Библиографическое описание:

Жернаков Д. В., Уколов А. В. Формирование профессионально-важных качеств у курсантов пожарно-спасательной академии как будущих высококвалифицированных специалистов системы ГПС МЧС России [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 159-161.

Формирование профессионально-важных качеств пожарных — это целенаправленный педагогический процесс, основанный на постоянном изменении и совершенствовании определяющей основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Следовательно, подготовка кадров с высшим профессиональным образованием сама по себе предполагает постоянный поиск новых, более эффективных средств, форм и методов обучения и воспитания с учётом современных требований к их квалификации в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: профессионально-важные качества, пожарная безопасность, гражданская оборона.

Формирование ПВК пожарных, как целенаправленный педагогический процесс, началось с появлением учебных заведений для подготовки соответствующих кадров и на современном этапе характеризуется: широким использованием средств психолого-педагогического воздействия; профессионально-прикладной направленностью; изменением служебных обязанностей пожарного-спасателя и структуры их ПВК. Структура ПВК представляет собой совокупность различных факторов, оказывающих существенное влияние на успешность обучения в ВУЗе и дальнейшей служебной деятельности:

1.      Состояние здоровья и дееспособность различных органов и систем;

2.      Психические качества;

3.      Физические (двигательные) качества;

4.      Специальные качества.

Структура профессиограммы пожарного-спасателя [2, с. 109], разработанная с целью повышения эффективности физической подготовки при формировании ПВК, включает четыре блока:

1.      Общая характеристика профессии;

2.      Медико-биологические аспекты;

3.      Психофизиологические и психологические факторы;

4.      Психолого-педагогические требования.

Важнейшим педагогическим условием формирования ПВК с помощью средств физической подготовки является использование наиболее эффективных средств (физических упражнений) физической подготовки, оптимальное сочетание форм её проведения (утренняя физическая зарядка, учебные занятия, спортивно-массовая работа и самостоятельная тренировка) и преимущественным применением контрольного, соревновательного и игрового методов. С 2002 года началась адаптация ГПС в системе МЧС России. До этого времени она находилась в составе МВД России. Этот факт требует определённой перестройки в образовательном процессе.

Необходимо отметить, что подготовка кадров с высшим профессиональным образованием сама по себе предполагает постоянный поиск новых, более эффективных средств, форм и методов обучения и воспитания. Тем более это актуализируется в связи с переходом ГПС в структуру МЧС и появлением новых, ранее не ставившихся, задач.

В 2006 году приводятся данные о снижении общего числа пожаров в 2005 году по сравнению с предыдущим годом на 2,4 % (5500), число погибших уменьшилось на 3,2 % (599 чел.), число травмированных при пожарах снижено на 4,4 % (601 чел.), спасено на пожарах 90458 человек [2, с. 11].

Следует отметить, пишет автор, что современный уровень пожарной безопасности не может в полной мере удовлетворять требованиям общества. Осталось много проблем в организации системы пожаротушения и деятельности органов пожарного надзора. Специалисты ГПС проявляют недостаточную принципиальность и ответственность. В связи с этим представлен комплекс мер по совершенствованию системы обеспечения пожарной безопасности и повышения эффективности пожаротушения. Одними из них являются совершенствование системы подготовки кадров и внедрение современных технологий и технических средств борьбы с пожарами.

Для решения этих задач необходимо интенсифицировать учебный процесс в ВУЗах ГПС МЧС, что неизбежно приведёт к повышению умственных и физических нагрузок на обучаемых.

Известно, что физическая подготовка является одним из средств повышения умственной и физической работоспособности, обеспечивает физическую готовность к овладению избранной профессией. Следовательно, поиск путей, повышающих эффективность физической подготовки в процессе приобретения теоретических знаний, формировании профессиональных навыков и умений, является актуальным.

Многими специалистами отмечается, что физическая подготовка проводится в подразделениях ГПС без учёта специфики профессиональной деятельности личного состава, а уровень его физической подготовленности не позволяет эффективно решать служебные задачи. Поэтому поиск оптимальных количественно-качественных параметров системы физической подготовки, позволяющих более действенно формировать ПВК (профессионально-важных качеств) курсантов — будущих специалистов ГПС, представляется актуальной научной задачей.

Физическая подготовка (ФП) является одной из учебных дисциплин профессионального образования слушателей и курсантов университета. Она направлена на обеспечение физической готовности к овладению профессией и успешное осуществление дальнейшей служебной деятельности. Чтобы оценить эффективность существующей системы физической подготовки в ВУЗе необходимо разностороннее и многоплановое изучение объекта исследования, выделив в нем три аспекта: исторический, предметный и функциональный [3, с. 143].

Исторический аспект профессионального образования специалистов пожарно-спасательного профиля можно рассматривать как совокупность генетического и прогностического направления. Первый — предполагает изучение происхождения данной проблемы, выявление основных аспектов ее исследования и определения их состояния в данный момент; второй — связан с рассмотрением возможных перспективных направлений в формировании профессионально-важных качеств (ПВК) изучаемых специалистов средствами физической подготовки. Служебно-боевая деятельность сотрудников ГПС является одним из частных проявлений человеческой деятельности, конкретным видом общественно-полезного и социально необходимого труда. Чтобы оценить качество этого труда необходимо выявить степень соответствия между объективными требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам сотрудников, и успешностью их служебной деятельности.

Совокупность качеств, обеспечивающих эффективную и надёжную профессиональную деятельность, называют профессионально важными качествами (ПВК). Их выявление и формирование является одной из важнейших задач профессионального образования вообще и подготовки специалистов в Сибирской пожарно-спасательной академии в частности.

Данная статья позволяет резюмировать, что не всегда и не везде правильно используют уже известные методы обучения каким-либо двигательным действиям (приёмам), часто упрощается дидактическая схема формирования знаний, умений и навыков в подготовке пожарных. Следует отметить, что получение всесторонних и глубоких знаний, воспитание физической выносливости, необходимы каждому работнику пожарной охраны. За последнее время постановка учебной работы в частях заметно улучшилась. Однако наличие недочётов в работе ПО, отдельные случаи неумелого тушения пожаров свидетельствует о том, что обучение в частях всё ещё не стоит на должной высоте. Как известно, необходимым условием успешного тушения пожаров является физическая выносливость бойцов. Но одних только гимнастических упражнений для подготовки личного состава недостаточно. Их нужно тесно увязывать с решением пожарно-технических задач [2, с. 26].

В Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России рассматривали процесс физического совершенствования с точки зрения конкретизации психолого-педагогических аспектов повышения эффективности обучения боевым приёмам в ВУЗах силовых ведомств [1, с. 389]. С. С. Аганов считает, что основной целью развития физической культуры обучающихся в ВУЗах ГПС МЧС России является достижение высокого уровня физической культуры, в целом профессионализма и компетентности выпускников, обеспечивающее успешное решение задач ГПС МЧС России, сохранения психического и физического состояния сотрудников ГПС.

Развитие программы физической культуры в ВУЗах ГПС МЧС России включено в систему профессиональной деятельности сотрудников ГПС. Данная программа формирует их физическую подготовленность, способствует приобретению профессионально важных двигательных умений и навыков, развитию физических способностей.

При поступлении в ВУЗ силовой структуры, например университет государственной противопожарной службы МЧС России, обязательным является практический экзамен по физической подготовке. Большинство поступающих абитуриентов из числа 51 % не сдают вступительный экзамен, а те, кто с большим трудом поступает, отчисляются после первого семестра обучения в связи с академической задолженностью по физической культуре.

Таким образом, перед преподавателями появляется проблема, переходящая со школы и влияющая на сохранность контингента обучающихся курсантов высшего учебного заведения силовых структур. Причина данной проблемы кроется за слабо развитыми физическими качествами, в числе которых одно из главных физических качеств — это выносливость [4].

В Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России и в Сибирской пожарно-спасательной академии учебная дисциплина «Физическая культура» направлена на то, чтобы развить целостную личность сотрудника ГПС МЧС России, гармонизировать его духовные и физические силы, активизировать его готовность как личность и профессионала полноценно реализовать свои сущностные силы в учёбе, профессиональной деятельности, здоровом и продуктивном стиле жизни.

Такой подход позволяет предположить, что сам процесс профессиональной подготовки, в том числе и формирования ПВК с помощью средств физической подготовки, должен содержать элементы и условия, в которых можно развивать логическое мышление у курсантов: психотехнические игры в русле физкультурно-спортивной деятельности; решение тактических задач во время спортивных состязаний, особенно в различных видах спортивных игр.

Литература:

1.                  Артамонов В. С.; Аганов С. С.; Ложба М. Т.; Минкин Д. Ю.; Стригельская И. Ю.; Иванова Е. С. Физическая подготовка в ГПС МЧС России / Под общей редакцией П. В. Плата. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. — 537 с.

2.                  Жернаков, Д. В. Формирование профессионально-важных качеств специалистов пожарно-спасательного профиля средствами физической подготовки: дис.кан.пед.наук / Д. В. Жернаков — Санкт-Петербург, 2011 –126 с.

3.                  Каган М. С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974.- 328 с.

4.                  Уколов А. В. О проблеме слабой физической подготовки курсантов 1 курса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России / А. В. Уколов. — Чита. Молодой ученый: ежемесячный научный журнал, 2011. — № 5 (28). — С. 271–273.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle