Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Профессионально-личностный портрет руководителя образовательного учреждения школьного уровня: каким ему быть? Кадровый ответ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 13-15.

Статья посвящена актуальному вопросу системы современного образования — подбору руководителя общеобразовательного учреждения. На основании собственного опыта автор осуществляет попытку выделить ряд необходимых для данной административной должности качеств.

Ключевые слова:директор школы, образовательное учреждение, кадровый вопрос, критерии отбора руководителя.

The article is devoted to topical issues of modern education system — selection of heads of educational institutions. On the basis of our own experience the author attempts to identify a number required for this administrative position qualities.

Keywords:school principal, educational institution, the personnel issue, the head of the selection criteria.

Вопрос соответствия педагогов приобрёл особенную актуальность с тех пор, как ФГОС нового поколения был запущен в пилотном режиме. Это связано с достаточно амбициозными требованиями, которые предъявляются выпускнику.

Перед образовательным учреждением (далее — ОУ) стоит задача воспитать всесторонне развитую личность, имеющую собственную гражданскую позицию, которая была бы востребована в новом, стремительно развивающемся технократическом обществе [4]. К сожалению, было бы ошибкой полагать, что только от учителя зависит успешность становления и развития этой самой личности [5].

Образовательный процесс — явление чрезвычайно многогранное, включающее в себя невероятное количество различных факторов [5]. Целью данной статьи является формирование портрета «капитана корабля, бороздящего океан знаний», — руководителя ОУ.

Кадровому вопросу следует уделять пристальное внимание — от его решения зависит многое: и вектор развития учреждения, и квалификация основной «ударной силы» — штата, подбор которого является чрезвычайно важной задачей директора и т. д.

Предъявление требований должно происходить на основании четко выработанных критериев, каждый из которых классифицирован по группам. К числу основных таких групп, по мнению автора, справедливо отнести следующие: личностные характеристики, профессиональные знания и навыки и эстетические свойства.

Останавливаясь на каждой группе подробнее, автор попытается сформулировать те конкретные черты, которые позволили бы их обладателю решать проблемы системы современного образования наиболее оптимальным образом.

Под первой группой автор подразумевает те индивидуальные черты характера, которые лежат в основе личности человека, позволяют ему создавать определенный микроклимат в коллективе работников, а также избегать конфликтных ситуаций, определять направление развития ОУ и прочее. Подобными качествами автор считает:

-                   Целеустремленность и развитую силу воли. Руководство образовательным учреждением требует существенных физических, умственных, а также временных затрат (график административной работы всегда ненормированный), в противовес которым можно поставить только «боевой дух» и способность ограничивать себя в отношении семьи, каких-либо увлечений и т. д.

-                   Мобильность — неотъемлемую черту любого администратора, позволяющую ему мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся системе: бюрократической, правовой, образовательной и т. д.

-                   Стрессоустойчивость. Важным качеством руководителя является возможность противостоять постоянной напряженности, связанной с необходимостью быстрого принятия решений в условиях «текучки», учитывая при этом, всю полноту ответственности.

Ко второй группе относится профессиональный ценз и соответствующие навыки — непосредственный инструментарий директора. Подходить к вопросу образовательного уровня, по мнению автора, следует более чем основательно: должность предполагает и количественный и качественный образовательные уровни. В первом случае речь идет о нескольких профилированных направлениях (высшей школы, разумеется) крайне необходимых руководителю школы: управленческое (для принятия тактических и стратегических решений) и юридическое (дает возможность действовать в рамках правового поля). Во втором случае подразумевается «вертикаль образования», выраженная в получении профессионального послевузовского образования. Наблюдения показывают, что школы, директора которых имеют ученые степени, часто работают эффективнее, нежели остальные [2].

Кроме того, в связи с тем, что современная школа — не просто ступень образовательного процесса, а основная площадка, формирующая (согласно ФГОС) личность нового поколения, все применяемые условия просто обязаны быть сопутствующими.

Так, директор должен, руководствуясь научным подходом, правильно подбирать преподавательский контингент (желательно привлекать сотрудников высшей школы), выстраивать работу ОУ с иными структурами (в первую очередь, с ВУЗами), проводить на базе школы научно-практические конференции, профессионально ориентируя абитуриентов и т. д. Все это под силу только тому, кто сам является «выходцем» из подобной среды, тому, кто знает куда идти и что для этого делать.

Особое внимание следует также уделить имеющемуся опыту работы: эффективность решения поставленных задач тесно связана с трудовым стажем. Так, «маститый менеджер» без труда оперативно разрешит любую ситуацию, а столкнувшись с чем-то новым, довольно быстро сориентируется.

Третье направление — эстетическое — затрагивает «прекрасную сторону» человека. В данном случае речь идет о том образе, в котором предстает руководитель в кругу своих подчиненных. «Яркого» и привлекательного человека воспринимают значительно ближе, чем «серого» или «мрачного». Обладая объективной строгостью, руководитель не должен терять лицо и «практиковать уныние» или однообразность. Примеру руководителя должны следовать, в том числе и в эстетическом плане, что только добавит ему авторитет в коллективе, особенно учитывая тот факт, что он женский.

Все выше обозначенные критерии, направленные на формирование образа современного директора, вне всяких сомнение, чрезвычайно важны. Отсутствие хотя бы одного из них может привести (и приводит, как показывает практика) к выраженному дисбалансу, который обязательно негативно скажется на результате образовательного процесса.

Литература:

1.                  Гришан И. П. Менеджмент образовательных учреждений: учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ. — 2002. — 65 с.

2.                  Типовой сайт общеобразовательной школы № 1151 ЗелОУО ДОгМ (входит в ТОП-400), директор которой является доктором педагогических наук [Электронный ресурс]. — URL: http://schzg1151.mskobr.ru/ (дата обращения: 12.12.2013).

3.                  Учителям выдвинули повышенные требования. Для педагогов разработан новый профессиональный стандарт // Коммерсант. — 2013. — 07 дек.

4.                  Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3650 (дата обращения: 22.11.2013 г.)

5.                  Шегаев И. С. О некоторых факторах образовательного процесса // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013. — № 10. — С. 218–220

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle