Библиографическое описание:

Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 38-40.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи — тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников, не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными, ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Педагог Н. А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях» [1, с.15].

В работе с дошкольниками в детском саду реализуются два основных направления деятельности: развитие творческих способностей детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.

Театрализованные игры помогают детям приспособиться к разнообразным жизненным ситуациям. Формирование композиционных умений и навыков в отражении сюжетов в процессе театрализованной деятельности способствует умению наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от спектакля кукольного театра.

Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей, проявление музыкальных, танцевальных, изобразительных способностей.

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить детей не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений.

В процессе работы выявлены трудности, которые мешают развитию творческих возможностей детей: неумение передавать замысел своими словами в виде диалогов и монологов, в виде речи героев, отсутствие двигательных умений при передаче образа.

Поставлены следующие задачи:

-         развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

-         обогащать и активизировать словарь детей;

-         стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация);

-         поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке;

-         воспитывать умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам.

Намечены разнообразные формы театрально-игровой деятельности: музыкально-ритмическая разминка, дыхательная и речевая гимнастика, литературно-художественная практика, игры, этюды, минута шалости, театральная деятельность [2,3].

Для формирования творческих способностей старших дошкольников используются следующие виды театров: настольный плоскостной, марионеток, игрушек, бибабо. Для разыгрывания используются русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лубяная избушка», «Снегурочка» и др.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Детей педагоги увлекают эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку. Воспитанники активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания.

Детей также привлекают к оформительской деятельности. Это служит психологическим настроем на предстоящую игру: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций и т. д.

После показа театра в беседе с детьми педагоги пытаются выяснить, насколько они поняли ход сказки, различия между персонажами, а также предлагают детям самим придумать собственный финал сказки.

Анализируя ответы, выяснилось, что дети остро воспринимают сюжет сказок. Некоторые дети пытались придумать собственное завершение сказки при помощи доброй феи. На этом этапе дети сблизились друг с другом, стали активнее в общении, разговорчивее. Пока дети изготавливали атрибуты, воспитатели рассказывали им об истории кукол, о быте и обычаях народа, знакомили с персонажами сказок. Также применялся метод беседы с детьми, с целью выявления отношения детей к театрализованной деятельности.

При анализе беседы обращается внимание на следующее:

1)     Получилась ли беседа, если нет, то почему?

2)     Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки и др.

3)     На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

4)     Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

5)     Какие задачи решены в результате беседы?

Основным методом обучения театральным играм является пересказ содержания сказки, чтобы ребенок вспомнил действия и слова персонажей и не путался при последующем показе.

Подобран ряд упражнений с детьми:

-        игры и упражнения по формированию деятельности в вымышленных условиях (т. е. в предлагаемых обстоятельствах)

-        упражнения на развитие сценического внимания, воображения и памяти;

-        действия с воображаемыми и реальными предметами (одиночные и с партнерами);

-        упражнения на развитие образных представлений (движения хитрой лисы, движения, испуганного зайчика и т. д.).

Проводились беседы о способах художественно-образной выразительности в кукольном театре. Детям показали несколько вариантов целесообразного размещения декораций. Внимание детей обратили на то, что в каждой сказке есть разные персонажи, которые не могут говорить и двигаться одинаково, что у каждого из них есть свои привычки, свои особенности.

Задания детям:

1.      обыграть ситуацию — зайчику холодно — хитрая лиса идет к домику зайчика с намерением выгнать его оттуда;

2.      петух разговаривает с зайчиком, выясняет, почему зайчик грустный;

3.      интонацией, голосом показать характер трусливого зайца, хитрой лисы, храброго петуха;

4.      развитие воображения: оживи предмет; представь себя чашкой; книгой; шваброй.

Применялся прием чтение в лицах следующих произведений: Ю. Владимиров «Чудаки»; С. Городецкий «Котенок»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька.»..; Э. Успенский «Разгром».

Методические приемы дают результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Эффективность данной работы с детьми была бы невозможна без тесного взаимодействия с родителями. Дети совместно с родителями выполняют домашние задания. Рассказывают дома сказки родителям, братьям и сестрам. Проводятся беседы, консультации, оформляются специальные уголки, папки-передвижки, выставки детских работ.

В результате разработки темы выработаны следующие методические рекомендации для воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений:

1.                  Не старайтесь часто вносить в группу новые игрушки лучше показывать, как можно по-разному использовать одни и те же игрушки.

2.                  Играя с детьми нужно учитывать их интересы и предпочтения, в игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.

3.                  Чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет для него игра.

4.                  Использовать разнообразные виды театров при разыгрывании знакомых сюжетов сказок.

Литература:

1.      Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972 г. -287с.

2.      Театр кукол и игрушек в ДОУ. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3–7 лет. //автор/составитель: Власенко О. П. Издательство: Учитель. — 2009 г. -266 с.

3.      Ребенок в мире сказок. Музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4–7 лет//автор/составитель: Власенко О. П. Издательство: Учитель.- 2009 г. 411 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle