Библиографическое описание:

Етерская Н. А. Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 139-141.

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно является, прежде всего, нравственным формированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к воспитанию. В обучении взаимодействуют не только умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика. Каждый начинающий и уже много лет отработавший учитель должен совершенствовать свое мастерство, узнавать новое, совершенствовать преподавание, расширять свой кругозор. [3. с.477]

Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что он должен беречь и хранить маленького человека. Эта специфическая особенность требует от учителя высокого педагогического мастерства и особого педагогического такта. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в школе не должно быть ни одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «… учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям». [1. с.112]

Глубоко прав был К. Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». [2, с.28]

Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

-       требовательность и уважительность к воспитаннику;

-       умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;

-       деловой тон общения;

-       внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

-          во внешнем облике педагога;

-          в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

-          в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

-          в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;

-          в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

-          в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком обучающегося, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:

-          естественность и простота обращения без фамильярности;

-          доверие без попустительства;

-          серьезность тона без натянутости;

-          ирония и юмор без насмешливости;

-          требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

-          доброжелательность без заласкивания;

-          деловой тон без раздражительности;

-          своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

-          принципиальность и настойчивость без упрямства;

-          внимательность и чуткость к обучающимся без подчеркивания этого;

-          отдача распоряжений без упрашивания;

-          обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

-          выслушивание без выражения безразличия.

Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с обучающимися. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного обучающегося, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на обучающегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить воспитанника в неловкое положение.

Стиль общения педагога как выражение педагогического такта.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

-          индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;

-          совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на обучающихся.

Стиль общения педагога с обучающимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: — от психического склада человека,

-          его ценностных ориентаций,

-          уровня образования и общей культуры,

-          влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

-          авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с обучающимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

-          взгляд на обучающегося как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,

-          стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

-          все функции в управлении коллективом обучающихся сосредотачивает в своих руках,

-          отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

-          предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт обучающихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

-          такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

-          неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,

-          почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,

-          ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в коллективе обучающихся, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

-          наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;

-          высокая культура педагогического общения (в обучающихся ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);

-          интерес к познанию обучающегося (изучение его склонностей, способностей);

-          умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;

-          отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, обучающиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт, который базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.

Литература:

1.         Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

2.         Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.

3.         И. П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы.: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle