Библиографическое описание:

Савинкова С. И. Методическая работа — ценностное ядро инновационной деятельности в условиях переходного периода к ФГОС нового поколения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 95-98.

Введение

Новое содержание образования сегодня прочно входит в жизнь школы. Думается, что именно учителю не просто в новой ситуации строить педагогическую модель деятельности. В работе тесно переплетаются традиционные формы и методы обучения и воспитания, однако время диктует новый социальный заказ общества к школе и это регламентируется новым Законом об образовании. Предоставление свободы в деятельности учителя, начиная с индивидуальной рабочей программы, до форм, методов технологий, используемых в практике учителя. Это предполагает: поиск новых точек соприкосновения традиционного в обучении с инновационным содержанием, или несколько иным поворотом граней сотрудничества учителя и ученика, поиск золотой середины, скорее — поиск золотого сечения, которое будет удовлетворять запросы семьи, ученика и государства в развитии индивидуальности, в раскрытии механизмов формирования нестандартной творческой личности вопреки всем социальным трудностям и проблемам. Интеграционные процессы в экономике на передний план выдвинули проблемы формирования не узко предметных навыков и умений. Раскрыть большую глубину позволяет работа по формированию надпредметных, метапредметных навыков и умений в сочетании с формированием информационно- коммуникативной компетентности в целях развития интеллектуальных умений, которые опираются на предметное содержание. В этом видится и особенность переходного периода, в котором оказалась сегодня средняя основная и средняя полная школа, в ожидании внедрения стандартов нового поколения. Заглядывая в мастерскую учителя начальной школы, мы видим интересные подходы к развитию младших школьников, однако есть опасения, что ученик в начальной школе, получив большой объем информации, в том числе по предмету Окружающий мир окажется не готовым глубоко изучать предметы естественно- научного цикла, так как чаще учителя начальной школы акцентируют внимание на предметах традиционных: математике, русскому языку, используя весь педагогический инструментарий личностно- ориентированные методики, в том числе и адаптивного обучения. А результат в средней школе снижается, главное падает интерес к учебе, следовательно не были сформированы познавательные мотивы и потребности в знаниях как у учащихся, так и родителей. Ошибки всегда исправлять трудно, но философия образования стара как мир, только воспитанием ученика можно восстановить имидж образования в обществе, жить и работать в новой ситуации. Меняется школа, меняется ученик, образовательная среда. Приоритетным становится забота о здоровье, нравственном и духовном развитии учащихся.

Это многим определяется и связано с социальным заказом общества и требованиями практической продуктивной деятельности. Переход к экономике знаний в глобальном мире ставит задачи переосмысления ценности личности. Переосмысление целей и задач образования в каждом конкретном образовательном учреждении означает появление новой стратегической линии развития личности, пробуждения внешних и внутренних мотивов познавательной деятельности, обоснования критериев,механизмов раскрытия успешной профессиональной карьеры в будущем.Это позволяет сместить акценты в определении миссии образовательного учреждения, в котором и ученики, и педагогический коллектив в целом, являются ядром для реализации парадигмы развития личности и его творческого потенциала. Личностно- деятельностный подход позволяет восстановить утраченные позиции в воспитании и развитии учащихся, потерянные в прошлые десятилетия.

Практика позволяет выявить в процессе развития творческого потенциала учащихся следующие противоречия между:

-          необходимостью повышения уровня развития творческого потенциала учащихся и существующей практикой;

-          социальным заказом в области развития творческого потенциала учащихся и инертностью (познавательной пассивностью большинства) учащихся и родителей;

-          уникальностью личностно-профессионального роста учащихся, родителей и учителей;

-          недостаточным учетом в моделировании технологий проектно- развивающей и исследовательской деятельности, способных развивать творческий потенциал;

-          необходимостью формирования творческого потенциала учащихся в стратегически важных по содержанию компонентах рабочих программ по технологии, профильной и предпрофильной подготовки учащихся, в системе элективных курсов, во внеурочной деятельности, в контакте с другими образовательными учреждениями района, города, в целях индивидуального развития каждого воспитанника. Ценным является включение форм инклюзивного обучения и воспитания в учебно- воспитательный процесс средней и основной школы Центра образования, сотрудничество в договорной форме со школой- интернатом№ 10 для слабослышащих, 561 школой — ГБОУ 8 типа профессиональными лицеями начального профессионального образования.

Формирование познавательных интересов школьников и их готовность к

самообразовательной деятельности запаздывает и ее отсутствие является существенным тормозом в поступательном движении учреждения, нацеленного на развитие личности. В основе деятельности Центра лежит принцип учета индивидуальных

склонностей и способностей учащихся в изучению той, или иной предметной области регионального компонента базисного учебного плана, имеющего углубленный технологический профиль в основной и средней школе.

Развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности учащихся;

воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе, формирование готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым, и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение; преодолевать стрессы воспитание физической культуры учащихся: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Центр образования представляет собой альтернативную форму современного образования, целью которого является оказание помощи детям и семье в социально- деятельностном развитии личности, доступности образования, доминантой которого является развитие способностей, наклонностей, интересов большой группы учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И это определяет инновационные подходы в работе самого учреждения, для которого механизмами реализации могут служить материалы ФГОС нового поколения.

Инновационной особенностью Центра образования является формирование единого поля деятельности учащихся и учителей, что выражается в создании инновационной образовательной среды. Ядром среды является ценностно- смысловая, социально- трудовая, информационно- коммуникативная ориентация учащихся и профессиональная деятельность учителей, как фактор развития ключевых компетентностей.

Инновационная ценность центра образования представляет собой совокупность внутренних связей и развития стратегических приоритетов в обучении, воспитании, развитии личности на принципах гуманной педагогики, личностно- деятельностном подходе, интеграции и использовании адаптивных методик в обучении и развитии учащихся.

Концептуально в деятельности центра образования большая роль принадлежит ориентации всего педагогического коллектива на личность, на сотворчество, которое выступает как продукт деятельности: социально значимый, обогащенный социокультурным опытом учителей. Он предполагает дальнейшую разработку и внедрение внутри центра образования современных технологий урочной и внеурочной деятельности, характеризующейся вариативностью содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания.

Актуальность и новизна содержания деятельности методического объединения состоит в метапредметном характере взаимодействия методических служб школы:

-          Формированием проектных умений учителей, включающих целеполагание, выстраивание гипотез, этапов деятельности, методических средств, ожидаемых результатов и др.

-          Формирование образовательной среды

-          Аксиологическим, гендерным подходом в организации методической деятельности учителя.

Основные направления:

Цель самообразования: расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений учителя, совершенствование предметной компетентности

Задачи:

-       Приобретение знаний в процессе самостоятельной работы;

-       Непрерывное самообразование;

-       Актуализация и расширение знаний общепедагогического характера;

-       Мотивация самообразовательной деятельности;

-       Стимулирование самообразования

Средства и методы самообразования:

-          связь с учеными;

-          связь с творческими людьми;

-          обогащение собственного кругозора: чтение, знакомство с научными материалами в собственной области знаний, использование информационных средств коммуникации

-          приобщение к искусству: посещение театров, музеев, путешествия, обзоры культурной жизни города, страны

Результаты продуктивного сотрудничества:

-          переосмысление целей и задач обучения в предметной области и воспитательной работе, выявление механизмов проектного мышления учителей

-          поиски путей самовыражения (самопрезентации)

-          создание и реализация индивидуальных и групповых проектов –

-          исследований с представлением в системе мастер- класса, проектной презентации с элементами комментирования (использованием имитационных методик, включенным экспериментом)Написанием методических рекомендаций, обобщением опыта в форме научно- педагогического исследования, сборника из опыта работы учителей и др.

-          Создание в библиотеке информационно — мультимедийного каталога учебной, методической литературы в свете ФГОС нового поколения.

-          Мониторинг и динамика психолого- педагогической диагностики учащихся современными педагогическими методами(овладение методиками мониторинга, прогнозирования, подготовки к ЕГЭ и ГИА)

Мотивация успешности и продуктивной деятельности, механизмы развития творческой активности педагога:

-          удовлетворение материальных потребностей;

-           удовлетворение социальных потребностей;

-          удовлетворение личностных потребностей

Выездные семинары, тематические семинары

Педсоветы

Методические объединения

Творческие семинары

Конференции

Экскурсии

Путешествия

Использование современных средств коммуникации

(СМИ, ТВ, Интернет, мобильная связь,

Педагогические конкурсы

Школьные

Межшкольные

Районные

Городские

Всероссийские

Международные

Обобщение опыта

Открытые уроки

Взаимопосещение уроков

Мастер-классы

Педагогические чтения

доклады

Эссе

Методические разработки

Проекты

Статьи

Брошюра

Вебинары

Интернет-сайты

Курсы: традиционные и дистанционные

Учитель сегодня - активная, мобильная, гибкая, мыслящая личность, умеющая прогнозировать деятельность в соответствии с требованиями времени.

Учитель - государственная фигура, обеспечивающая качество образования, воспитания, развития в современном мире.. Поэтому самообразование является важнейшей составляющей педагогического мастерства учителей, формой представления научно- педагогических знаний, реализацией компетентностного подхода. Следовательно, продуктивная деятельность учителей и учащихся, возможна в контексте диалога смежных предметов с опорой на гуманитарную составляющую и индивидуальный подчерк учителя и ученика - путь к успеху — ключ ФГОС нового поколения.

Надеемся, что представленный материал позволит пробудить у учителей желание глубоко заниматься самообразовательной деятельностью в целях развития профессионально-личностной компетентности и повышения качества образования и воспитания в свете современных требований

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle