Библиографическое описание:

Егорова Е. М., Каламалова Н. А. Роль проблемных задач в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 113-116.

Сегодня вопрос о развитии познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития в теории и практике специальной педагогики стоит особенно актуально. Исследования последнего времени показали: дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.

К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня развития познавательной деятельности, что является одним из показателей подготовки их к школе. У детей с задержкой психического развития на фоне первично-сохранной познавательной деятельности отмечается недоразвитие наиболее сложных форм мышления, обусловленное повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться на предложенном заданием. Все это приводит к неуспеваемости детей в общеобразовательной школе.

Задержка психического развития — замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

В познавательной деятельности обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают навыками познавательной деятельности, не умеют самостоятельно познавать окружающий мир. Большая роль отводится в этом специализированному дошкольному образовательному учреждению.

Основы деятельности были заложены еще психологом Л. С. Выготским, которым указано, что огромное значение для становления детской индивидуальности имеет умственная активность самого ребенка, единство аффекта и интеллекта в его развитии.

Развитие познавательной деятельности — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания [1, с.24].

С. Л. Рубинштейн, исходя из конкретных представлений о механизмах развития человека, сформулировал ряд положений: для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения.

От педагога же требуется целенаправленное постоянное стимулирование, способствующее возникновению у дошкольника потребности в познании как источника активности личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес (Г. И. Щукина) [2].

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с задержкой психического развития. Как правило, дети с задержкой психического развития инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка.

Дети с задержкой психического развития пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат проблемные задачи.

В основе активизации познавательной деятельности лежит преодоление интеллектуальных затруднений в процессе решения задач проблемного характера, требующих поиска новых способов их решения.

Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.). Задача может быть сложной, она имеет много действий, конечный результат значительно удален от начального этапа решения и т. п. (И. Я. Лернер), но не трудной, если человеку известен способ ее решения. И, наоборот, совсем простая задача может представлять определенную трудность, если способ ее решения неизвестен, его нужно искать. Трудность (а не сложность), которую преодолевает человек в процессе поиска решения, является важной отличительной чертой проблемной задачи [2].

Именно новое ведет детей от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Новое активизирует внимание, обеспечивает сосредоточенность его, возбуждает мысль, вызывает интерес. Прибавление к прежнему нового ведет к более глубокому осмыслению ранее усвоенного, и тем самым, обеспечивает развитие познавательной деятельности, умственное развитие ребенка.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Взрослый ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа познавательной деятельности — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Цели, которые ставит педагог, применяя задачи: развитие познавательных и интеллектуальных умений (обследовательские действия, операции сравнения, сортировки, классификации, обобщения, логические действия); формирование системных знаний об окружающем мире, развитие познавательного интереса [3].

Например, воспитатель приносит в группу глобус с географической картой мира. В свободное время предлагает детям рассмотреть глобус и подумать, что обозначает пять цветов: синий, зеленый, желтый, коричневый, белый; затем найти знакомое им море, реку, определить, например, чем горы отличаются от пустыни.

Главное на данном этапе привлечь внимание детей к глобусу, вызвать интерес и желание узнать больше. После вопроса к детям: «Почему нет белого цвета в центре глобуса или желтого цвета вверху?» — воспитатель, предварительно выслушав все «версии» детей, предлагает им посмотреть, что происходит на земле, когда светит солнце. С помощью экспериментирования и опытов он демонстрирует распространение тепла и света на земле в зависимости от вращения Земли и Солнца. Вывод дети должны сделать сами. Данная деятельность потребует от ребенка с задержкой психического развития волевых усилий, умственного напряжения, умения самостоятельно мыслить.

Для активизации познавательной деятельности часто используются арифметические задачи. Анализ условия подводит к пониманию известного и к поискам неизвестного. Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям детально объясняется, что решить задачу — это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ. Таким образом, структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение, ответ. Выяснив структуру задачи, дети легко переходят к выделению в ней отдельных частей.

Вначале дошкольники упражняются в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Предлагается одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос. Формулируя вопрос, дети, как правило, употребляют слова: стало, осталось. Когда дети усваивают: как правильно формулировать вопрос, их учат анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым. На основе практических действий ребят составляется содержание задачи. Задача анализируется, выясняется, что известно из задачи. Детям предлагается решить задачу и ответить на ее вопрос. Обучающее значение состоит не только в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие. На втором этапе работы над задачами дети должны: а) научится составлять задачи; б) понимать их отличие от рассказа и загадки; в) понимать структуру задачи; г) уметь анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым. На основе наглядного материала составляются одна или две задачи, с помощью которых дети продолжают учиться формулировать действия сложения и вычитания, давать ответ на вопрос.

Также предлагается создание ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у детей. Например, решить такие логические задачи: чья сосулька длиннее? Почему деревья бывают весной белыми? Как стать поскорее взрослым?

Выделены следующие способности, необходимые ребенкудляразвития познавательной деятельности:

-                   Умение принимать и осуществлять перемены.

-                   Умение критически мыслить.

-                   Умение осуществлять выбор.

-                   Умение ставить и решать проблемы.

-                   Умение проявлять творчество, фантазию.

-                   Быть самостоятельным и инициативным.

Основой деятельности педагогов с детьми с задержкой психического развития является индивидуализацияусловий развития и обучениядля каждого воспитанника. Это означает, что каждый ребенок получает сопровождение, основанное на диагностике и в соответствии с индивидуальной программой поддержки его познавательного развития.

Для себя мы определили следующий лозунг: ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания; что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

Поэтому в групповом помещении создана соответствующая предметно — развивающая среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все оборудование и материалы размещены по следующим направлениям: Игра, Искусство, Наука и Природа. Ребенок в течение дня в детском саду может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, чтобы ребенок имел возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем и с кем именно ему заниматься.

Одной из сильных сторон нашей деятельности является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Родители рассматриваются как партнеры, постоянно общаются с педагогом, информируют о достижениях и проблемах ребенка. Родители приглашаются в группу для участия в играх и занятиях с детьми.

Таким образом, целенаправленная работа на основе сотрудничества воспитателя и родителей создает условия для выработки у детей потребности в активной познавательной деятельности. При планомерном использовании разнообразных задач активизации познавательной деятельности наблюдается упорядоченность действий дошкольников и конкретная направленность на выполнение заданий, то есть формируются элементы самоорганизации системы.

Литература:

1.                 Веракса Н. Е., Булычева А. И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // «Вопросы психологии» 2000. № 7. с.24.

2.                 Денисенкова Н. С., Клопотова Е. Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно — практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л. С. Выготского. Москва — Бирск, 2004. С. 80–89.

3.                 От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. — 304с.

Основные термины: познавательной деятельности, психического развития, с задержкой психического развития, активизации познавательной деятельности, детей старшего дошкольного, познавательной деятельности —, познавательной деятельности детей, развития познавательной деятельности, познавательной деятельности дошкольников, старшего дошкольного возраста, навыками познавательной деятельности, развитие познавательной деятельности, проблемной задачи, в активной познавательной деятельности, ребенкудляразвития познавательной деятельности, основе активизации познавательной, дети должны, задач активизации познавательной, Развитие познавательной деятельности —, структуру задачи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle