Библиографическое описание:

Егорова Е. М., Каламалова Н. А. Роль проблемных задач в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 113-116.

Сегодня вопрос о развитии познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития в теории и практике специальной педагогики стоит особенно актуально. Исследования последнего времени показали: дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.

К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня развития познавательной деятельности, что является одним из показателей подготовки их к школе. У детей с задержкой психического развития на фоне первично-сохранной познавательной деятельности отмечается недоразвитие наиболее сложных форм мышления, обусловленное повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться на предложенном заданием. Все это приводит к неуспеваемости детей в общеобразовательной школе.

Задержка психического развития — замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

В познавательной деятельности обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают навыками познавательной деятельности, не умеют самостоятельно познавать окружающий мир. Большая роль отводится в этом специализированному дошкольному образовательному учреждению.

Основы деятельности были заложены еще психологом Л. С. Выготским, которым указано, что огромное значение для становления детской индивидуальности имеет умственная активность самого ребенка, единство аффекта и интеллекта в его развитии.

Развитие познавательной деятельности — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания [1, с.24].

С. Л. Рубинштейн, исходя из конкретных представлений о механизмах развития человека, сформулировал ряд положений: для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения.

От педагога же требуется целенаправленное постоянное стимулирование, способствующее возникновению у дошкольника потребности в познании как источника активности личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес (Г. И. Щукина) [2].

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с задержкой психического развития. Как правило, дети с задержкой психического развития инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка.

Дети с задержкой психического развития пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат проблемные задачи.

В основе активизации познавательной деятельности лежит преодоление интеллектуальных затруднений в процессе решения задач проблемного характера, требующих поиска новых способов их решения.

Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.). Задача может быть сложной, она имеет много действий, конечный результат значительно удален от начального этапа решения и т. п. (И. Я. Лернер), но не трудной, если человеку известен способ ее решения. И, наоборот, совсем простая задача может представлять определенную трудность, если способ ее решения неизвестен, его нужно искать. Трудность (а не сложность), которую преодолевает человек в процессе поиска решения, является важной отличительной чертой проблемной задачи [2].

Именно новое ведет детей от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Новое активизирует внимание, обеспечивает сосредоточенность его, возбуждает мысль, вызывает интерес. Прибавление к прежнему нового ведет к более глубокому осмыслению ранее усвоенного, и тем самым, обеспечивает развитие познавательной деятельности, умственное развитие ребенка.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Взрослый ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа познавательной деятельности — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Цели, которые ставит педагог, применяя задачи: развитие познавательных и интеллектуальных умений (обследовательские действия, операции сравнения, сортировки, классификации, обобщения, логические действия); формирование системных знаний об окружающем мире, развитие познавательного интереса [3].

Например, воспитатель приносит в группу глобус с географической картой мира. В свободное время предлагает детям рассмотреть глобус и подумать, что обозначает пять цветов: синий, зеленый, желтый, коричневый, белый; затем найти знакомое им море, реку, определить, например, чем горы отличаются от пустыни.

Главное на данном этапе привлечь внимание детей к глобусу, вызвать интерес и желание узнать больше. После вопроса к детям: «Почему нет белого цвета в центре глобуса или желтого цвета вверху?» — воспитатель, предварительно выслушав все «версии» детей, предлагает им посмотреть, что происходит на земле, когда светит солнце. С помощью экспериментирования и опытов он демонстрирует распространение тепла и света на земле в зависимости от вращения Земли и Солнца. Вывод дети должны сделать сами. Данная деятельность потребует от ребенка с задержкой психического развития волевых усилий, умственного напряжения, умения самостоятельно мыслить.

Для активизации познавательной деятельности часто используются арифметические задачи. Анализ условия подводит к пониманию известного и к поискам неизвестного. Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям детально объясняется, что решить задачу — это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ. Таким образом, структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение, ответ. Выяснив структуру задачи, дети легко переходят к выделению в ней отдельных частей.

Вначале дошкольники упражняются в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Предлагается одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос. Формулируя вопрос, дети, как правило, употребляют слова: стало, осталось. Когда дети усваивают: как правильно формулировать вопрос, их учат анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым. На основе практических действий ребят составляется содержание задачи. Задача анализируется, выясняется, что известно из задачи. Детям предлагается решить задачу и ответить на ее вопрос. Обучающее значение состоит не только в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие. На втором этапе работы над задачами дети должны: а) научится составлять задачи; б) понимать их отличие от рассказа и загадки; в) понимать структуру задачи; г) уметь анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым. На основе наглядного материала составляются одна или две задачи, с помощью которых дети продолжают учиться формулировать действия сложения и вычитания, давать ответ на вопрос.

Также предлагается создание ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у детей. Например, решить такие логические задачи: чья сосулька длиннее? Почему деревья бывают весной белыми? Как стать поскорее взрослым?

Выделены следующие способности, необходимые ребенкудляразвития познавательной деятельности:

-                   Умение принимать и осуществлять перемены.

-                   Умение критически мыслить.

-                   Умение осуществлять выбор.

-                   Умение ставить и решать проблемы.

-                   Умение проявлять творчество, фантазию.

-                   Быть самостоятельным и инициативным.

Основой деятельности педагогов с детьми с задержкой психического развития является индивидуализацияусловий развития и обучениядля каждого воспитанника. Это означает, что каждый ребенок получает сопровождение, основанное на диагностике и в соответствии с индивидуальной программой поддержки его познавательного развития.

Для себя мы определили следующий лозунг: ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания; что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

Поэтому в групповом помещении создана соответствующая предметно — развивающая среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все оборудование и материалы размещены по следующим направлениям: Игра, Искусство, Наука и Природа. Ребенок в течение дня в детском саду может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, чтобы ребенок имел возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем и с кем именно ему заниматься.

Одной из сильных сторон нашей деятельности является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Родители рассматриваются как партнеры, постоянно общаются с педагогом, информируют о достижениях и проблемах ребенка. Родители приглашаются в группу для участия в играх и занятиях с детьми.

Таким образом, целенаправленная работа на основе сотрудничества воспитателя и родителей создает условия для выработки у детей потребности в активной познавательной деятельности. При планомерном использовании разнообразных задач активизации познавательной деятельности наблюдается упорядоченность действий дошкольников и конкретная направленность на выполнение заданий, то есть формируются элементы самоорганизации системы.

Литература:

1.                 Веракса Н. Е., Булычева А. И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // «Вопросы психологии» 2000. № 7. с.24.

2.                 Денисенкова Н. С., Клопотова Е. Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно — практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л. С. Выготского. Москва — Бирск, 2004. С. 80–89.

3.                 От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. — 304с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle