Библиографическое описание:

Хуснутдинова Г. С. Взгляды исследователей на развитие процесса согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 122-123.

В статье изложены результаты анализа литературных трудов различных ученых по теме «Согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста». Была проанализирована практическая и теоретическая литература исследователей ХХ и ХХІ века.

Ключевые слова: грамматический строй речи, согласование прилагательных и существительных.

Грамматический строй — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Процесс согласования прилагательных и существительных в рамках развития грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и других. [1, 36]

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слов способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Основоположник отечественной логопедии М. Е. Хватцев писал, что прилагательные в речи детей появляются на втором году жизни. Аграмматизмы исчезают из речи к 4–5 годам. [2, 12]

Н. И. Жинкин утверждает, что к концу второго года у ребенка появляется различие частей речи, дифференцируются имена существительные от прилагательных, выделяются некоторые падежные окончания. К четырем годам у ребенка заканчиваются все фонетические дифференцировки, он почти полностью практически владеет грамматикой (морфологией и синтаксисом) русского языка. [3, 11]

А. В. Запорожец считал важным период развития речи, когда дошкольник научается грамматически правильно строить предложения и связывать их друг с другом. Он подчеркивал, что в отличие от школьника ребенок дошкольного возраста не заучивает правила, усваивая их практическим путем. Он утверждает, что основными формами грамматической системы языка ребенок успевает овладеть до трех лет. Части речи и члены предложения появляются у многих детей во второй половине второго года жизни. [4, 103]

По мнению Ф. А. Сохина третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Усвоение формы прилагательных происходит параллельно с развитием мыслительной способности детей. Дети учатся сравнивать предметы, устанавливать между ними сходства и различия. [5, 38]

Н. С. Жукова отмечает, что качественный скачок в развитии речи ребенка происходит с момента появления у него возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам. К трем годам дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи. [6, 56]

С. Н. Цейтлин утверждает, что около двух лет в речи детей появляются случаи изменения прилагательного по падежам, родам и числам. При этом согласование прилагательного с существительным по числу и падежу усваивается раньше, чем согласование по роду. [7, 125]

Лямина Г. М. считает, что, если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, уже в 4–6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики. На пятом году жизни дети часто используют прилагательные, что благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные. Употребляемые прилагательные довольно однообразны. Прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. [9, 8] Г. М. Лямина подчеркивает, что на пятом году жизни морфологический строй речи детей значительно усложняется. В их высказываниях появляются разнообразные части речи и слова, которые выражают состояние и переживание. [8, 11]

О. С. Ушакова говорит, что морфологический строй речи детей дошкольного возраста включает почти все грамматические формы; он усложняется с возрастом детей. Знакомство с именем прилагательным происходит не изолированно, а в согласовании существительного и прилагательного в роде, числе, падеже. Затем идет ознакомление с полными и краткими прилагательными, со степенями сравнения прилагательных. [9, 132]

Таким образом, по мнению исследователей, развитие процесса согласования прилагательных и существительных у детей дошкольного возраста происходит постепенно в рамках развития грамматического строя речи. Установлено, что в науке накоплен богатый материал, выдвинуты теоретические положения, часто дополняющие друг друга.

Литература:

1.                 Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

2.                 Хватцев М. Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. –– М, 1937

3.                 Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика, 1954 — № 6

4.                 Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н.и Запорожца А. В. --М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.

5.                 Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.

6.                 Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. — М.: Соц.-полит. журн., 1994. — 96 с.

7.                 Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.

8.                 Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2000

9.                 Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle