цепей –наблюдаются следующие морфонологические явления:

1)                          чередование парных согласных по мягкости/твердости на границе производящей основы и суффикса: вели [к’]ий → вели [к]оват(ый), вели [к’]ий → вели [к]о, вели [к’]ий → вели [к]ан, вели [к’]ий → вели [к]о-душн(ый);

2)                          чередование согласных [к’] // [ч’]: вели [к’]ий → вели [ч’]авый, вели [к’]ий → вели [ч’]и [j-э], вели [к’]ий → вели [ч’]ество, вели [к’]ий → вели [ч’]ина, вели [к’]ий → воз-вели [ч’]ить;

3)                          изменение места ударения: вели́кий → великова́тый, вели́кий → велича́вый, вели́кий → велико́, вели́кий → величина́, вели́кий → велика́н великий → великоду́шный, великий → великово́зрастный;

4)                          усечение производящей основы: возвеличи-ть → возвелич-ива-ть;

5)                          интерфиксация: великий → велик/о/душный, великий → велик/о/возрастный.

При описании словообразовательного процесса существенным оказывается не только знание того, как и от чего образовано производное слово, но и что может быть образовано от того или иного производящего. Ответить на этот вопрос помогает перспективный подход в словообразовании. При перспективном подходе обращается внимание на словообразующие возможности производящих слов, в частности, на то, какие слова образуются от данного производящего [1, с. 15–16]. Выделение частеречных моделей словообразовательных цепей позволяет выявить закономерности образования слов различных частей речи на разных ступенях словопроизводства.

Исходным словом в данном словообразовательном гнезде, а также вершиной всех словообразовательных цепей является прилагательное великий. Следует отметить, что большинство дериватов — именные части речи: 8 имен существительных и 8 имен прилагательных. Остальные дериваты представлены наречиями (6 слов) и глаголами (4 слова). Так, у 8 словообразовательных цепей на первой ступени дериваты представлены именами прилагательными: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → пре-велик(ий); велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый); велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать. У 7 словообразовательных цепей на первой ступени дериваты представлены именами существительными: велик(ий) → велич-и [j-э]; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велич-ин-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий. В единичных случаях на первой ступени у рассматриваемых словообразовательных цепей встречаются глагол и наречие: велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть.

На второй словообразовательной ступени у трехкомпонентных и четырехкомпонентных цепей в 3 случаях встречаются имена прилагательные: велик(ий) → величество → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий; в 4 случаях — имена существительные: велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; в 3 случаях — наречия: велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; в 2 случаях — глаголы: велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть.

У четырехкомпонентных цепей на третьей ступени в единичных случаях представлены наречие, имя существительное и глагол: велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее интенсивно процесс словопроизводства идет на первых двух ступенях словообразовательной цепи.

На каждой словообразовательной ступени к производящей базе прибавляется новый словообразовательный формант. Так, у большинства словообразовательных цепей на первой ступени словообразования дериваты образованы суффиксальным способом: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → велич-и [j-э]; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велич-ин-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий. Три словообразовательные цепи на первой ступени словообразования имеют дериваты, образованные сложносуффиксальным способом: велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый); велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать. У двух словообразовательных цепей на первой ступени словообразования дериваты образованы префиксальным способом: велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → пре-велик(ий). Одна словообразовательная цепь на первой ступени имеет дериват, образованный префиксально-суффиксальным способом: велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть.

На второй ступени у всех трехкомпонентных и четырехкомпонентных цепей дериваты образованы суффиксальным способом: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать.

У четырехкомпонентных цепей на третьей ступени словообразования два деривата образованы суффиксальным способом: велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; один дериват — префиксальным: велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать.

Анализ материала показывает, что в словообразовательном гнезде с исходным словом — прилагательным великий преобладают дериваты, образованные суффиксальным способом.

Литература:

1.                          Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. — М., 1977. — 315 с.

2.                          Мусатов В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 360 с.

3.                          Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М., 1998. — 727 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle