Библиографическое описание:

Сафаргалина Ж. Н. Стимулирование организационно-управленческих умений студентов педагогических колледжей в условиях студенческого самоуправления [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 149-151.

На современном этапе социально-культурного и экономического развития страны концепция модернизации среднего профессионального обучения признается приоритетным аспектом образовательного процесса. Эта концепция ориентируется на образование, развитие и воспитание выпускников ссуза как личностей, способных к созидательным решениям личностных и общественных проблем.

Специфика образовательного процесса совместно с внеучебной деятельностью в педагогическом колледже позволяет формировать устойчивые интересы к профессиональной деятельности и организационно-управленческие умения, способствующие ее компетентному управлению. А это означает, что «познавательный интерес студента направляется не только на содержание того или иного вида знаний, но и на процесс развития умений, на процесс самостоятельной деятельности, при которой происходит оперирование не только ранее приобретенными умениями, способами и приемами, но и овладение новыми, их совершенствованием» [1].

Организационно-управленческие умения у студенческой молодежи представляют собой освоенный субъектом способ выполнения действий по анализу производственной ситуации, формулировке целей и альтернативных способов их достижения, выбору оптимального решения, организации работы коллектива исполнителей по реализации принятого решения, контролю и коррекции решения производственной задачи, информационному обеспечению производственной деятельности.

Стимулирование организационно-управленческих умений у студенческой молодежи представляет собой совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих молодежь активно участвовать в социально-культурной деятельности студенческого самоуправления и получающих, таким образом, мотивационную направленность находиться в его рядах.

У студентов существуют различные мотивы для участия в деятельности органа самоуправления студентов. Типология мотивации студентов основывается на концепции иерархии потребностей, разработанной американским ученым Маслоу А. В таблице ниже представлена данная типология. (См. Таблицу)

Стимулирование организационно-управленческих умений студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности в основном направленно на развитие различных мотивов участия в самоуправлении. И на первых порах более активно проявляется мотивация «творческая», однако, в дальнейшем происходит разностороннее развитие личности студента практически всех типов. При активной деятельности студента во внеучебной сфере педагогического колледжа у него растет понимание значимости карьерного роста, укрепляется мотивация принадлежности к деятельности педагогического колледжа, открывая большие возможности для общения, обретения новых друзей и единомышленников и т. д. Потребительская и защитная мотивации участия в самоуправлении не занимают приоритетных позиций, отходя на второй план.

Таблица

Типология мотивации участия в студенческом самоуправлении

Мотивация

Стремления

1.Потребительская

Получение от студсовета (или посредством его) конкретные материальные блага

2.Защитная

Защита на случай отчисления, несправедливых действий администрации и др.

3.Принадлежности

Иметь возможность общения с единомышленниками, совместно добиваться своих целей, быть частью студенческого коллектива

4.Карьерная

Возможность проявить в самоуправленческой деятельности свои деловые и лидерские качества, стать специалистом в определенной области

5.Творческая

В рамках студсовета заниматься интересным делом, добиваться общественно и личностно важных целей, возможность развивать социально-культурные способности

Стимулирование организационно-управленческих умений средствами социально-культурной деятельности создает:

-          мотивационную среду, направленную на побуждение студента к сознательному овладению организационно-управленческими умениями;

-          творческие ситуации, способствующие активному участию студента в формировании целей и организации работы в команде, критической оценке своих действий и действий членов коллектива, принятию ответственных решений и оценке их последствий, осуществлению информационного обеспечения принимаемых решений.

Проведенная в Златоустовском педагогическом колледже опытно-экспериментальная работа дала заслуживающие внимания результаты, а именно нами были выделены и апробированы следующие уровни включения в организационную деятельность студ.совета всей студенческой массы:

1.                  Пассивный уровень проявления организационно-управленческих умений — этим студентам свойственен частичный или полный отказ от социально значимой деятельности, участия в различных формах общественной жизни и т. д. При этом причины пассивного поведения студенческой молодежи могут быть различными: отсутствие потребности в общественной деятельности и, как следствие, интереса к ней; не достаточная сформированность соответствующей психологической установки; недостаточность владения полноценной информацией и нежелание осуществлять ее поиск; неразвитость комплекса необходимых навыков и умений; психофизиологическая неспособность и пр. Молодежь, склонную к такому поведению, можно разделить на материалистов, прагматиков с конкретными интересами, и на лиц, движимых чувством социальной сопричастности («все прыгнут, и я прыгну — все будут участвовать в деятельности самоуправления, и я буду»). Уговаривать подобного рода студентов нет смысла, только потеря времени и авторитета. В данном случае необходимо рассказывать о возможностях стимулирования деятельности студсовета, сделав акцент на том, что интересует конкретную целевую группу, убедительно объяснив возникающие вопросы и неясности. Благодаря подобной работе со студентами этого уровня проявлений организационно-управленческих умений, они довольно часто переходят на следующий более высокий уровень. И те, кого из студентов это глубоко интересует, обратно уже не возвращаются к прежним пассивным формам поведения.

2.                  Активный (или включенный) уровень проявления организационно-управленческих умений. Студенты этого уровня находятся в поиске применения своей энергии. Главная задача в работе со студентами этого уровня заключается в привлечении к активной работе в социальных проектах и деятельности студсовета. Студенты активного уровня организационно-управленческих умений способны участвовать на всех этапах подготовки, создания и реализации проектов и деятельности студенческого совета. Проблема может возникнуть в тех случаях, когда подобные молодые люди не будут заинтересованы, а точнее простимулированы, в оказании помощи студенческому самоуправлению, а найдут себе другую сферу применения активности. В этом случае, довольно часто, студенты разочаровываются и возвращаются к пассивному уровню проявления организационно-управленческих умений во внеучебной деятельности педагогического колледжа. И вернуть их доверие бывает очень трудно.

3.                  Идейный уровень проявления организационно-управленческих умений. Студентов данного уровня не нужно ни на что подталкивать, они сами все найдут и организуют. Чаще всего это харизматичные талантливые личности обладающие инициативой, прекрасными организаторскими способностями и творческими качествами, прекрасно разбирающиеся в деятельности студенческого самоуправления, документации и т. п. Главное в работе со студентами этого уровня не уронить в их глазах авторитет самоуправленческой организации. Эти личности взращиваются из активных студентов предыдущего уровня поведения.

В итоге можно сделать вывод о том, что практическая деятельность студенческого самоуправления для студентов педагогических колледжей, находит отражение: в способности человека изменять самого себя, в активном влиянии педагогов, жизненных ситуаций на интересы студента, склонности, мотивы, потребности, творческие способности и формировании организационно-управленческих умений. В процессе студенческого самоуправления одновременно развиваются не только объект управления, но и сам субъект управления, меняются и развиваются уровни организационно-управленческих умений, позволяя использовать приобретенные умения и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности.

Наше исследование в этой области на базе Златоустовского педагогического колледжа продолжается. И мы можем сегодня уже утверждать, что выпускники педагогических колледжей, которые старательно готовят свое портфолио при его подготовке не маловажное место уделяют критерию «активное участия во внеучебной творческой, организационной и другой деятельности». А именно результативность в этой деятельности и отражает формирование у них организационно-управленческих умений.

Литература:

1.         Балян А. В. Формирование организационно-управленческих умений у специалистов-продюссеров культурно-досуговых программ — Дисс. …канд.пед.наук. — М., 2003.

2.         Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник. — М.: Феникс, 1997.

3.         Чижиков В. М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник. — М.: МГУКИ, 2008.

4.         Шаламова Л. Социальная активность молодежи: принципы управления // Высшее образование в России. — 2006. — № 8. — С. 96.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle