Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Методы и приёмы работы в современной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 104-106.

Встатье приводятся новые методы познавательной деятельности, которые, по мнению автора, справедливо считать наиболее эффективными в современных условиях, что можно проследить на приведенном примере авторского урока.

Ключевые слова: современное образование, методы познания, образовательные технологии, деятельностный подход.

This article presents new methods of cognitive activity, which, in my opinion, rightly regarded as the most effective in today's conditions, as can be seen in the example of copyright lesson.

Keywords:modern education, methods of learning, educational technology, the activity approach.

Человек, не знающий ничего, может научиться; дело только в том, чтобы зажечь в нём желание учиться.

Д. Дидро

Время не стоит на месте. Изменения, постоянно происходящие в жизни, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Образование — важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современного мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Одна из главных задач современного российского образования — подготовка конкурентоспособной личности, обладающей универсальными компетенциями, применимыми в различных условиях. К сожалению, традиционные методы просвещения не всегда способны решить поставленную задачу. На смену им должны прийти новые более эффективные и адаптированные под XXI век инструментарии. В данной статье рассматриваются современные способы преподавания, направленные на совершенствование результата обучения в начальной школе.            В педагогике пути продвижения к цели традиционно принято называть методом. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение поставленных задач. В зависимости от характера познавательной деятельности методы можно разделить на следующие группы:

-                   Объяснительно-иллюстративный.Всю информацию учащиеся получают от педагога, затем совместно отрабатывают навык выполнения заданий по изучаемой теме;

-                   Репродуктивный.Второе название этого метода «действие по образцу». Учитель в качестве примера показывает вариант работы над темой и алгоритм выполнения, а затем дает детям подобные упражнения, совершенствуя, таким образом, умение ориентироваться в изучаемом материале;

-                   Проблемный.Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является логически направляющим на способы решения. Позднее, когда учащиеся овладевают логической цепочкой рассуждений и самостоятельно решат проблему, используется частично-поисковый метод. Суть его состоит в том, что учитель разделяет задачу на этапы, а ученики проходят каждый из этапов, обобщив варианты решения, формулируют понятия, делают выводы;

-                   Исследовательский.Данный метод используется, когда учащиеся овладевают методом научного познания и могут самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения [2].

В зависимости от условий обучения педагог выбирает те, или иные способы работы с аудиторией. Как показывает практика, большинство современных учебных программ имеют нестандартный, развивающий подход к изучению материала. Поэтому работа по алгоритму, повторение готовых переданных знаний оказываются сравнительно менее эффективными.

Действия учителя меняется, он обращается к классу не с ответом, а с вопросом. Современными и востребованными становятся проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Использование выше перечисленных методов образуют основу деятельностного подхода, согласно которому, психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена. По Леонтьеву, человеческая жизнь — «совокупность, точнее система сменяющих друг друга деятельностей» [1]. Поэтому сведения, понятия, которые были сформулированы, либо доказаны учащимся самостоятельно имеют наибольшую практическую значимость, чем заученные навыки и операции. В соответствии с выбором методов обучения педагог выстраивает занятие. Рассмотрим основные содержательные линии современного урока.

Этап урока

Содержание

Используемые приёмы

Начало урока

Основой начала урока должна быть цель, самостоятельно поставленная учениками. Опыт показывает, что люди добиваются большего, чем запланировали, при условии, если они сами могут сформулировать цель

«Удивление»: «Что произойдёт если... или «Знаете ли вы что.».. Интересные и удивительные факты наук становятся начальной фазой познавательного интереса.

В начале урока педагог даёт загадку, ответ на неё можно узнать, изучив материал урока.

«Отсроченная загадка» «Почему у деревенских домов крыша в форме треугольника?»

Используется собственный опыт учащихся. На основе ассоциаций ученики формулируют тему, понятие или понятие

«Ассоциации на доске»

Демонстрируется в виде иллюстративного ряда, слов выписанных на доске и т. д.

Изучение нового материала

Смысл этого приёма состоит в выделении понятий. Ученик создаёт собственную классификацию на основе познавательного опыта.

«Модель будущих знаний»

С помощью разных цветов выделяются слова «всё понятно», «почти всё понятно», «50х50», «кое-что понятно», «ничего не понятно»

Современные исследования показали, что человеческий мозг усваивает лучше информацию тогда, когда она представлена в виде определенной модели, схемы, ассоциации.

«Ассоциативная схема»

Построение схемы зависит от возраста обучающихся. Для старшего и среднего возрастов подходят схемы с использованием геометрических фигур и стрелок, отражающих отношения понятий. Младшим школьников для лучшего восприятия можно предлагать главное слово (понятие) в виде рисунка и «лучиками» родственных слов

Данный способ работы позволяет погрузиться вглубь содержания изучаемого материала, а также формировать универсальные учебные действия работы с информацией

«Диалог Ривина»

Диалог предусматривает работу с тексом и изучение его абзацами. Чтобы выделить главную мысль каждого абзаца, работа ведётся по специальному алгоритму.

Рефлексия

Обнародование личной позиции, соотнесение её с мнениями других людей.

Данный вид работы не требует высказывания собственной позиции перед аудиторией. Процесс самоанализа облегчается, так как многие учащиеся испытывают затруднения при публичных

«Устная рефлексия»

Ученику предлагается начать высказывание со слов: На уроке я...

узнал..., понял..., научился..., на следующем занятии я хочу.»..

«Цветная феерия»

Каждый цвет соответствует определенному итогу занятия. Например, жёлтый «я всё понял», зелёный «были затруднения», красный «материал оказался для меня очень трудным» и т. д.

Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах. Каждому педагогу важно помнить, что какой бы не был востребованный способ работы, успех обучения зависит от правильного соотношения индивидуальных особенностей учащихся, содержания образования и позиции педагога в учебно-воспитательном процессе.

Литература:

1.                 Деятельностный подход в обучении [Электронный ресурс]. — URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm (дата обращения: 12.12.2013).

2.                 Пидкасистый П. И. Педагогика. учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 375 с.

3.                 Садкина В. И. 101 педагогическая идея: как создать урок. — М. — 2014. — 87 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle