Библиографическое описание:

Сыздыкбаева А. Д., Байназарова Т. Б. Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 182-185.

Профессиональная деятельность будущего учителя начальных классов требует от него умения познавать, проектировать, моделировать и на этой основе определять наиболее целесообразные способы решения проблем на практике. Будущий учитель начальных классов должен обладать основами исследовательской культуры, которые находят свое повседневное проявление в ценностном отношении к профессиональной и исследовательской деятельности, готовности личности к научному познанию на основе имеющихся исследовательских знаний, умений и навыков, способностях личности выстраивать собственную систему исследовательской деятельности.

Исследовательская культура, наряду с профессионально-этической, социально-педагогической и организационно-управленческой культурой является частью профессиональной культуры бакалавра образования. Она предполагает владение будущими учителями начальной школы методологией и методами исследовательской деятельности. Процесс формирования основ исследовательской культуры у будущих учителей начальной школы становится доминирующим в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Важным компонентом профессиональной подготовки является исследовательская деятельность студентов. В рамках её закладываются основы научной организации труда, формируются необходимые аналитические качества, востребованные в профессиональной деятельности.

Проблемы развития исследовательской деятельности как компонента профессиональной подготовки нашли свое отражение в работах И. Б. Карпауховой, Ф. К. Савиной, С. М. Тутарищевой, Т. И. Торгашиной, Е. Ф. Федоровой, В. А. Яковлева, А. В. Ястребова и др. В них отмечается значимость данного рода деятельности для развития интеллектуальных качеств личности, обосновываются формы и методы её организации в вузе [1].

Отдельные аспекты формирования исследовательской культуры у школьников, студентов, курсантов, педагогов раскрыты в трудах В. И. Марковой, О. Г. Морозовой, И. В. Носаевой, Т. Н. Шаповой, C. B. Шмачилиной, М. В. Чистовой и др. Технологии профессионально-ориентированного обучения раскрыты в трудах М. Я. Виленского, П. И. Образцова, А. И. Умана и др. [2].

Несмотря на достаточно высокий уровень изученности данного вопроса, в настоящее время возникло противоречие между объективно растущей потребностью в исследовательской культуре учителя и неразработанностью механизмов ее формирования в системе профессиональной подготовки, так как научная работа — исключительно напряженный, творческий труд, который требует полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженности, творческого мышления, чувства нового, стремления познать неведомое.

В настоящей статье, хотелось бы остановиться на профессиональных качествах исследователя, для того, чтобы способствовать их формированию в профессиональной подготовке будущих учителей начальной школы.

В истории науки было немало попыток перечислить наиболее важные профессиональные качества ученого-исследователя, среди которых выделяют: хорошую память, умение сосредоточиться, уйти в себя, научную фантазию, интеллектуальную независимостью, т. е. самостоятельность мышления; увлеченность, страстность, одержимость и настойчивость в науке. В. А. Обручев выделяет три основных принципа плодотворной научной деятельности: планомерность, аккуратность и любовь к творчеству. И. П. Павлов полагал, что ученого-исследователя отличают: научная последовательность, прочность познания азов науки и стремление идти от них к вершинам человеческих знаний, сдержанность, терпение, готовность и умение делать черновую работу, терпеливо накапливать факты, научная скромность, готовность отдать науке всю жизнь. К. И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности [3].

Важное качество исследователя — психолого-педагогическая направленность, проявляющаяся в постоянном стремлении к достижению главной цели — формированию и развитию личности обучающегося, повышению качества его воспитания и обучения. Исходя из сказанного, к профессионально важным качествам будущего учителя начальных классов как исследователя следует отнести: оптимизм — веру в возможность улучшить положение дел, выработать оптимальные варианты творческого развития обучающихся, гуманизм, предполагающий доброту, отзывчивость, сердечность к людям, справедливость, уравновешенность, терпимость, сдержанность, самообладание; умение вести исследовательскую работу честно, согласуясь со своей совестью. Это в свою очередь предполагает требовательность исследователя к себе и людям, т. е. следование нормам морали, добросовестное исполнение своего профессионального долга. Существенное значение в исследовательской работе имеет общительность и коммуникабельность. Все названные профессионально важные личностные качества определяют авторитет исследователя, слагаемыми которого являются: глубокие разносторонние специальные знания; владение профессиональными и исследовательскими навыками; наличие психолого-педагогических способностей; общая педагогическая культура; умение общаться с людьми; поведение в соответствии с нормами профессиональной психолого-педагогической этики.

Таким образом, к исследователю, как профессионалу предъявлялись и предъявляются исключительно высокие требования, находящиеся на пределе возможностей человека и требующие от него полной самоотдачи, которое сложно, но можно осуществить в рамках профессионального образования. Обобщая основные профессионально важные качества личности будущего учителя — исследователя, правомерно представить их в следующем виде [4].

1. Общие психолого-педагогические качества:

-          профессиональная психолого-педагогическая направленность;

-          социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к научно-исследовательскому труду, справедливость и доброжелательность к людям; общительность, требовательность к себе и людям.

2. Профессиональные психолого-педагогические качества:

-          психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и практическая подготовленность;

-          развитые психолого-педагогические способности: коммуникативные, перцептивные, проективные, суггестивные, эмоционально-волевые, конструктивные, дидактические, организаторские, познавательные, экспрессивно-речевые, творческие (креативные).

3. Индивидуальные профессиональные психолого-педагогические качества:

-          психолого-педагогическая направленность психических процессов: познавательных и эмоциональных, волевых;

-          эмоциональная отзывчивость (эмпатия);

-          развитость воли;

-          рефлексия.

Исследовательская культура проявляется в его профессиональных способностях [5]:

-          интеллектуальных (развитость научного психолого-педагогического мышления), которые определяют умение: анализировать и объяснять изучаемое, отделять существенное от несущественного; проводить психологический и педагогический эксперименты; осуществлять научный поиск в гностическом цикле «факты — модель — гипотеза — следствия — проверка»; строить на основе опытных данных теоретическую (идеализированную) модель, находить связи между количественными и качественными сторонами исследуемого явления, формулировать правомерные выводы, устанавливать границы их применимости; рассматривать процессы и явления во взаимосвязи, вскрывать их сущность и противоречия; абстрагироваться, анализировать и обобщать исследовательский материал; сюда же относится интуиция, дар предвидения, обширность знаний;

-          перцептивных, которые лежат в основе умения проникать во внутренний мир человека: необыкновенная напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость и т. п.;

-          коммуникативных, позволяющих устанавливать правильные взаимоотношения с участниками процесса исследования;

-          конструктивных, дающих возможность предвидеть ход, развитие и результаты образовательного процесса;

-          суггестивных, нацеленных на получение нужного результата путем эмоционально-волевого влияния, внушения силой слова, авторитета;

-          эмоционально-волевых, которые позволяют управлять своим внутренним состоянием, чувствами, поведением;

-          дидактических, проявляющихся в умении излагать материал, толковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно, аргументировано;

-          организаторских, позволяющих организовать познавательную деятельность обучающихся, а также свою собственную работу педагога-исследователя: высокая самоорганизация, большая работоспособность;

-          научно-познавательных, которые дают возможность оперативно овладевать новой информацией;

-          творческих, позволяющих творчески решать психолого-педагогические и исследовательские задачи: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, удовлетворение не столько от достижения цели исследования, сколько от самого его процесса, непреодолимое стремление к творческой деятельности.

Таковы основные профессионально важные личностные качества будущего учителя — исследователя, определяющие его как подлинного ученого, новатора. Исследовательская культура требует огромного трудолюбия, работоспособности, умения длительное время работать с большим умственным напряжением. Эти качества существенно влияют как на проведение теоретического, экспериментального исследования, так и на процесс обобщения его результатов, внедрения научных рекомендаций в педагогическую практику. Глубокое изучение работы предшественников — не только дань уважения, признания их вклада в разработку той или иной проблемы — от него зависит качество разработки проблемы самим исследователем.

Любовь к исследовательскому труду выливается в открытия высокого ранга, только любознательность, стремление выявить истину может побудить исследователя выйти за рамки темы, увлечься научными проблемами, неожиданно возникшими в ходе исследования, на стыке различных наук и т. д. Но именно эти проблемы часто становятся теми научными находками, которые составляют золотой фонд науки. Когда исследовательский труд в радость, эффективность научных изысканий возрастает многократно.

Принципиальность исследователя проявляется многообразно. Это и отстаивание своей концепции, методики исследования, стремление к объективности результатов, аргументация выводов, с сомнением воспринимаемых теми или иными лицами и т. п. В конечном счете, принципиальность проявляется в высокой результативности научного труда, в практической действенности выводов и рекомендаций. Нравственные качества исследователя как бы вплетаются в ткань его научных изысканий, в истину. Поэтому не случайно среди наиболее важных характеристик личности исследователя эксперты отмечают именно их.

В процессе научной работы исследователь вступает в непростые отношения с испытуемыми, эффективность научного исследования зависит от умения этически правильно построить взаимоотношения с окружающими. Как показывает практика, проблем здесь возникает немало, так как современные психолого-педагогические исследования все в большей степени требуют коллективных усилий. Это обусловлено чрезвычайно сложным объектом исследования, необходимостью накопления большого объема экспериментального, эмпирического, а нередко и теоретического материала. Все это ставит отдельного исследователя, решающего конкретные прикладные научные задачи, перед множеством аргументов, фактов, данных, осмыслить которые всесторонне и глубоко в относительно короткий промежуток времени предпочтительнее, используя коллективный разум, интеллект научного коллектива. Неслучайно наиболее фундаментальные открытия, постоянные научные успехи сопутствуют не отдельным авторам, а творческим педагогическим коллективам, в которых царит дух доброжелательности, товарищеской взаимопомощи, подлинной научности.

Исследовательская культура — это непрерывный поиск, столкновение мнений, научных идей. Важно, чтобы она не превратилась в столкновение личностей, иначе под видом развития исследовательской культуры, принципиальной борьбы мнений начнется утонченное сведение личных счетов, и исследователи станут ориентироваться не на истину, а на межличностные отношения. Все это разъедает науку, снижает эффективность научного потенциала, создает конфликтные ситуации, негативно сказывающиеся на научной деятельности, психическом здоровье людей. Причем более развитый в интеллектуальном отношении человек оперирует и более утонченными средствами, приемами нарушения профессиональной этики. Поэтому требовательность к самому себе, к коллегам, профессиональная этика в научно-педагогических коллективах должны быть самого высокого уровня [6]. Внедрение результатов исследований в педагогическую практику также предъявляет требования к исследовательской культуре ученого. Так, например, применение в целях профессионального отбора сомнительных методик, тестов без предварительного определения их валидности и надежности — этическое преступление, которое негативно влияет на результат исследования.

Успех деятельности исследователя во многом зависит от стиля профессионального общения, т. е. индивидуально-типологических особенностей его взаимодействия с респондентами, и определяется коммуникативными возможностями, его творческой индивидуальностью, уровнем развития качеств личности, обеспечивающих контакт с людьми, позволяющих раскрыть их, получить объективные данные при исследовании субъективных явлений. Оптимальный уровень общительности, обеспечивающий максимальный успех в научной работе, всегда индивидуален. В одних случаях перед началом исследования нужно пошутить, чтобы установить непринужденный контакт с респондентами, в другом — просто промолчать, в третьем вас выручит понимающая улыбка, в четвертом наибольший эффект даст общение в рамках взаимоотношений «руководитель — подчиненный» и т. д. Насколько разнообразны личности людей, настолько различно должно быть и общение с ними. В связи с этим возникает весьма специфичная проблема: для получения объективных научных данных в психолого-педагогическом исследовании сам исследователь должен владеть общением как искусством. Причем это искусство должно быть самого высокого уровня, когда человек понимает людей, чувствует их при ограниченном вербальном контакте, умеет раскрывать души и сердца участников исследования в кратчайшие сроки. При этом цель общения не должна ограничиваться только получением информации, она должна быть более фундаментальной, позволяющей оказать собеседнику необходимую нравственную, психологическую и педагогическую помощь. Это нередко требует применения в методике исследования воспитательных воздействий с целью устранения выявленных негативных явлений.

Психолого-педагогическое исследование нуждается не просто в обоснованном, но и в правильно реализованном общении с людьми, которое обеспечивает продуктивность научных поисков, способствует этому психолого-педагогический такт исследователя, т. е. его способность разумно и умело использовать арсенал средств воздействия на личность и взаимодействовать с ней. У опытного экспериментатора эта способность проявляется в выборе таких средств, которые помогают регулировать взаимоотношения с людьми, не нарушают разумной меры в употреблении средств и способов влияния на них.

Таким образом, научное исследование — это огромный труд. Отдаться ему полностью, самоотверженно может далеко не каждый. Формирование профессиональных качеств является первым и важным шагом в развитии исследовательской культуры в профессиональной подготовке. Обзор исследований, посвящённых вопросам развития исследовательской культуры в профессиональной подготовке будущего учителя начальной школы, показал, что проблема формирования его профессионально значимых качеств уже много лет рассматривается в научно-педагогической литературе как социально значимая проблема и не теряет актуальности по сей день, приобретая иное наполнение. Решение этой проблемы напрямую связано с формированием готовности будущего учителя — исследователя к профессиональной деятельности в Новой начальной школе.

Литература:

1.                 Ардашева Н. В. Формирование исследовательской культуры студентов в учебно-познавательной деятельности.- Кемерово, 2011 г.

2.                 Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. — М.: Знание, 1978.-173 с.

3.                 Климова Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя. Автореферат дис. док. пед. наук, Оренбург, 2001.

4.                 Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192с.

5.                 Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал: (Психологические проблемы) / Л. М. Митина. — М.: Дело, 1994. — 215 с.

6.                 Талманова Т. М. Формирование исследовательской компетенции учителя начальных классов в системе непрерывного образования: дис. канд пед. наук / Т. М. Талманова. — М., 2003. — 237 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle