Библиографическое описание:

Лагунов А. Н. Формирование навыков безопасности у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях современных рисков социализации [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 92-94.

Социализация представляет собой процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в качества личности. Личность безопасного типа необходимо формировать уже в раннем школьном возрасте, т. к. процесс социализации содержит определенные риски — возможности и высокую вероятность возникновения нежелательных событий в условиях виртуальной действительности, создаваемой средствами массовой информации и киберпространством компьютерных игр.

Ключевые слова: личность безопасного типа, безопасное поведение, виртуальная реальность, риски социализации.

Особенности современных каналов и рисков социализации требуют активизации педагогического регулирования для успешного усвоения ребенком базовых общественных ценностей и становления модели поведения. Система образования обеспечивает психологическую и педагогическую поддержку личностного формирования, выявляя каналы социализации и корректируя их влияние.

Социализация — это процесс изучения, усвоения и активного воспроизведения индивидом накопленного социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в качества личности [3]. Процесс социализации содержит определенные риски — возможности и высокую вероятность возникновения нежелательных событий. Н. Д. Никандров, Г. К. Вартанян обращают внимание на многообразие рисков социализации, в том числе стихийной, а исследователи Э. Маккоби, М. И. Шилова и др., анализируя общие принципы формирования ребенка на основе возрастных особенностей, предлагают типологию рисков и каналов социализации.

К рискам современной социализации относят равнодушие или активную неприязнь к людям, жестокость, рост алкоголизма, наркомании и преступности (особенно насильственной, корыстной, не мотивированной), утрату чувства родины, равнодушие к созданию семьи, пробные браки, социальное сиротство, проституцию и массовую примитивную культуру снижающую уровень художественных потребностей [3]. И. П. Рязанцев и Г. К. Вартанян добавляют угрозу психического и физического вреда.

В результате теоретического анализа работ зарубежных и отечественных исследователей по проблеме были выделены следующие каналы современной социализации: семья; дошкольное образовательное учреждение; СМИ; общественные, культурно-развлекательные организации и общества; литература; педагогическая деятельность; улица; музыка; интернет; игрушки и игровые комплекты; коллектив сверстников [1], [2], [3], [4].

Наиболее интенсивное воздействие каналов социализации на формирование дошкольника происходит во время деятельности ребенка, способствующей активизации психологических механизмов восприятия воздействия данных средств [2, с. 62–84].

Родители отмечают отрицательное влияние виртуальной реальности на поведение ребенка. Постоянно играющие в компьютерные игры дети, легко и часто раздражаются, нервничают, «капризничают», особенно если их отвлекать от компьютера. Возникают проблемы с кормлением, поскольку снижается аппетит и вместо полноценного питания прямо перед монитором употребляются сухарики, бутерброды и т. д. Нервная система ребенка не справляется с интенсивным воздействием виртуального пространства [4]. Периодически дети просыпаются из-за «страшных снов», в которых не могут пройти уровень или убегают от компьютерных монстров.

В компьютерной игре ребенок ассоциирует себя со своим героем и в обманчивой виртуальной реальности атрофируется естественное чувство опасности. Привыкание к тому, что ушибы, раны, переломы, смерть это лишь картинки, и несколько жизней у героя значительно притупляют чувство самосохранения. Возможность сохранения жизни в компьютерной игре способствует формированию иллюзии, что в жизни все точно также и можно «переиграть». Модель «попробую, если что — переиграю» уже проявляется в поведении современной молодежи, воспитанной под влиянием игровых приставок: мы имеем распространение временных, пробных браков, частые смены работ, долгий поиск профессии [3]..

В большинстве игр реалистично изображаются насилие, убийство, агрессия, и дети воспринимают их как естественный опыт поведения [2]. Персонажи игры воспринимаются как декорации, или средства достижения цели, отсюда эгоизм и отсутствие ответственности. Ребенок искренне не понимает, за что его ругают, когда он бьет сверстника в смертельные точки, как в компьютерной игре. Воздействие виртуальной реальности деформирует понимание причинно-следственных связей реальной жизни, повышает агрессивность и виктимность ребенка. То есть в виртуальном пространстве активно формируется асоциальное поведение, регулировать и корректировать которое необходимо.

По данным исследования А. П. Савина, О. Е. Шерстневой просмотр мультфильмов, фильмов, новостей и рекламы по телевидению стали вторым по значению источником информации о реальной жизни. Многие мультфильмы, отражая фантастическую действительность, порождают разного рода фобии, деформируют представления о реальности. Большинство мультфильмов предлагают опасные и агрессивные модели поведения, например решение проблем насилием и жестокостью («положительный герой» может легко искалечить «отрицательного»). Сломанные руки, ноги, разбитый череп, глаза, вывалившиеся из глазниц, и другие ужасы физической расправы изображаются в мультфильмах не по-детски натуралистично. Дети смеются, им нравится, а раз нравится — они могут попробовать повторить действия своего кумира. В интервью многие родители отмечали, что в сюжетных играх дети чаще всего воспроизводят сцены насилия, (в том числе сексуального) из телесериалов или боевиков. В результате повышенная агрессивность и жестокость часто проявляются у ребенка уже как устоявшиеся черты характера. Нормой становится активная нетерпимость к чужому мнению и равнодушие к людям.

Серьезные опасения вызывает повышенная подверженность воздействию рекламы, как одного из современных каналов социализации. Родители отметили, что младшие школьники не только требуют рекламируемые сладости, игрушки, технику и одежду, предлагаемые рекламой, но и копируют предлагаемые модели общения и поведения. Современный рынок предлагает огромный выбор игровых комплектов для обучения учащихся безопасному поведению. Насколько активно он используется? В ходе исследования А. П. Савина, О. Е. Шерстневой выяснено, что учащиеся младших классов чаще всего играют в военные игровые комплекты (военная техника и оружие); в игрушки, имитирующие современные условия жизни (микроволновая печь, стиральная машинка и прочие бытовые приборы), в игры профессиональной направленности (доктор, продавец, хозяйка). Популярны конструкторы и развивающие игровые комплекты. Вне конкуренции электромобили, самокаты, скейтборды, роликовые коньки.

Дети предпочитают игрушки, позволяющие активно осваивать окружающий мир и наиболее яркие социальные роли [4], что естественно для данного возраста. Отсюда объективная возможность и целесообразность управления игровой деятельностью в направлении формирования навыков безопасного поведения.

Родители предпочитают играть с младшими школьниками в «монополию», лото, домино, настольный хоккей и футбол. Обучающие же игровые комплекты по безопасности применяются редко. Настольные игры по ПДД используют только 4 % (из 1448 родителей). В результате исследования так же было выяснено, что игровые комплекты по ОБЖ не применяются потому, что большинство родителей слабо в них ориентируется.

Обязательное условие социализации — общение и совместная деятельность ребенка со сверстниками. Каждый микроколлектив — это сложное переплетение межличностных отношений, но каким бы своеобразием он не отличался, в нем всегда проявляются стереотипы поведения, особенности норм и языка, присущего основным социальным группам [5].

В микроколлективах проявляются утвержденные в обществе ценности, а общение со сверстниками занимает лишь 10 место во внеурочной деятельности современного учащегося. Родители, осознают необходимость общения детей со сверстниками, но, учитывая повышенную криминальную ситуацию на улице, активно ищут новые нетрадиционные возможности социализации ребенка в коллективе. В результате наблюдается рост услуг в системе дополнительного образования, это спортивные секции, творческие мастерские, музыкальные, художественные школы и пр.

Прогулка, в домашнем воспитании на шестом месте. Обеспокоенные безопасностью родители, специально выезжают за город или в парк, и лишь иногда позволяют детям гулять во дворе самостоятельно. В интервью родители отмечали, что самостоятельно во дворе дети практически не играют.

В результате теоретического анализа педагогических исследований и опытно-экспериментальной работы были выявлены следующие риски современной социализации отрицательно влияющие на формирование безопасного поведения ребенка: — искажение базовых понятий «опасно-безопасно», «хорошо — плохо»; — формирование агрессивности и моделей агрессивного поведения; — недостаточность качеств обеспечивающих безопасное поведение в условиях повседневной жизнедеятельности; -виктимизация (проявление характеристик жертвы, формирование модели поведения жертвы); — виртуальная зависимость; — социальное сиротство (формирование патологического ощущения одиночества из-за неполноценного общения с родителями и родственниками).

Следовательно, формирование безопасной личности ребенка должно быть своевременно обеспечено педагогическим регулированием, корректирующим каналы современной социализации и обеспечивающим адекватное противодействие рискам современной социализации.

Педагогическая проблема безопасности ребенка заключается в создании условий целенаправленного формирования личности безопасного типа исходя из особенностей каналов и рисков современной социализации и учета объективных физических, психических, интеллектуальных и личностно-волевых характеристик.

Литература:

1.                  Емчура, Т. Современная молодежь и каналы ее социализации: [социальные риски и проблемы социализации молодежи как процессы выживания человечества] [Текст] / Т. Емчура // Вестник Московского университета. — Сер. 18. Социология и политология –2006. — № 3. — С. 135–140.

2.                  Марков, Б. В. Проблема человека в эпоху масс-медиа [Текст]/ Б. В. Марков // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В. В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С.62–84

3.                  Никандров, Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Электронный ресурс] / Н. Д. Никандров // Журнал «Национальная безопасность» / Медиапортал о безопасности «Хранитель». — Электрон. журн. — 02 октября, 2007. — Режим доступа к журн.: http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=7180.

4.                  Рязанцев, И. П. Социализация в сети Интернет как источник агрессивного поведения [Электронный ресурс] / И. П. Рязанцев, Г. К. Вартанян, С. В. Трофимов, О. В. Лобанова // Интернет: агрессия и толерантность [Сайт] — Электрон. журн. — 2007г. — Режим доступа к журн.: http://tolerance.mubiu.ru/base/Rjzancev.htm — Загл. с домашней страницы Интернета.

5.                  Шилова, М. И. Проблемы образования, социализации и становления характера нового поколения российских граждан [Текст] / М. И. Шилова // Образование и социализация личности в современном обществе: Сборник научных статей. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 202с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle