Реализация программы «Здоровье» в дошкольном образовательном учреждении ГБДОУ детский сад№ 43 компенсирующего вида Калининского района для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пахоменкова, И. А. Реализация программы «Здоровье» в дошкольном образовательном учреждении ГБДОУ детский сад№ 43 компенсирующего вида Калининского района для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой / И. А. Пахоменкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4732/ (дата обращения: 19.04.2024).

Педагогами государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 компенсирующего Калининского района Санкт — Петербурга накоплен интересный опыт по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

В 1995 году на базе нашего учреждения открылся специализированный детский сад, что было вызвано увеличением в городе и районе количества детей, страдающих тяжелыми аллергическими заболеваниями.

Нам удалось решить многие проблемы и создать условия для пребывания детей «аллергиков» в образовательном учреждении (далее ОУ).

В наш детский сад приходят дети с такими диагнозами, как бронхиальная астма, бронхит, целиакия, различные формы аллергии, часто болеющие, дети, которые не могут посещать массовые дошкольные учреждения. По данным мониторинга здоровья детей в нашем учреждении преимущественно составляют дети со, второй и третей группами здоровья.

В ОУ утверждена и реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная педагогами ОУ. На протяжении нескольких лет физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками осуществляется по разработанной в учреждении программе «Здоровье».

Одним из главных факторов оздоровления воспитанников ДОУ является правильная организация оздоровительных режимов. В практике режим определяется педагогами и специалистами на медико-педагогическом совещании. В листе здоровья фиксируются: коррекция учебной нагрузки, индивидуальны рекомендации по режиму двигательной активности и режиму дня (длительность сна, вкусовые предпочтения и диеты, темп деятельности).

Обязательными условиями оздоровительных режимов в ОУ являются: создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата в группе, увеличение продолжительности дневного сна, строгое соблюдение режима в течение дня со сменой различных видов деятельности и чередованием их с отдыхом, в летний период обеспечение максимального пребывания детей на воздухе, увеличение двигательной активности.

Воспитательно-образовательный процесс в ОУ строится так, что ведущая роль отводиться проведению оздоровительных и профилактических мероприятий. Они проходят в индивидуальной и подгрупповой формах: на занятиях по физической культуре, занятиях по плаванию, ЛФК, в совместной деятельности. Лечебно-профилактические мероприятия: витаминопрофилактика, физиопроцедуры, массаж, и др. назначаются врачом аллергологом.

Чрезвычайно важным в профилактике бронхиальной астмы у детей является создание «гипоаллергенного» быта, когда количество и силы факторов, провоцирующих аллергию, сведены до минимума. С этой целью, при организации предметного пространства, частично исключены из развивающей среды мягкие и тканевые игрушки (заменены на моющиеся), в «уголках природы» исключены живые обитатели, пахнущие растения и некоторые виды цветущих растений. Время, предназначенное для дневной прогулки детей, используется для профилактических мер в групповых помещениях: обязательной влажной уборки, сквозного проветривания с последующей ионизацией воздуха лампами Чижевского, облучения бактерицидными лампами спален и раздевалок.

Важную и решающую роль в оздоровлении и укреплении здоровья детей отводиться занятиям по физической культуре. Они проходят в разнообразной игровой форме с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

В практике нашего дошкольного учреждения особое внимание уделяется внедрению здоровьесберегающих технологии, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья участников образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов.

Рассмотрим важнейшие для нас.

А. С. Галанов «Игры, которые лечат»

Оздоровительные игры позволяют специалистам проводить занятия по физической культуре и ЛФК в веселой и занимательной форме. Игры, по разным видам заболеваний, используются педагогами и в совместной деятельности, а в результате помогают добиться лечебного эффекта.

И. С. Красикова «Дыхательная гимнастика»

Для детей, страдающими респираторными заболеваниями, бронхиальной астмой, важное место в системе оздоровительных мероприятий отводиться дыхательной гимнастике. Специальные дыхательные упражнения обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

А. А. Потапчук «Осанка детей»

Формирование правильной осанки — задача комплексная, требующая длительного целенаправленного вмешательства, как со стороны специалистов, так и родителей при активном участии самого ребенка. Использование данной технологии позволяет достигнуть существенных результатов в коррекции имеющихся деформаций со стороны опорно-двигательного аппарата.

М. А. Рунова «Подвижные игр для детей с разным уровнем двигательной активности».

Подвижные игры, с разным уровнем двигательной активности, служат дополнением к двигательной нагрузке, вносят разнообразие в повседневную жизнь, доставляют детям радость и удовольствие.

Многолетней практикой педагоги ОУ апробировали методику проведения подвижных игр и игровых упражнений с оптимальной двигательной нагрузкой для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой.

Аллергические заболевания являются длительно текущими, провоцируют у детей частые ОРВИ, поэтому одним из самых эффективных способов оздоровления организма является закаливание.

Занятия плаванием в детском саду оказывают мощный оздоровительный эффект, способствуют укреплению детского организма. После капитального ремонта бассейна нам удалось установить современную систему очистки воды, благоприятную для детей с аллергическими заболеваниями и установить современное оборудование для оздоровления детей: противоток воды, подводные гейзеры и гидромасса. Для улучшения психологического состояния воспитанников в конце каждого занятия мы проводим релаксацию под музыку, с использованием подсветки воды.

Основными критериям оценки проведения оздоровительных мероприятий с детьми в ДОУ являются:

-       показатели групп здоровья воспитанников;

-       положительная динамика уровня заболеваемости детей

-       расширение диеты у детей с пищевой аллергией;

-       положительная и соответствующая возрасту динамика физического и нервно-психического развития воспитанников.

Одним из важных условий для работы компенсирующего образовательного учреждения (далее ОУ) является подготовка медицинских и педагогических кадров. Нам удалось создать сплоченный коллектив единомышленников.

Итоги анализа проведения аттестации в учреждении за последние два года показали, что на 20 % возросло число педагогов прошедших аттестацию на высшую квалификационную категорию, на 7 % уменьшилось количество педагогов со второй квалификационной категорией.

Положительная динамика результатов аттестации в ОУ возможна только благодаря системе работы с кадрами в учреждении, целью которой является всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

Для достижения поставленной цели мы использовали традиционные и интерактивные формы работы с педагогами по повышению грамотности в вопросах сохранения здоровья детей. В системе работы с кадрами важными на наш взгляд являются следующие формы работы.

1.         Теоретическая подготовка педагогов в области культуры здоровья: курсы повышения квалификации, консультации, лекции.

2.         Анкетирование.

3.         Собеседование с педагогом после деятельности с детьми.

4.         Открытые просмотры, взаимопосещения.

5.         Проведение семинаров-практикумов, тренинг.

6.         Адресная помощь начинающим педагогам.

7.         Самообразование педагогов.

8.         Деловые игры.

9.         Тематические педсоветы в форме КВН и круглого стола.

10.     Мастер-классы.

Сегодня все педагоги ДОУ владеют специальными знаниями, касающиеся здоровья детей и практическими навыками здорового образа жизни. В ОУ разработан и реализуется информационный и практико- ориентированный, долгосрочный проект «Как мы приобщаем детей к здоровому образу жизни»«. На завершающем этапе проекта интересно и продуктивно прошел педсовет в форме защиты проектов, где были показаны инновационные технологии оздоровления и здорового образа жизни для детей с аллергическими заболеваниями.

Педагоги подготовительных групп представили проекты по теме «Веселый обруч» с использованием презентаций, разработали паспорта проектов. Вызвали большой интерес представленные авторские игры, фото- газеты в стихах с сюжетами на тему ЗОЖ.

Весь процесс оздоровительной и учебно-воспитательной работы проходит при участии родителей. Современная медицинская наука утверждает, что «проблемы детей до семилетнего возраста — это проблемы их родителей». Если ребёнок болеет, то в первую очередь надо искать и устранять причину его болезни в состоянии здоровья семьи. Для пропаганды здорового образа жизни в семье мы проводим разнообразные формы работы. Ежегодно в ОУ проходит спортивный конкурс «Мама, папа, я — спортивная семья!», музыкальные праздники при участии родителей.

В практике нашего дошкольного учреждения особое внимание уделяется социальному партнерству, направленного на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех участников образовательного процесса в ОУ: детей, их родителей и педагогов.

На протяжении нескольких последних лет на базе нашего учреждения успешно проходятся занятия для слушателей Академии постдипломного педагогического образования. В апреле 2013году для СПАППО прошел семинар «Создание образовательного пространства для оздоровления детей дошкольного возраста». На семинаре были представлены:

1.         Опыт работы и презентация: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ компенсирующего для детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями, бронхиальной астмой и целиакией», старший воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детского сада № 43 Пахоменкова И. А.

2.         Совместная деятельность с детьми младшей группы по теме «Научим куклу Машу умываться», воспитатель высшей квалификационной категории Медовикова О. А.

3.         Мастер-класс: «Использование оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями, бронхиальной астмой и целиакией» инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Васильева Д. О.

Педагоги нашего учреждения ежегодно активно участвуют в районных методических объединениях, проблемно-целевых курсах Калининского района. Этот опыт опубликован в журнале «Методист: Мастер-класс» № 5 2011г.

Мы используем разнообразные формы работы с воспитанниками по формированию сознательного отношения к здоровью. Наши воспитанники полюбили туристические слеты. Несколько лет подряд мы участвуем в районных спортивных соревнованиях и часто занимаем первые места.

Положительным примером для наших детей являются инструктора по физической культуре Васильева Д. О., Шахтиева Ю. В. и педагоги учреждения. Они активно участвуют в городских районных спортивных соревнованиях, спартакиаде, неоднократно награждены кубками, грамотами и благодарностями.

Педагогами детского сада накоплен и обобщен опыт работы по оздоровлению детей дошкольного возраста, опубликованный в журналах и на Интернет сайтах. Надеемся, что наш опыт пригодиться в работе детских садов компенсирующего вида.

Желаем всем сотрудникам дошкольных учреждений успешного сотрудничества с детьми и родителями!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, бронхиальная астма, детский сад, дошкольный возраст, педагог, физическая культура, высшая квалификационная категория, двигательная активность, Совместная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа.

Похожие статьи

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для эффективной работы в детском дошкольном учреждении по физическому воспитанию необходимы: специально оборудованные физкультурные залы и площадки.

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Формирование двигательной активности воспитанников...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Похожие статьи

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для эффективной работы в детском дошкольном учреждении по физическому воспитанию необходимы: специально оборудованные физкультурные залы и площадки.

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Формирование двигательной активности воспитанников...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.