Библиографическое описание:

Гончарова И. Е., Волкова А. А. Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 88-90.

Мы занимаемся разработкой личностных развивающих программ, способных помочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффективно реализуются эти программы в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм педагогической работы.

Наша цель — помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх. Повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценностей других людей, но и способствуя их повышению.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Задача учителя — специально организовать ведущую для подросткового школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия — детей друг с другом, детей и взрослого.

Развивающие программы могут, с нашей точки зрения, рассматриваться как «зона ближайшего развития» подростков. Здесь важен вопрос о преемственности этих программ в соответствии с основными потребностями возрастного развития.

При работе с младшими подростками упор делается на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на постепенное понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера. Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

При работе со старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений. В группах старшеклассников можно большее внимание уделить проблемам осознания ими своего призвания, обретения способностей видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни. Основной смысл «зоны ближайшего развития» в подростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей индивидуальности.

Чтобы уроки не воспринимались учениками формально (особенно те, которые связаны с великими событиями: День Победы, День снятия блокады и т. д.), необходимо их объединить в ряд уроков, гармонично связанных между собой, и вытекающих один из другого.

Например, тема «Блокада». Первый урок предлагается учителем. В данном случае это «Урок мужества», он посвящен дню полного снятия блокады.

Не секрет, что для детей Великая Отечественная война уже стала историей, как и Куликовская битва. Многие уже не имеют возможности послушать рассказы бабушек и дедушек о войне. А родители предпочитают об этом не говорить. Книги о войне дети не читают, не любят смотреть фильмы о военном времени. С другой стороны, телевидение транслирует фильмы, которые способствуют воспитанию жестокости.

Поэтому нужны уроки мужества, которые способствуют воспитанию патриотизма и сочувствия. С другой стороны, такой урок помогает каждому ребенку почувствовать и ощутить ценность и значимость своего мнения на уроке.

Целью занятия является:

-                   воспитание патриотического самосознания;

-                   воспитание чувства жалости к чужому горю;

-                   формирование чувства коллективизма;

-                   повышение самооценки каждого ученика.

1.                  Дети распределяются на группы по 3–4 человека. Приносят заранее приготовленные материалы: стихи, фотографии, книги…

2.                  Работа в малых группах. Каждый участник передает свой материал группе.

3.                  Отбор материала. Группам предлагается подготовить выступление для класса.

4.                  Работа в группах.

5.                  Слушаем группы. В середине выступлений предлагается почтить погибших минутой молчания.

6.                  После выступлений группам раздаются листы бумаги в форме звездочек. Каждый рисует окантовку своей звездочки. Передаем соседу слева. На этой звездочке рисуем фон. Передаем соседу слева. На этой звездочке пишем ключевое слово или фразу, что хотелось бы сказать.

7.                  Ученикам предлагается прикрепить звездочку на доску таким образом, чтобы получился салют.

8.                  Рефлексия. Читаются написанные на звездочках фразы:

Это великий день!

Хочу, чтобы помнили этот день.

Это великий день! Хотя и больно и приятно, сердце обливается кровью, зато гордость тоже не уступает!

Я бы хотел, чтобы такой войны больше не было, и чтобы люди никогда не воевали!

9.                  Заключительное слово желающих.

На следующий год ученики сами предлагают тему (желательно более узкую). В данном случае это «Дети блокады». Ученики получают возможность обдумывать вопросы и занимать позицию, выражать свои взгляды, мотивировать свою позицию, быть выслушанными и слушать других. Это достигается введением новых приемов. Такой подход позволяет активизировать всех учеников и на практике помогает им не боятся отстаивать свои взгляды.

I.                   Дети распределяются на группы по 3–4 человека. Приносят заранее приготовленные материалы.

II.                Выступления групп.

III.             Упражнение «Горячий стул».

1.                  Ленинград — красивый город.

2.                  В блокаду всем жилось тяжело.

3.                  У детей блокадного Ленинграда не было детства.

4.                  Дети наравне со взрослыми приближали победу.

5.                  В блокаду выжил тот, кто помогал и делился с другими.

6.                  Дети в блокаду быстро взрослели.

7.                  блокада оправдывала некоторые неблаговидные поступки.

IV.             Упражнение «Встань на линию».

1.                  Блокаду надо забыть, все давно прошло.

2.                  О блокаде знаю в рамках школьной программы.

3.                  О блокаде вспоминают только по памятным датам.

4.                  Свое мнение.

5.                  Знаю о блокаде много, в семье есть литература о блокаде.

V.                Каждому выдается листок. Предположим, появилась возможность вложить этот листок в дневник ребенка, живущего в те дни. Что бы вы хотели ему сказать?

VI.             Листки вывешиваются на доске.

-        Милый друг! Я знаю, тебе очень тяжело. Я знаю, что тебе страшно, но я хочу сказать: «Крепись! Не падай духом! Ленинград — город наш! Все хотят победы, и она наступит! Верь в это, верь в себя!"

-        Дети! Я знаю, вы можете все. Я знаю, вам холодно, дикий голод. Но помните только одно: Ленинград — это наш город! Мы все равно победим!

-        Вы держитесь мужественно, я перед вами преклоняюсь и думаю, что вы — хороший пример для нас.

VII.          Рефлексия.

В дальнейшем возможен более широкий выбор тем. Каждая группа может выбрать и развить свою тему. Учащимся предоставляется возможность в процессе анализа своих отношений, позиций и оценок достигать большего соответствия между словом и поступком.

Большое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. С этой целью проводятся экологические проекты.

Экологический проект — выполненная и оформленная работа по решению какой-либо экологической проблемы, улучшению состояния окружающей среды, экономии и сбережению ресурсов, охране природы, редких и уязвимых видов, информированию населения об экологическом состоянии среды обитания, повышению уровня экологической культуры населения, развитию ресурсосберегающих технологий, внедрению на практике идей устойчивого развития и т. п.

Возможные направления:

-      здоровье человека

-      сбережение ресурсов

-      экологические проблемы города

Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

Этой цели можно достичь:

-          направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность;

-          находя сторонников и партнеров среди различных ведомств, природоохранных комитетов и органов власти для совместного творческого решения местных экологических проблем;

-          проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах своих исследований и успехах в деле сохранения природы как в непосредственном общении, так и используя СМИ;

-          участвуя в экологических конкурсах и олимпиадах, представляя на суд широкой общественности обобщенные и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом с коллегами и сверстниками.

Основная цель проводимой работы — просвещение учащихся, населения по вопросам бережного отношения к природе, оказание консультации по очистке воды в домашних условиях, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовательской и экспериментальной работы.

Чистый воздух, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого хочет!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle