Библиографическое описание:

Поперечная Л. Ю. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 189-191.

В статье проанализированоиндивидуальную образовательную траекторию профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период.Определены принципы и этапы этого процесса.

Ключевые слова:профессиональное развитие учителяначальных классов, межаттестационный период, индивидуальная образовательная траектория.

Важным условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Процессом, что предопределяет создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познание и усвоение новых ценностей, стимулирует творческий поиск специалистов, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценки профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогических работников осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.

В Концепции образования взрослых в Украине на 2011–2015 годы отмечается, что «образование взрослых — составляющая системы непрерывного образования, целью которой является социально-экономическая адаптация взрослого человека к преобразованиям, происходящих в обществе; пролонгирован процесс и результат развития и воспитания личности средствами реализации образовательных программ и услуг в течение жизни» [3, с. 37]. Следовательно, непрерывное образование предполагает не только повышение уровня педагогического мастерства через курсы повышения квалификации, а организацию непрерывного самообразования, самореализации и самосовершенствования с учетом индивидуальных профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов педагога, а также требований и целей образовательной организации. В условиях непрерывного последипломного образования педагогические работники выступают целостными субъектами профессиональной деятельности, активными, свободными и ответственными в проектировании, осуществлении и творческом реформировании собственного профессионального развития.

В результате осмысления методологических основ новой образовательной парадигмы каждый педагогический работник, в частности учитель начальных классов, должен научиться: 1) проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазвития; 2) самостоятельно планировать профессиональный рост с учетом собственных педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, поведенческих моделей, ценностных установок, образовательно-личностных потребностей и запросов; 3) определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития; 4) вести самостоятельно-творческий поиск профессионально значимой информации; 5) использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личностный) в качестве источника обучения.

Межаттестационный период охватывает пространство между курсами, различные формы методической работы и самообразовательную деятельность педагога.

Межаттестационный период — это выполнение рекомендаций, реализация проектной части аналитического отчёта, улучшение практической деятельности педагога; мониторинг уровня квалификации, профессиональной компетенции, производительности педагога [1, с.406].

Определим принципы организации межаттестационного периода: динамизм, вариативность, модульность, взаимодействие, массовость, практическая направленность, результативность.

Межаттестационный период педагогического работника охватывает следующие этапы: 1. Прогностический (оценка педагогической деятельности и разработка программы самообразования). 2. Технологический (реализация программы профессионального развития). 3. Аналитический этап предполагает соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами профессионального развития.

Основные виды деятельности учителя начальных классов в межаттестационный период следующие: участие в опытно-экспериментальной работе, участие в методических заседаниях, аукционах педагогических идей, обсуждение учебно-методической литературы и т. д.

Является инновационным составление педагогическим работником индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) или индивидуального маршрута. Индивидуальная образовательная траектория — это специфическая инновация в системе повышения квалификации, что предусматривает определение перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, форм повышения квалификации, прогнозирования вероятных рисков на этом пути и средств их преодоления. Индивидуальные образовательные траектории обеспечивают расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических кадров путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентноспособности педагогов на рынке образовательных услуг. Индивидуальные образовательные траектории помогают учесть индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы педагога, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, спрогнозировать развитие по индивидуальным образовательным программам, проследить траекторию профессионального роста учителя на каждом этапе межаттестационного цикла и т. д., следовательно, максимально индивидуализировать учебный процесс [2, с.38].

Реализуя индивидуальную образовательную траекторию, учитель может наиболее полно реализовать свой творческий подход к отбору содержания, выбора методики и технологии преподавания (согласно индивидуальных особенностей: темперамента, характера и т. д.), отслеживать результаты образовательного процесса.

Принципы, которые реализуются в процессе выстраивания и реализации индивидуальных образовательных траекторий в течение всех этапов межаттестационного периода: 1) системность, вертикальная и горизонтальная целостность непрерывного образовательного процесса; 2) интеграция формального, неформального и информального образования, учебной, практической и самообразовательной деятельности; 3) учета содержания учебных потребностей педагога на различных стадиях жизненного цикла; 4) единство профессионального, общего и гуманитарного образования и т. д.

Путь непрерывного профессионального развития учителя, формирования и совершенствования профессиональной компетентности может состоять из таких индивидуальных образовательных траекторий: 1) индивидуальная траектория выявления индивидуально-личностных и профессиональных установок учителя, уровня профессиональной компетентности, сформированных компетенций, мотивации профессионального роста; 2) индивидуальная траектория осуществления вариативного выбора в многомерном дифференцированном образовательном пространстве целей и средств профессионального развития, планов, программ, проектов, спецкурсов, факультативов; 3) индивидуальная траектория изучения модульных учебных программ повышения квалификации как системы кредитных (содержательных и вариативных) модулей с выбором индивидуальных уровней и сроков освоения материала; 4) индивидуальная траектория по организации самостоятельной и индивидуальной работы на основе разработанного комплекса учебно-методических материалов, дополнительной электронной библиотеки, задач; 5) индивидуальная траектория планирования и создания методического продукта курсовой подготовки; 6) индивидуальная траектория углубления профессиональных компетенций, применение приобретенных знаний на практике; 7) индивидуальная образовательная траектория планирования и создания методического продукта межаттестационного цикла.

Следовательно, индивидуальная образовательная траектория — это результат реализации профессионально-личностного потенциала педагога через осуществление соответствующих видов деятельности на всех этапах профессионализации.

Проектирование и реализация профессионального развития педагогического работника, в частности учителя начальных классов по индивидуальным образовательным траекториям основывается на инновационных требованиях общества и образования, потребностях современного рынка труда, теоретических положениях андрагогического и компетентностного подходов к организации процесса, научно обоснованной модели внедрения системы непрерывного образования.

Индивидуальная программа профессионального развития учителя начальных классов состоит из следующих разделов: изучение психолого-педагогической литературы; разработка програмно-методического обеспечения образовательного процесса; усвоение учителем педагогических технологий; создание собственной методической системы; разработка диагностического инструментария; участие в реализации программы развития учебного заведения, в системе методической работы; обучение на курсах повышения квалификации; участие в работе творческих экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы; обобщение собственного опыт педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-классы и т. д.).

Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития учителя начальных классов может быть портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода.

Портфолио (от франц. porter — излагать, формулировать, нести и folio — лист, страница) — досье, результаты достижений [1, с.712].

Цель портфолио — фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за 5 лет. В портфолио содержатся материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии и рукописные материалы). Эти материалы рассматриваются как свидетельство профессионализма педагога. Это позволяет педагогу провести самоанализ профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального развития, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. В методический портфолио педагог может вложить разработанные им в межаттестационный период научно-методические разработки, публикации в различных научно-методических изданиях, средствах массовой информации, ссылки на сайты в сети Интернет, где размещены материалы педагога, разработанные им в межаттестационный период деловые, организационно-деятельностные игры, дидактические и контрольно-измерительные материалы и другие методические разработки.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию — формирование опыта самообразовательной деятельности — развитие профессиональной компетентности — совершенствование личности и деятельности профессионала.

Литература:

1.                 Енциклопедія освіти / Акад. пед. наук України; головний ред. В. Г. Кремінь. — К.: Юрінком Інтер, 2008. — 1040 с.

2.                 Клокар Н.І. Методика вивчення професійних запитів педагогів у міжатестаційний період: метод. посіб. / Н.І. Клокар. — Біла Церква: КОІПОПК, 2007. — 92 с.

3.                 Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.gdo.kiev.ua.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle