Библиографическое описание:

Малютина Е. В. Моделирование педагогического сопровождения становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 46-52.

В статье представлен синтез методологических подходов как обоснование структурно-функциональной моделипедагогического содействия становлению образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе.

Ключевые слова: модель, моделирование, аксиологический подход, личностно ориентированный подход, герменевтический подход, педагогическое содействие, образ «Я».

Моделирование как метод освещен в трудах В. Г. Афанасьева, Л. М. Фридмана, В. А. Штоффа и др. Ученые выделяют различные виды моделей. При построении модели педагогического содействия становлению образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе мы опирались на структурно-функциональную, так как нам понадобилось отразить этапы и функции изучаемого нами педагогического явления. Выбор аксиологического, личностно ориентированного и герменевтического подходов обусловлен ключевой задачей нашего исследования: повышенное внимание к личности ребенка в образовательном процессе дошкольного образования (личностно ориентированный подход); направленность педагогического содействия на нравственные ценности общества (аксиологический подход); характер и содержание педагогического содействия (герменевтический подход).

Рассмотрим подробнее каждый подход.

Аксиологический подход рассматривается нами как общенаучная основа в рассмотрении содействия Значимых взрослых становлению образа «Я» ребенка дошкольного возраста. Аксиологический подходпредставлен такими учеными, как Н. Л. Худякова, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др). По мнению, В. А. Сластенина данный подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития [7]. Считается, что понятие «Аксиология» (от греч. axia — ценность и logos — слово, идея) введено в научный оборот еще в 1902 г. французским философом П. Лапи, а уже в 1908 г. его активно использовал немецкий ученый Э. Гартман. В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Более развернутое определение дается в «Педагогическом словаре» Г. М. Коджаспировой: аксиология — философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, об их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития [3]. Ценность — (по В. П. Тугаринову) — не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала [11].

Е. С. Рапацевич трактует ценность, как любой объект (в т. ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательней смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения [6].

Применительно к образовательному процессу, аксиологический подход раскрывает цели педагогической деятельности, которые определяются конкретными мотивами, адекватными тем потребностям, которые реализуются в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся: потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия «личность ребенка» и «Я — профессионал» оказываются взаимосвязанными. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога [10].

С учетом становления образа Я дошкольника необходимо создать такую систему ценностей, которая бы позволила осуществить созидание личности в процессе усвоения социального опыта и его вхождение с помощью взрослых в самый широкий контекст существования и развития культуры и ее ценностных оснований. При этом общечеловеческие ценности должны заранее родиться в опыте личности ребенка дошкольного возраста, иначе они не могут быть адекватно ею присвоены. При межличностном взаимодействии ребенка дошкольного возраста с миром взрослых и сверстников мы большое внимание уделяем формированию нравственных ценностей общества, таких как взаимопонимание, справедливость, уважение к личности другого человека и др.

Аксиологический подходвстановлении образа Я детей дошкольного возраста предполагает общение и сотрудничество с каждым ребенком как с наивысшей ценностью жизни. Реализация данного подхода обеспечивает возрождение полноценного детства, создание условий для ситуаций успеха в игровой и творческой деятельности. Аксиологический подход определяет также важность создания условий для зарождения и развития позитивной «Я-концепции», адекватной нравственным нормам конкретного общества.

Главная цель воспитания личности, по мнению Р. М. Чумичевой, состоит в создании условий для возможно более полной реализации человеком своего «Я», своих способностей и возможностей, самовыражения и самореализации в социуме и культуре своего народа [13]. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры, истории обеспечит фундамент для развития ценностных ориентаций, смыслов и прочного опыта жизнедеятельности. В опыте формируются личностные позиции и качества участников деятельности на фоне раскрытия потенциалов и развития способностей, раскрытия отношения к обсуждаемым событиям и явлениям, при этом формируется образ «Я» и утверждается основа гармоничной целостной «Я-концепции». В своем исследовании мы опираемся на личностные ценности субъектов образовательного процесса, так как именно эта группа ценностей отражает то, что значимо для человека само по себе, то, что и формирует эмоционально-оценочную сторону образа Я [9]. Становление смысловых образований в личностных структурах связано с динамикой процессов сознания, через которое происходит познание окружающего мира, осознание собственного «Я» в этом мире с ориентацией на вечные ценности — Человек, Семья, Отечество, Культура, Мир, Земля и др. В результате постижения данных ценностей ребенок научается саморегуляции поведения в настоящем и будущем, научается создавать продукты деятельности. Воспитательный эффект аксиологического подхода состоит в том, что он обеспечивает развитие в первую очередь эмоциональной и ценностной составляющей личности ребенка, а также формирует мотивационно-ценностный, познавательный, поведенческий образ человека, идентифицирующего себя с образом реального человека или художественным образом, созданным в культуре своей страны.

Таким образом, аксиологический подход предполагает ориентир на когнитивный, оценочно-эмоциональный и поведенческий компоненты становления образа «Я» в соответствии с культурным наследием своего народа.

Личностно ориентированный подход в самопознании и развитии личностных качеств обосновывается какконкретно-научная основа. Осмысление становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста, как основы формирования гармоничной «Я-концепции» взрослого человека привело к обоснованию личностно ориентированного подхода (Л. В. Трубайчук, Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. Я. Якиманская и др.), где абсолютной ценностью является сама личность в ее самобытности и целостности. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ личностно ориентированного подхода внесли такие ученые, как Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова, И. С. Якиманская, опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. В. Зеньковский, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, В. П. Зинченко, О. Ф. Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых — представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне, Я. Корчак, С. Френе, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.).

Личностно ориентированный подход (Е. Н. Степанов) — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности [8]. Данный подход связан со становлением образа «Я», так он устанавливает связи ряда понятий:

-          индивидуальность как неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности его черт, отличающие его от других;

-          личность как постоянно изменяющееся системное качество, характеризующее социальную сущность человека;

-          самоактуализация — осознанное активное стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

-          самовыражение — процесс и результат развития, проявление своих качеств и способностей;

-          субъектность — качество отдельного человека (или группы), отражающее способность быть субъектом и обладать активностью и свободой в осуществлении деятельности.

Данные понятия составляют основу содержательного блока становления образа «Я», где осознается и переживается ребенком система представлений о самом себе, отношение к себе и окружающим. Педагогическое содействие при этом проявляется в деятельности Значимого взрослого по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успехами в образовательной деятельности и т. д.

Основными принципами содействия становления образа «Я» в парадигме личностно ориентированного подхода (по Е. Н. Степанову) являются:

1.                 Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей и адекватно отразить их в «образе Я» — «Я реальное».

2.                 Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и содействовать их дальнейшему развитию, прогнозируя «Я перспективное».

3.                 Принцип субъектности призван помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе взаимодействия детей дошкольного возраста. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

4.                 Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивного «Я-образа» ребенка.

5.                 Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а создание внутренней мотивации обусловливает педагогическое содействие становления «образа Я» [8].

Герменевтический подход (Р. Р. Денисова, Г. И. Рузавин, М. М. Бахтин, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, Ф. Крон, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер) рассматривается нами как методико-технологическая основа исследования. Слово «герменевтика» с греческого языка переводится как «разъясняющий», «истолковывающий». В основе этого подхода лежит философская герменевтика − философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на основополагающих идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля.

С позиций герменевтики, воспитание − это обращение к психическому опыту субъекта, к его «жизненному миру», который проявляется как переживание. Такой феномен, как психическое переживание, осваивается только в рефлексии, т. е. человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе. Это в одинаковой мере относится и к воспитателям, и к воспитанникам. Поэтому переживания ребенка — главный предмет деятельности воспитателя. Именно переживания (а не поведенческие реакции или высказываемые суждения) должны возникать в ситуациях педагогического взаимодействия, которое всегда организуется как диалог взрослого и ребенка. Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями [1]. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, «проживания» воспоминаний из детства. Такой педагог не будет руководить ребенком, наставлять его, а сможет сотрудничать с ним как старший товарищ. Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры. Поэтому для воспитания очень важно обращение к классическим образцам в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы уже истолкованы великими авторами и надо только открыться им. Для сторонников герменевтического подхода всегда важна прошлая жизнь ребенка, оставшиеся переживания, их соотнесение с нынешней жизнью. Понимание конкретного поступка ребенка возможно только при понимании его личности, а понимание личности невозможно без понимания социокультурных реалий эпохи [1].

Таким образом, применительно к педагогическому содействию становления образа «Я» ребенка оно означает умение педагога растолковывать, раскрывать, интуитивно чувствовать и даже угадывать в каждом ребенке личность, его внутренние и потенциальные возможности: талант, способности, уникальность, индивидуальные особенности и на этой основе проектировать его индивидуальный образовательный маршрут. Понимание воспитателем особенностей развития личности дошкольника, связанного с проявлением его субъектного начала, обеспечивает ему выход из физической оболочки, осознание своего «Я». Воспитатель, действующий с позиций герменевтического подхода, признает у воспитанников любого возраста свои особые жизненные ценности.

Синтез всех выше перечисленных подходов составляет методологическую основу педагогической содействия становлению образа Я дошкольника, который позволяет выделить истоки взаимосвязи социального и личностного факторов в развитии личности дошкольника, взаимодействия взрослого и ребенка, синтеза разных видов детской деятельности. Обращенность к личности, стремление удовлетворить ее растущие познавательные потребности, умелое сочетание социальных и личностных факторов позволит образовательной деятельности в дошкольной организации максимально адаптироваться к индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста как развивающемуся социокультурному феномену, гибко реагировать на социальные и культурные изменения среды.

Анализ психолого-педагогической литературы и осмысление проблемы педагогического содействия становлению образа «Я» детей дошкольного возраста позволили разработать структурно-функциональная модель (рис.1).

Под моделью в нашей работе понимается целостная структурно-функциональная организация процесса содействия становления образа «Я», где представлена поэтапная работа по ее реализации. Центральным системно-образующим звеном модели является цель, сформированная на основе социального заказа общества — обеспечить полноценное развитие личности ребенка в образовательном процессе. Проектирование структурно-функциональной модели педагогического содействия становлению образа «Я» дошкольника в образовательном процессе позволяет воспитателю переосмыслить традиционную логику построения образования, выделить в ней новые приоритеты и ценностные ориентиры педагогического содействия.

В структуре спроектированной модели мы выделили следующие блоки:

1.                   Мотивационно — целевой блок включает цель, определенную на основе социального заказа общества — обеспечить полноценное развитие личности ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе;

2.                   Содержательный блок определяет содержательную основу педагогического содействия становления образа «Я» ребенка;

3.                   Процессуальный блок обеспечивает реализацию методики содействия становлению образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе;

4.                   Оценочно-результативный блок отражает результат педагогического содействия становления образа «Я» дошкольника и его анализ.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель педагогического содействия становлению образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе

Все блоки данной модели взаимосвязаны и раскрывают внутреннюю структуру процесса педагогического содействия становления образа «Я» дошкольника. Блоки становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста обеспечивают целостность и управляемость образовательным процессом, так как реализуют следующие функции: мотивационную, личностно ориентированную, деятельностную, рефлексивную.

Мотивационная функция ориентирует на становление образа «Я» как грани вхождения в социум.

Личностно ориентированная функция проявляет социально-ролевое «Я» во взаимодействии детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми на основе нравственных ценностей.

Деятельностная функция обеспечивает познание психологического «Я» при формировании личностного опыта ребенка дошкольного возраста в образовательной деятельности, где «Я» проявляется как субъект активности, что позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом гендерный специфики, обеспечивающего полноценное развитие дошкольника.

Рефлексивная функция позволяет отражать ориентиры познания ребенком самого себя как представителя определенного пола, члена семьи, гражданина страны, сопряженного с оценкой другого и самооценкой, определяющие выбор способов поведения в социуме с учетом гендерных ролей и нравственных ценностей общества.

Так были определены компоненты становления образа «Я» ребенка: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Рассмотрим содержание каждого компонента и методы его реализации в образовательном пространстве ДОО.

Когнитивный компонент включает знание дошкольника о себе как представителе определенного пола, знание истории семьи, членов семьи, их профессии, гендерных ролях, места жительства. Содержание когнитивного компонентаопределяется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение личности познать себя в общении и деятельности и познать мир вокруг себя. Рассматривая личность ребенка, мы выделили внешние и внутренние мотивы познания, характеризующие развитие личности в целом:

-                   социальные мотивы, направленные на самоутверждение в различных социальных средах;

-                   мотивы творческих достижений, направленных на реализацию потребностей в творческом самовыражении;

-                   познавательные, направленные на удовлетворение познавательных потребностей;

-                   индивидуальные, направленные на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними побуждениями и внешними социально-педагогическими нормами и правилами.

Важнейшим и необходимым элементом познания является рефлексия как познание и анализ личностью собственного сознания и деятельности, т. е. «взгляд на собственную мысль и действия со стороны» [4]. Наличие рефлексивного компонента в развитии личности опосредовано тем, что, он выступает в качестве одного из механизмов развития интеллектуальных новообразований и детерминант в организации творческого саморазвития личности.

В качестве методов реализации когнитивного компонента мы выдвигаем следующее: методы формирования познавательного интереса через игры, дискуссии, занимательные ситуации, этические беседы, целеполагание, самоконтроль, методы, средства и формы воспитания, обеспечивающие наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия.

Использование данных методов способствует формированию мотивов в познании себя и окружающей действительности, желания преобразовывать мир, выстраивать перспективу собственных достижений, помогает развитию способностей к адекватной самооценке и самоанализу.

Эмоционально-оценочный компонент,содержащий умения оценивать действия, поступки и поведение других людей и самого себя; процессуальный блок содержит методы, формы и средства, эффективные для становления образа «Я». Данный компонент дает возможность приобретения новых знаний о себе, о других, о мире с точки зрения потребностей и интересов самого субъекта деятельности, а также позволяет представить предмет интересов и стремлений ребенка, учитывать его интересы, способности, потенциалы в становлении его как личности.

Выделение эмоционально-оценочного компонента обосновано приобщением детей к ценностям, накопленным данным обществом. В этом смысле принятие и самооценка ребенка своего образа «Я» предполагают актуализацию в ребенке осознанной потребности развиваться, совершенствоваться, творить в сложных ситуациях изменяющегося общества, социализироваться в культуре своего народа. В формировании гармоничного образа «Я» данная функция обеспечивает навыки саморегуляции и самоконтроля; внимание к собственному внутреннему миру и миру близких людей; понимание своих способностей и интересов; умение видеть себя в «зеркале» другого человека; понимание значимости полученного ребенком продукта деятельности, его назначения, ценности для себя и других.

Методами реализации эмоционально-оценочного компонента являются индивидуальный образовательный маршрут, проектирование портфолио, самооценка и др.

Поведенческий компонент раскрывает мотивы поведения ребенка в обществе на основе нравственных ценностей. Здесь важную роль играет коммуникация ребенка с окружающим миром. Взаимодействие субъектов образовательного процесса сводится к организации сотрудничества, сотворчества детей и педагогов. Коммуникации субъектов образовательного процесса реализуются в:

-                   особой целевой установке педагога на личностно ориентированный подход, стратегию сотрудничества;

-                   совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектной связи;

-                   коллективной организации деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности (коллективный субъект);

-                   диалогичности взаимодействия (обмене интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными, нравственными ценностями);

-                   преобладании эмпатии в межличностных отношениях;

-                   выборе методов сотрудничества, который обуславливается выбором приоритетов, ориентированных на конечный результат — совершенствование человека с учетом суверенитета субъектов [5].

Также важно уделить внимание образовательной среде, так как взаимосвязь среды и личности в образовательном пространстве позволяет объяснить аспекты поведения и развития ребенка [5]. Развивающая предметная среда содержит социокультурные и предметные природные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка [2], формирование его личностного опыта в образовательной деятельности, обеспечивающего развитие его личностных качеств.

Для реализации поведенческого компонента мы использовали следующие методы: методы убеждения в значимости, разъяснение личной значимости, методы повседневного общения, делового, дружеского, доверительного взаимодействия: метод уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие, побуждение, сочувствие; методы поддержки инициативы, методы самоорганизации взаимодействия, совместной образовательной деятельности; метод обращения к положительным сторонам личности, метод оценки полезности созданных продуктов. Использование данных методов способствует формированию личного опыта детей, развитию их личностных качеств, становлению целостного гармоничного образа «Я».

Обозначенные компоненты становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО осуществляются при содействии Значимых взрослых (родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родственники). В нашей модели педагогическое содействие обозначено через этапы становления образа «Я» ребенка. Важно учитывать возрастные особенности становления образа «Я» дошкольника и целевые ориентиры формирования личности в целом. Поэтому одним из условий педагогического содействия становлению образа «Я» ребенка мы выдвигаем проектирование индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом гендерный специфики, обеспечивающего полноценное развитие.

Критерии становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста (когнитивный, поведенческий, оценочный) соотносятся с мотивационным, содержательным, процессуальным блоками модели и отражают педагогические условия педагогического содействия становления образа «Я» ребенка.

Когнитивный критерий — наличие знаний о себе как представителе определенного пола, семьи, детского коллектива, страны.

Поведенческий критерий — умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; представление, понимание значения своих действий; направленность на познание социальных отношений, на усвоение и соблюдение социальных норм и правил.

Оценочный критерий — способность переносить приобретенный опыт в жизнь; умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих; оценивать поступки свои и других людей.

Итак, нами спроектирована на основе интеграции аксиологического, личностно ориентированного и герменевтического подходов структурно — функциональная модель педагогического содействия становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе.

Данная модель нацелена на формирование личностного опыта ребенка дошкольного возраста в образовательной деятельности и проектирование индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка.

Литература:

1.                  Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. [Текст] / М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 с.

2.                  Киреева, Л. Г. Организация предметно — развивающей среды / из опыта работы- Волгоград: учитель 2009, с.143

3.                  Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. — М.: Академия, 2003. — 176 с.

4.                  Ладенко, И. С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии / И. С. Ладенко, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Препринт. –Новосибирск: ИИФФ СО АН СССР, 1990. –117 с

5.                  Основы организации психолого-педагогического сопровождения в инновационной деятельности образовательных учреждениях/С. А. Лисицын, Г. Е. Гун (отв. ред.), С. В. Тарасов, Е. Г. Болдышева, И. П. Корчуганова, А. В. Мартынова, Л. Ю. Орлова, Е. А. Туренко, Е. М. Туренко, Е. М. Егорова, Л. Д. Симонова, С. А. Степанов. — СПб, 2005. — 308 с.

6.                  Рапацевич, Е. С. Психолого-педагогический словарь [Текст] / Сост. е.С. Рапацевич — Минск: Соврем. Слово, 2006. — 928 с.

7.                  Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е. Н. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа — Пресс, 1998. — 512 с.

8.                  Степанов, Е. Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Н Степанов // Воспитание школьников. — 2003. — № 2. — с. 2–5.

9.                  Стеркина, Б. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование в России / Под ред. р. М., 1996. — С. 10.

10.              Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] — М.: Издательство МГУ, 1983. — 286 с.

11.              Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры [Текст] / В. П. Тугаринов — Л.: Изд.-во ЛГУ, 1960. –180 с.

12.              Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования [Текст]: учебное пособие / Н. Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. — 230 с.

13.              Чумичева, Р. М. Индивидуальная образовательная траектория: организация и сопровождение [Текст]: учебное пособие. — Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle