Библиографическое описание:

Самкова М. А. Элементы учебно-педагогического дискурса как открытой нелинейной системы [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 74-76.

В данной статье рассматриваются идеи лингвосинергетики в качестве методологической основы анализа учебно-педагогического дискурса, так как в рамках целенаправленного взаимодействия в учебном процессе наблюдаются явления, изучаемые данной сферой знаний.

Ключевые слова: учебно-педагогический дискурс, открытая нелинейная система, самоорганизация.

Учебно-педагогический дискурс мы рассматриваем как открытую нелинейную систему, которая взаимодействует с окружающей средой, обладает сложной структурой, состоящей из коммуникативных целей (аттракторов), намерений (репеллеров), стратегий (точек бифуркации) и учебных текстов (диссипативных структур). Учебно-педагогический дискурс как сложная система способен к самоорганизации. Самоорганизация понимается как «процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной системы. Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы» [6, с. 90].

Опишем подробнее элементы учебно-педагогического дискурса. Говоря об эволюции такой сложной системы, как дискурс, необходимо упоминание об аттракторах. Аттрактор — одно из наиболее важных понятий в лингвосинергетической парадигме. Самоорганизующиеся системы, как нам известно, характеризуются огромным числом степеней свободы. В процессе самоорганизации «в системе появляется несколько ведущих, определяющих степеней свободы, к которым присоединяются остальные» [7, с. 548]. Основные степени свободы системы именуются аттракторами. Под аттракторами в синергетике понимают «относительно устойчивые состояния (траектории) системы, которые «притягивает» к себе множество других траекторий, определяемых разными начальными условиями» [4, URL]. В монографии И. А. Герман «Лингвосинергетика» приводится следующее определение аттрактора: «аттракторы разного вида — это отдельные области упорядоченности открытой неравновесной системы» [2, с. 41]. Аттракторы притягивают, аккумулируют расположенные вокруг неупорядоченные единицы и иерархически организовывают их, создают структуру. Таким образом, аттракторы задают эволюцию системы, подчиняют своему направлению ее развитие. В этом проявляется их функция эволюционных центров развития дискурса. Иначе говоря, аттракторы — это цели, по направлению к которым протекают процессы самоорганизации в нелинейных системах; это конечный результат, к которому стремиться система. В нашем исследовании в роли аттракторов выступают коммуникативные цели и коммуникативные намерения.

В динамическом процессе функционирования системы коммуникативного взаимодействия Ф. Д. Абрахам выделяет такие виды аттракторов, как «фиксированная точка, периодический аттрактор и хаотический аттрактор» [1, с. 252]. Фиксированная, или неподвижная точка, иначе называемый узел, — наиболее изученный тип аттрактора. Если система выходит из данного состояния под действием кратковременных возмущений (флуктуаций), фиксированная точка всегда вернет систему в прежнее состояние. Точка, направляющая движение системы в сторону равновесного состояния, называется точкой устойчивого состояния. Состояние фиксированного аттрактора более упорядоченно, чем состояние окружающей их среды. Другим видом аттрактора является периодический аттрактор, иначе называемый предельный цикл, по форме — замкнутая кривая. При таком аттракторе система приходит к состоянию динамического равновесия, когда циклически проходит одни и те же состояния. Периодический аттрактор следует некой траектории в направлении заданного значения, траектория объекта может изменяться [4, URL]. В определенных случаях траектории развития системы притягиваются некоторой областью, попав в которую система описывает в ней непредсказуемую, хаотическую траекторию. Эти области называются хаотическими, или странными аттракторами. Незначительная разница в начальных условиях поведения системы приводит к тому, что в области странного аттрактора система находится в разных состояниях, траектории могут быть неустойчивыми по одним направлениям и устойчивыми по другим. В нашем исследовании учебно-педагогический дискурс стремиться к фиксированной точке-аттрактору: к цели всего курса обучения — формирование знаний и навыков в области изучения иностранного языка путем обучения иноязычному общению.

Всей совокупности ограничений дается название анти-аттрактор (репеллер), «отталкивающий при отборе и организации всё, что не укладывается в языковую и речевую норму» [8, с. 49]. Репеллер по форме является неустойчивой точкой, которая соответствует конкретному состоянию системы, а ее перемещение соотносится с изменением данного состояния. Так, коммуникативные намерения и экстралингвистические условия являются репеллерами, заставляющими автора выбрать наиболее адекватный способ презентации учебного текста. Разного типа аттракторы и репеллеры подчиняются единой цели создания дискурса — единому аттрактору, задающему общую траекторию движения всех элементов системы и отбирающему (притягивающему в область своей устойчивости или отталкивающему от неё) неупорядоченные, хаотично ведущие себя элементы, иерархически организовывая их.

Самоорганизация определяется характером взаимодействия факторов системы и её среды. Система может переживать переломные моменты — точки бифуркации. Вблизи точек бифуркаций в системах наблюдаются значительные флуктуации и возрастает роль случайных факторов. В точке бифуркации система стоит перед выбором пути организации. В таком состоянии флуктуация (момент случайности) может послужить началом эволюции системы в некотором направлении. В момент организации дискурса в точках бифуркации производятся операции коммуникативного выбора (предпочтения некого речевого действия, изменение коммуникативной тактики), что приводит к качественным изменениям и преобразованиям речевого поля. К преобразованиям относятся стратегические изменения: модификации основных стратегий обучения; «интенциональные изменения: варьирование мотивационных или целевых установок участников дискурса; модусные изменения: смена регистра дискурса или переход к другому типу (модусу) дискурса; смысловые изменения: трансформации в развертывании содержания, смена темы или отклонение от нее, переход к новому аспекту предмета речи» [11, с. 105]. Бифуркация, в лингвосинергетике, — это не любой, случайный выбор направления развития системы или структуры, а выбор, позволяющий выйти из состояния нестабильности и приблизиться к аттрактору [3, с. 59]. Кроме того, бифуркация позволяет преодолеть энтропийные тенденции (состояния смыслового хаоса) и, в конечном счете, приводит к организации нового, целостного образования.

Флуктуации — систематические искажения, случайные отклонения системы от ее закономерного (равновесного) состояния. Флуктуации могут привести к качественному изменению системы: в состояниях, далеких от равновесия, слабые флуктуации могут усиливаться до разрушающих структуру, вынуждая систему эволюционировать по-новому. Чем сложнее система, тем более многочисленны типы флуктуаций. Но флуктуации, приводящие к смене режимов системы сначала должны установиться на некоторой конечной области, а затем распространиться и заполнить пространство. И. Пригожин называет данное явление механизмом нуклеации: «степень воздействия флуктуаций на систему зависит от эффективности каналов связи (чем быстрее передается сигнал по каналам, тем выше процент безрезультативности флуктуаций)» [10, с. 121]. В учебно-педагогическом дискурсе могут существовать исключения из общих правил или авторские интенциональные отклонения от нормы, которые вносят функциональные колебания (флуктуации), характеризуемые как хаотические элементы системы. Однако они не могут до конца разрушить (под)системы языка благодаря тому, что «язык, восприняв эти отклонения, перестраивается, приспособив хаотические элементы к новым условиям и продолжая свое развитие в модифицированном состоянии» [9, с. 13].

В ряде случаев флуктуации могут приводить к возникновению диссипативных структур. Возникновение диссипативных структур связано со спонтанным нарушением симметрии и возникновением структур с более низкой степенью симметрии по сравнению с пространственно однородным состоянием. Это возможно только в условиях, когда система активно обменивается энергией и веществом с окружающей средой [5, с. 64]. Новая диссипативная структура отличается большей упорядоченностью, чем предыдущая структура системы. И. Р. Пригожин определяет диссипативную структуру как «пространственно-временную структуру рассеянного порядка, которая способна обмениваться энергией с окружающей внешней средой» [12, URL]. В этом случае возникает упорядоченность и отток энтропии (неопределенности) из системы, а также создание порядка из хаоса за счет экспорта энтропии. Так, текст, подключая к порождению смысла различные компоненты языка, способен интегрироваться под воздействием коммуникативного намерения [2, с. 36] и, следовательно, появляется речевое произведение как нестабильная диссипативная система (структура), эволюционирующая под воздействием флуктуаций. Становится понятным, что текст как диссипативная структура — это подсистема, которая на фоне общего стремления системы к равновесному состоянию с окружающей средой характеризуется временным состоянием относительной устойчивости/упорядоченности дискурса. В любой момент данная подсистема может разрушиться или перейти в другие (новые) состояния.

Рассмотрев элементы учебно-педагогического дискурса как открытой нелинейной системы, мы можем сказать, что учебно-педагогический дискурс представляет собой сложную систему, траектория движения которой задано фиксированной точкой — аттрактором (целью), организующим элементы системы. Нефиксированные, подвижные точки — репеллеры (коммуникативные намерения) отталкивают от системы хаотизирующие её элементы. В учебно-педагогическом дискурсе, как в любой открытой системе, при взаимодействии со средой возникают флуктуации, приводящие к точке бифуркации (моменту выбора коммуникативной стратегии). В точке бифуркации возникают диссипативные структуры (учебные тексты), далекие от равновесия в силу того, что постоянно взаимодействуют с внешней средой, которая включает в себя сознание коммуникантов, язык и коммуникативную ситуация.

Литература:

1.                  Абрахам, Ф. Д. Введение в теорию динамических систем: язык основных понятий; стратегия метамоделирования [Текст] / Ф. Д. Абрахам. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы / Ред. И. Н. Трофимова, В. Г. Буданов. — М.,1999. — 271 с.

2.                  Герман, И. А. Лингвосинергетика: монография. [Текст] / И. А. Герман. — Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2000. — 168 с.

3.                  Герман, И. А., Пищальникова, В. А. Введение в лингвосинергетику: монография. [Текст] / И. А. Герман, В. А. Пищальникова. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 130 с.

4.                  Емельянова Е. А., Аксенова, Ж. Н., Богомолова, А. В. Современные подходы к планированию инновационно-предпринимательской деятельности вуза. [Электронный ресурс] // «Современные проблемы науки и образования», 2012. — № 3. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2012/3/198.pdf, свободный.

5.                  Иванова, В. С. Синергетика и фракталы. Универсальность механического поведения материалов. Ч.1. [Текст] В. С. Иванова. — 1994. — 384 с.

6.                  Москальчук, Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. [Текст] / Г. Г. Москальчук. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 296 с.

7.                  Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: Учебник. [Текст] / В. М. Найдыш. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с.

8.                  Пихтовникова, Л. С. Синергетический метод для исследования дискурса в прагмастилистическом аспекте [Текст] Л. С. Пихтовникова. — Вiсник Харкiвського нацiонального унiверситету iм. В. Н. Каразiна. 2009. — № 848. Романо-германська філологія. Методика викладання іноземнихмов. — Вип. 58. — С. 48–52.

9.                  Пономаренко, Е. В. Функциональная системность дискурса (на материале английского языка): монография. [Текст] / Е. В. Пномаренко. — М.: МГУ — ПА ФСБ РФ, 2004. — 328 с.

10.              Пономаренко, Е. В. Синергетика бизнес-общения с позиций компетентностного подхода (на материале английского языка): монография [Текст] / Е. В. Пномаренко. — М.: «МГИМО — Университет», 2010. — 151 с.

11.              Щербинина, Ю. В. Дискурс как речевое пространство [Текст] / Ю. В. Щербинина. — Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 4. — С. 104–110.

12.              Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] URL: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/PRIGOZHIN_ILYA.html, свободный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle