Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 20.12.2013

Статья просмотрена: 69546 раз

Библиографическое описание:

Етерская, Н. А. Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя / Н. А. Етерская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4731/ (дата обращения: 16.04.2024).

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно является, прежде всего, нравственным формированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к воспитанию. В обучении взаимодействуют не только умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика. Каждый начинающий и уже много лет отработавший учитель должен совершенствовать свое мастерство, узнавать новое, совершенствовать преподавание, расширять свой кругозор. [3. с.477]

Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что он должен беречь и хранить маленького человека. Эта специфическая особенность требует от учителя высокого педагогического мастерства и особого педагогического такта. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в школе не должно быть ни одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «… учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям». [1. с.112]

Глубоко прав был К. Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». [2, с.28]

Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

-       требовательность и уважительность к воспитаннику;

-       умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;

-       деловой тон общения;

-       внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

-          во внешнем облике педагога;

-          в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

-          в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

-          в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;

-          в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

-          в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком обучающегося, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:

-          естественность и простота обращения без фамильярности;

-          доверие без попустительства;

-          серьезность тона без натянутости;

-          ирония и юмор без насмешливости;

-          требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

-          доброжелательность без заласкивания;

-          деловой тон без раздражительности;

-          своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

-          принципиальность и настойчивость без упрямства;

-          внимательность и чуткость к обучающимся без подчеркивания этого;

-          отдача распоряжений без упрашивания;

-          обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

-          выслушивание без выражения безразличия.

Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с обучающимися. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного обучающегося, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на обучающегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить воспитанника в неловкое положение.

Стиль общения педагога как выражение педагогического такта.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

-          индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;

-          совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на обучающихся.

Стиль общения педагога с обучающимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: — от психического склада человека,

-          его ценностных ориентаций,

-          уровня образования и общей культуры,

-          влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

-          авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с обучающимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

-          взгляд на обучающегося как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,

-          стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

-          все функции в управлении коллективом обучающихся сосредотачивает в своих руках,

-          отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

-          предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт обучающихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

-          такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

-          неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,

-          почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,

-          ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в коллективе обучающихся, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

-          наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;

-          высокая культура педагогического общения (в обучающихся ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);

-          интерес к познанию обучающегося (изучение его склонностей, способностей);

-          умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;

-          отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, обучающиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт, который базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.

Литература:

1.         Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

2.         Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.

3.         И. П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы.: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический такт, обучающийся, воспитанник, друг, общение, педагогический труд, педагогическое воздействие, педагогическое общение, стиль общения педагога, чуткое отношение.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Психологические основы педагогического такта учителя

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства... Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая...

...общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Психология педагогического общения и педагогический такт. ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса...

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический...

Психология педагогического общения и педагогический такт

Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения”.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Психологические основы педагогического такта учителя

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства... Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая...

...общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Психология педагогического общения и педагогический такт. ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса...

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический...

Психология педагогического общения и педагогический такт

Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения”.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе.