Библиографическое описание:

Чердонова В. А. Развитие творческого потенциала детей с нарушением зрения как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации (по материалам работы в рамках экспериментальной площадки федерального государственного автономного уч [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 123-130.

Когда в семье рождается слепой ребенок, или ребенок с глубокой патологией зрения- все усилия родителей стремятся к устранению физического недостатка ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок мог быть полноценным членом общества. Важно, чтобы наряду с усилиями по реабилитации ребенка, родители понимали важность всестороннего развития личности ребенка, в том числе-его творческого потенциала.

Сегодня, даже к здоровому ребенку, предъявляются все более и более высокие требования. Детям-инвалидам, а также слабовидящим школьникам, приходится «держать экзамен в жизни» наряду со зрячими детьми, а также превосходить их по многим параметрам для того, чтобы быть на одной ступени со здоровыми детьми и конкурировать с ними. Понимая это, в нашей школе педагоги стремятся к творческой реализации своих воспитанников.

Творческий подход ребенка в жизни- залог его успешности в личной жизни, конкурентноспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать варианты выхода из тяжелой жизненной ситуации.

Конечно, у каждого нашего ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то — в большей степени, у кого-то — в меньшей. Наш профессиональный педагогический коллектив развивает творческие задатки воспитанников в полной мере, находя у каждого ребенка свои творческие задатки.

Ученый-изобретатель К. Э. Циолковский приоткрывал завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны личности, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.

Творческие способности — комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

-      стремление к познанию;

-      умение познавать новое;

-      живость ума;

-      умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

-      стремление к открытиям;

-      умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

-      свободное воображение;

-      фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Приказом федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» г. Москвы № 199 от 01.11.2013 года, наша школа является Экспериментальной площадкой вышеуказанного учреждения по теме: «Развитие творческого потенциала детей с нарушениями зрения-как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации». Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках нашей школы.

Практика работы со слепыми и слабовидящими детьми показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

В нашей школе действуют разнообразные кружки, занятия в которых помогают детям с патологией зрения вступить в самостоятельную жизнь- успешно интегрироваться в общество и реабилитироваться.

Система дополнительного образования творческой эстетической направленности в нашей школе представлена:

-          вокальной группой, выступающей на различных конкурсах и смотрах на республиканском и российском уровнях;

-          хореографическим кружком- занятия в кружке направлены на общее развитие школьников, развитие их творческих способностей, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем. Учебный материал включает в себя элементы народного, эстрадного, бального танцев, объединенных в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции;

-          изостудией «Акварель»- на занятиях в студии дети постигают основы рисунка, живописи и композиции, знакомятся с изобразительным и прикладным искусством, приобретают первый опыт в познании теории и истории искусства. Эти знания проявляются в изобразительном творчестве наших детей. Работы школьников неоднократно получали высокие оценки и занимали почетные места в специализированных выставках и конкурсах;

-          глиняные народные промыслы- на занятиях нашей студии дети занимаются лепкой из глины. Они получают уникальную возможность вдохнуть жизнь в свои произведения из глины. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, но в руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно-прикладного искусства. На занятиях дети учатся лепить простые изделия из глины, например, катать колбаски, делать улитки, плитку с рельефом и рисунком, знакомятся с различными фактурами изделий (звездочки, точки, кора дерева),лепят фрукты, овощи, корзиночки с цветами, колокольчики, маски, подсвечники и т. д. В процессе этих занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается моторика рук;

-          кукольный кружок «В мире сказок»- формирует у школьников творческую активность в воспитании художественного вкуса. Занятия в кукольном кружке развивают у детей память (учащиеся, знакомясь с различными произведениями устного народного творчества, запоминают считалки, скороговорки, русские народные сказки); развиваются артистические способности детей; коммуникабельность. Дети учатся работать в коллективе: помогать друг другу, поддерживать, делать одно общее дело. Игровая деятельность в кукольном кружке является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. В процессе работы в кружке происходит развитие у детей фантазии и художественного вкуса

-          ансамблем ложкарей «Веснянка»- занятия в ансамбле вырабатывают у детей чувство ритма, дети знакомятся с историей игры на ложках. Выступление ансамбля не оставляет равнодушными ни одного зрителя;

-          профессиональным самоопределением «В мире профессий» (для старшеклассников).

За многие годы плодотворной совместной работы педагогического коллектива школы, накопилось большое количество методического материала, научно-исследовательских разработок, публицистических статей по результатам работы.

Наши талантливые и неординарные, творческие воспитанники (многие из которых были лауреатами, занимали призовые места и гран-при региональных, российских и международных конкурсов, олимпиад и фестивалей) под руководством опытных педагогов, выполнили огромное количество разнообразных творческих работ.

Для успешного развития творческого потенциала школьников, их социализации и реабилитации, наше образовательное учреждение находится в партнерских отношениях со следующими организациями и научными институтами:

Партнер

Мероприятия

Результат

1

Филиал № 5 МУ ЦБС

Литературная композиция «Славим тебя, учитель!»

Развитие творческого потенциала учащихся.

Сотрудничество на протяжении 5 лет, проведение совместных мероприятий, проведение мастер-классов по работе кукольного театра. Широкая профилактическая работа по ЗОЖ, экологии.

Экологический вечер «Я дышу, а значит, я живу!», «Чудо-озеро Байкал»

«Пожизненный плен» — профилактика наркомании — 3 встречи

«Найди себя» — встреча с психологом

2

Кафедра «Социальные технологии» ВСГТУ

Семинар «Практика работы учреждений социализации и интеграции инвалидов в общество»

Проводится ежегодно, с посещением школы студентов — будущих социальных работников, обмен опытом и разработка методической основы для развития творческого потенциала детей, реабилитационной и социальной работы.

3

Кафедра педагогики и психологии РИКУиО

Семинары для слушателей курсов профессиональной подготовки «Логопедия»

Проводится ежегодно, с посещением школы слушателей-педагогов школ республики, обмен опытом в области дефектологии, в том числе- по творческой реализации школьников.

4

КДЦ «Рассвет»

Республиканский конкурс творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Весенний перезвон» и др.

Успешное проведение мероприятий, активное участие учащихся СКОУ республики, привлечение спонсоров, развитие творческого потенциала детей.

5

Улан-Удэнская МО ВОС

Выезды детей с концертами ко Дню пожилого человека, ко Дню инвалида

Социализация и реабилитация учащихся, знакомство с успешными и состоявшимися инвалидами по зрению, творческая самореализация.

Встреча с владельцами собак-проводников.

6

МАОУ ДОД Детская школа искусств № 3

Посещение концертов к Новому году, ко Дню Победы, отчётного концерта

Совместная творческая деятельность

7

Республиканская специальная библиотека для слепых

Республиканский конкурс на лучшего чтеца по Брайлю

Ежегодное участие учащихся с поощрением грамотами, дипломами и призами

Мероприятие к 200-летию Луи Брайля

Викторина «В гармонии с природой» и др. мероприятия

8

Профилактический центр «Миллениум»

Оказание услуг парикмахеров

Выезд в СКОШИ № 62 1 раз в месяц. Учащиеся сами моделируют прически, мастера-исполняют проекты.

9

МУК № 1

Допрофессиональная, профессиональная подготовка массажистов, медсестёр, медбратьев

Учащиеся получили свидетельства о допрофессиональном образовании

10

Станция защиты леса РБ

Совместная научно-исследовательская проектная деятельность

Договор о сотрудничестве.

Экскурсии, лекции, беседы. Творческие выставки работ учащихся по Проекту «Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ». Выставка экологических экспресс-плакатов.

11

БГСХА

Совместная научно-исследовательская проектная деятельность

Лекции научных сотрудников по теме Проекта «Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ».

12

Комитет по благоустройству г.Улан-Удэ

Совместная научно-исследовательская проектная деятельность

Консультационная, организационная помощь при выполнении Проекта «Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ».

13

Федеральное государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования

Совместная научная деятельность

Научно-методическая, научно-практическая и информационная поддержка по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, в том числе-по развитию творческого потенциала.

В рамках работы, проводимой в статусе Экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» г. Москвы, в ноябре 2013 года был проведен творческий конкурс наших учащихся: «Сказки Матушки-природы».

Цель мероприятия: — Активизировать интерес учащихся к биологии, природоведению и экологии в целом, способствовать выработке навыков творческой работы, развития познавательного интереса; выявить творческие способности и поддержать одаренных детей, создать условия для взаимодействия учащихся, родителей и педагогов с целью эффективных форм; воспитывать стремление участников конкурса к творческому самовыражению; выражение накопленных знаний умений и навыков в области биологии,экологии и природоведения в форме сказки; развивать умения учащихся выражать свои мысли и отношение к природе через изображение и творческие работы.

Участники: Учащиеся подготовительной группы, 1–10 классов.

Предъявляемые требования к работам:

для участия в конкурсе принимались авторские (не из интернет ресурсов) творческие работы- сказки о природе, животных, растениях, биологических процессах и явлениях. К каждой творческой работе необходимо было приложить «отражение» биологической сказки в виде иллюстрации- фотографии,рисунок, поделка, аппликация и др.

Участники конкурса, представившие лучшие работы, отмечены дипломами. Лучшие творческие работы будут изданы в школьном методическом пособии «Творческая копилка школы-интернат № 62 III-IV вида».

Представляем некоторые творческие работы учащихся, победивших на конкурсе «Сказки Матушки-природы».

Палеев Никита, дошкольная группа, руководитель: Сафронова Л. Н.

СКАЗКА «ВОЛШЕБНИЦА-ОСЕНЬ»

В гости к нам пришла волшебница по имени Осень, такая озорная, красивая и со своим сказочным настроением. Однажды волшебница Осень задумала немного пошалить и позвала она своего брата-озорника по имени Ветер.

— Ветерочек, не мог бы ты немного подуть на деревья, чтобы с них осыпались эти прекрасные разноцветные листочки? — попросила Осень.

— Да, Осень, могу. Ты же знаешь что это моя самая любимая шалость,- ответил Ветер, и принялся сдувать листья с деревьев.

Осень стала собирать эти листочки в свой волшебный мешочек. А когда мешочек заполнился, Осень потрясла его и из волшебного мешочка вылетела красивая птичка (рис.1).

Рис. 1 «Птица Осень», работа выполнена в технике «аппликация» из осенних листьев

Осень решила назвать эту птичку своим именем, и наделила птичку умением исполнять желания. Но желания она исполняла только тем детям, кто сделает ее портрет из осенних разноцветных листочков.

Грешилов Саша, 4 класс, руководитель: Соболеева М. С.

ДВА ДЕРЕВА

Жили-были возле дома в огороде два дерева. Наступила зима. Вьюга сломала веточку у клёна. Мальчик наладил веточку.

Наступила весна. Мальчик убрался в огороде. Зацвела черёмушка и веточка у клёна зажила (рис.1).

Пришло лето. Созрели ягоды. Мальчик собрал урожай с родителями. И ягодки у черёмухи тоже собрали, а потом благодарили черёмушку за вкусные пироги.

Рис. 2. Черёмушка. Работа выполнена в технике барельеф, пластилин.

Аюшеева Лена, 5 класс,руководитель: Салихова Н. А.

ЛЕН

Лен цвел чудесными голубыми цветами. Мягкими и нежными. Дождь поливал его, а солнце нежило и ласкало как маленьких детей.

— Солнышко меня веселит и оживляет, дождик питает и освежает. Ах, какой я счастливый! Говорят, что я уродился на славу! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь.

Рис. 3. Иллюстрация к сказке «Лен» (Рисунок выполнен цветными карандашами)

И вот однажды пришли люди. И вырвали лен с корнем. Потом его положили в воду, затем держали над огнем.

Что с ним только не делали: мяли, тискали, трепали, чесали — всего не упомнишь. Сначала он оказался на прялке, а затем на ткацком станке! И вот из него вышел кусок замечательного холста.

— Вот уж не думал, не гадал! Как же мне везет! Вот счастье-то! Какой же я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный. Это даже получше, чем просто в поле расти.

Затем его резали, кроили, кололи иголками. Нельзя сказать, чтобы это было приятно. Зато из холста несколько пар белья вышло!

— Да ведь, это же настоящее счастье! Я приношу пользу миру!

Прошли годы. Белье износилось. Его разорвали на тряпки. Потом принялись рубить, мять, варить, тискать… И гляди — тряпки превратились в тонкую белую бумагу.

— Вот, сюрприз так сюрприз — сказала бумага. На мне можно писать. Какое счастье!

И бумага отправилась в типографию. На ней напечатали текст. Отдельные листы собрали, связали вместе и положили на полку.

— Вот это дело! Теперь я буду нести людям радость и знание. Как я счастлива!

Но в один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в печь.

— Теперь я поднимусь прямо к солнцу! — сказало пламя.

Когда пламя погасло, в печи осталась зола. Ее выгребли и вынесли в поле, на котором на следующий год посеяли лен.

— Самое чудесное, что жизнь не кончается. Я знаю это, и поэтому я счастливее всех!

Шулыма Владислав, 5 класс, руководитель: Кранина А. В.

ЦАРИЦА-ПРИРОДА

Жила-была одна планета. Она была очень красивая. На ней были высокие горы, синие моря, чистые, как слеза, реки, голубое небо и разные удивительные растения.

Жили на этой планете разные звери, птицы, и насекомые. Управляла там Царица природа. Она очень любила своих подданных и мир, в котором находится планета, а ее жители почитали ее как богиню, берегли ее и ценили.

Однажды Царица Природа создала человека, который должен был быть защитой и опорой братьям своим меньшим. Она дала ему возможность добывать себе еду, чтобы не умереть с голоду, шить одежду, чтобы уберечься от холода и палящего солнца, построить дом, чтобы уберечься от ненастья и опасности. И, самое главное, она дала ему разум, чтобы был он хозяином на этой замечательной планете.

Сначала именно так и было. Но со временем, человеку этого показалось мало. Он требовал все больше, больше, больше от Царицы Природы. Она все давала, давала, давала.

Однажды на этой планете появился Антиэколог. Он хотел уничтожить Царицу Природу, и сделать он это хотел не своими руками, а руками того, кого больше всего она любила — руками человека. Познакомив человека с жадностью, алчностью, жестокостью и безразличием, Антиэколог многие годы наблюдал со стороны как гибнет та, кто отдавал своему любимцу все, что у нее было. Наблюдал и смеялся над людской глупостью.

Постепенно у него появились союзники — мусор, грязь, отходы производства, газ, радиация.Собрав свое войско, Антиэколог обратился к ним с речью:«Человек считает себя хозяином на этой планете, по-хамски к ней относится. Безалаберность человека губит природу. Все меньше становится птиц, животных и насекомых. С каждым годом миллионы тонн мусора появляются из-за деятельности человека. Мы чувствуем свое превосходство, и нам надо стать хозяевами этой планеты, а человек должен погибнуть или, подчинившись нам, улететь на другую планету для расширения нашего Царства. И мы должны приложить все силы для выполнения этой задачи.

И тогда Царица Природа созвала всех зверей для защиты леса, водоемов.

Бегемоты охраняли водопады. Белочки охраняли кедровые и грецкие орехи. Медведь охранял лес с северной стороны. А лев охранял лес с южной стороны

Лобанова Ольга, 9 С класс, руководитель: Ерофеева Л. Г.

СКАЗКА, КАК ПОСПОРИЛО ДЕРЕВО С ЦВЕТКОМ

Стояло в поле дерево, а рядом с ним рос красивый цветок (рис.1). Как-то раз произошел спор между деревом и цветком — кто же важнее из них и кто приносит больше пользы.

«Я», — сказало дерево, «потому что я большое, у меня много листьев, благодаря ним я вдыхаю углекислый газ, а выдыхаю кислород. Кислород нужен всем людям и животным».

«Нет», — закричал цветочек, «Я, я важнее и нужнее, потому что я тоже очищаю воздух, а еще я красив и ароматен. Без цветов не проходит не одного праздника, я несу людям красоту и радость».

А дерево выслушало, что говорил цветочек и говорит — «Посмотри какая у меня большая крона в ее тени можно спрятаться от солнца и дождя, а под твоей листвой спрятаться могут только букашки».

«Да, мои листья не такие большие и не так их много», — говорит цветочек. «Под моими листьями прячутся маленькие жучки и паучки им тоже нужна помощь, а еще пчелки собирают мед с моих цветов, который очень полезен».

А в это время под деревом отдыхал человек и слышал спор дерева и цветка и решил рассудить их спор.

«Зря вы спорите, вы оба важны в природе, без вас не был бы такой чистый воздух, негде было бы жить птицам и насекомым. Чтобы рисовали художники, о чем бы писали поэты, если не было бы вас. Вы нам нужны и вы оба полезны живите дружно и не ссорьтесь». Так спор был решен.

Рис. 4. «Полевой цветочек».

Рис. 5. Коллективная ручная работа, выполненная Лобановой Олей и Дашиевым Чингисом.

Каныбекова Тумар, 9 класс, руководитель: Сафронова Л. Н.

МОДНИЦА-ЧАРОВНИЦА

Рис. 6 «Красавица Осень», работа выполнена в технике «аппликация из осенних листьев»

Автор: Гуранова Наташа. 7 класс, руководитель: Пономарева Г. Г.

ТРИ ДЕРЕВА И МАЛЕНЬКАЯ ДОЧЬ БЕРЕЗКИ

Рис.7. Поделка из бумаги.

Основные термины (генерируются автоматически): творческого потенциала, творческого потенциала детей, федерального государственного автономного, Развитие творческого потенциала, творческие работы, автономного учреждения «Федеральный, развития образования» г, государственного автономного учреждения, площадки федерального государственного, «Федеральный институт развития, институт развития образования», учреждения «Федеральный институт, творческие задатки, творческого потенциала учащихся, творческие работы учащихся, числе-его творческого потенциала, творческого потенциала школьников, творческие задатки воспитанников, «Развитие творческого потенциала, Лучшие творческие работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle