Библиографическое описание:

Токоякова А. И. Становление инклюзивного образования в Республике Хакасия: проблемы и перспективы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 207-209.

Статья содержит аналитический обзор научной и нормативно-правовой литературы по проблеме инклюзивного образования, представлены результаты экспертного опроса и анкетирования по проблеме формирования инклюзивного образования в Республике Хакасия, выявлены основные проблемы инклюзивного образования на пути его развития в регионе.

Одной из главных социальных проблем на сегодняшний день является доступность образования для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» условия, среди них особое место занимают дети с ограниченными возможностями здоровья.

В современных нормативно-правовых документах отмечено, что образовательные учреждения должны оказывать услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, каждый человек имеет право на образование. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивного образования.

Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает однозначность понимания цели — гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. [1]

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного общества, в том числе данная проблема также имеет место и в Республике Хакасия. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов растет.

В Республике Хакасия 2069 детей-инвалидов (от 0 до 18 лет) что составляет 1,85 % к общему количеству детей, проживающих в республике (111,7 тыс. детей). [2]

Объектом социальной работы в инклюзивном образовании выступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидность это проблема не одного человека, а всего общества. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Во всех сферах общества, в данном случае, в образовательной сфере, детям-инвалидам необходима помощь специалистов по социальной работе.

В силу определённых особенностей детей — инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка. Именно такой характер носит социальная работа.

Инклюзивное образование невозможно без социального партнерства, которому может способствовать деятельность специалиста по социальной работе.

Роль социальной работы в инклюзивном образовании велика, так как инклюзивное образование нацелено не только на вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и на создание условий для социализация детей-инвалидов в современном обществе, создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов и изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через активное вовлечение социума в реабилитационный процесс.

На сегодняшний день в республике функционирует 13 учреждений, обеспечивающих обучение таких детей, в них должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории, в 2013 году в этот процесс включатся еще 8 школ республики.

В рамках работы проводился опрос, в котором приняли участие 11 экспертов.

Все эксперты отметили необходимость образования для детей с ОВЗ, так как образование необходимое условие для развития человека, оно позволяет ребенку самореализоваться, успешно социализироваться. И дети с ОВЗ не должны быть исключением.

Большинство экспертов (72 %) считают, что в условиях обучения в массовой школе у детей с ОВЗ реабилитационный процесс идет более эффективно, чем в коррекционной школе. «Дети — инвалиды, находящиеся среди сверстников чувствуют себя более комфортно, однако школа не всегда может создать условия для таких детей…», «… ребенок не чувствует себя другим…».

Однако некоторые эксперты считают, что ответ на данный вопрос не может быть однозначным: «… когда мы ведем речь о детях с ОВЗ, мы должны учитывать, что у каждого ребенка свой маршрут, у каждого по-своему складываются процессы социализации. Бывают сложные структура дефекта, особенности и в таких моментах ребенку лучше учиться в условиях коррекционной школы…», «…необходимо учитывать особенности патологии…»

В качестве основных проблем, стоящих на пути инклюзивного образования респонденты выделили: во-первых, недостаток финансирования, во — вторых, необходимо вводить в школы ставки специалистов дефектологов, логопедов, необходимы тьюторы, необходима подготовка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, переоборудование помещений, также немаловажным моментом является освещенность данного вопроса в СМИ, непонимание со стороны педагогов и общественности важности этого процесса.

Эксперты считают, что на сегодняшний день формирование инклюзии в школах Хакасии остается задачей Министерства образования и науки РХ, однако, в этом процессе необходимо взаимодействие с Министерством труда и социального развития РХ. Учреждения социальной поддержки населения остаются в стороне от этого процесса, но с их стороны необходимо сопровождение детей с ОВЗ, семей, имеющих детей с ОВЗ, особенно эта поддержка важна для детей-сирот с ОВЗ.

Анкетирование родителей, имеющих детей с ОВЗ проводилось на базе БУ РХ Саяногорского реабилитационного-оздоровительного центра для детей с ограниченными возможностями и средней общеобразовательной школы № 22 г. Абакан, было опрошено 40 респондентов.

Анализ полученных результатов показал.

Более 50 % опрошенных знают о том, что дети с ОВЗ могут учиться в массовой школе и 55 % высказали желание, чтобы их ребенок обучался в массовой школе. Среди опрошенных у 39 % дети обучаются в массовых школах.

Вместе с тем, большинство респондентов (74 %) не смогли указать какие изменения происходят в Хакасии по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы. Только 26 % отметили то, что в школах формируются классы-коррекции, проходит переподготовка педагогического состава.

В качестве основных препятствий на пути внедрения инклюзивного образования респонденты выделили: наличие общественных стереотипов о людях с ОВЗ (61 %); недостаточное техническое оснащение школ (47 %) и недостаточная подготовка со стороны педагогического состава (31 %); архитектурная доступность образовательной среды массовой школы (42 %),; особенность патологии ребенка (31 %) и неготовность самих родителей к обучению детей в массовых школах (17 %). Также в списке проблем значатся неготовность родителей к обучению их ребенка в условиях инклюзии, и «незаинтересованность школ в таких детях» (17 %).

Учитывая, что большую роль в реализации инклюзии играют и сами родители, нами было выявлено, что в настоящее время для включения ребенка в социум, родители сопровождают его в школу и встречают после школы (61 %), создают возможности для частого общения ребенка со сверстниками (52 %), дополнительно водят ребенка на занятия в развивающие кружки (43 %).

По мнению опрошенных, роль учреждений социальной поддержки населения в решении проблем инклюзивного образования заключается в следующем: помощь в адаптации детей с ОВЗ к условиям массовой школы (31 %), содействие в формировании адекватного восприятия ребенка с ОВЗ в школе (64 %), консультирование по вопросам социальной поддержки семьи, имеющей детей с ОВЗ (55 %), информирование родителей о возможности ребенка с ОВЗ учиться в массовой школе (33 %).

Перспективу развития инклюзивного образования (67 %) респонденты связывают, прежде всего с деятельностью государства по созданию специальных условий, «…перспектива есть, если для этого будут созданы условия, как самими родителями, так и государством…», «все зависит от деятельности органов власти. Детей с ОВЗ много, пора всем нам им помочь».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное направление является актуальным в настоящее время, в том числе и для РХ.

Готовность школ республики к реализации инклюзивного образования только формируется. Мероприятия по созданию условий в образовательных учреждениях, которые вошли в число базовых школ, реализующих программы для детей с ОВЗ и детей, не имеющих отклонений в развитии, предусмотрены в рамках соглашений, по которым работа идет в 2-х направлениях: создание универсальной безбарьерной среды и поставка оборудования. Однако, также необходимо отрабатывать формирование общественного мнения, так как без принятия ребенка-инвалида окружающими ему будет чрезвычайно трудно социализироваться. Поэтому данное направление можно считать самым сложным.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Литература:

1.         Материалы правозащитных организаций «Save the children» // [электронный ресурс]: Режим доступа http:// school.msk.ort.integration.ru (дата обращения 17.03.2010)

2.         Тезисы к докладу замминистра И. Е. Ауль на Августовской конференции педагогических работников РХ (24.08.2012, детский дом «Малышок») // [электронный ресурс]: Режим доступа http://www.r-19.ru/mainpage/authority/21/obraz-ministry/documents/doklady/opeka/58400.html (дата обращения 10.04.2013)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle