Особенности руководства дидактическими играми дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И. Ю. Глебова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/ (дата обращения: 25.04.2024).

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра — ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

В дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр:

-       творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, театрализованные, игры с песком и водой);

-       игры с готовым содержанием и правилами (дидактические, подвижные и интеллектуально-развивающие).

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации дидактических игр дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровойдеятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А. П. Усова, В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А. К. Бондаренко и др.) и психологов (Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев и др.).

Можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:

-                   они являются чаще всего совместной деятельностью педагога и детей;

-                   имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;

-                   действия участников игры реальны и однозначны;

-                   дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;

-                   носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем).

Широкое использование дидактических игр в дошкольном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В условиях игры дошкольники лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

Воспитательная и развивающая ценность дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания — воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим. В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.

Анализ содержания сборников с дидактическими играми (авторы: Л. В. Артемова [1], З. М. Богуславская [2], А. К. Бондаренко [3], А. И. Сорокина [4], Е. И. Удальцова [5] и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно — печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).

Так А. К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:

-        игры с предметами (игрушками, природным материалом);

-        настольно — печатные;

-        словесные игры.

Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность. Например, А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Все авторы выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

-        дидактические и игровые задачи;

-        игровые действия;

-        игровые правила;

-        результат.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности и определяет игровые действия. Наличие двух задач — дидактической и игровой отражает взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Игровые действия составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра). Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются дидактические и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого.

Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась.

Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач — показатель эффективности игры.

Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Так дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю: он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. Дидактические игры также проводятся утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня, в группе или на участке. В самостоятельных играх педагог участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-                   выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

-                   определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

-                   установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;

-                   подготовка игрового оборудования;

-                   определение времени игры в режиме дня.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

-                   дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;

-                   обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

-                   позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

-                   материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

-                   определение количества играющих;

-                   ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,

-                   игровыми действиями, дидактическим материалом;

-                   развитие у детей игрового настроения, желания играть;

-                   показ игровых действий;

-                   руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

-                   подведение итогов игры.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

-                   четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

-                   занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

-                   вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

-                   давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;

-                   обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

-                   варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

-                   осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

-                   средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Итак, воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

Литература:

                  1.                        Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.: ил.

                  2.                        Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.: ил.  

                  3.                        Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.

                  4.                        Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.

                  5.                        Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн., 1976.           

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, дидактическая задача, ребенок, действие, задача, игровая задача, правило, правило игры, готовое содержание.

Похожие статьи

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий. Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную познавательную информацию.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача, дидактическая задача, игра, домик, величина, вариант игры.

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад.

Занимательный игровой материал: игры и задания на трансфигурацию, загадки, головоломки, логические задачи, задачи-шутки, задачи...

Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный материал, действие, дидактический материал, дидактическая задача, игровая деятельность.

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками. игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие.

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая...

игра, дидактическая игра, правило игры, процесс игры, ролевая игра, математическое содержание, игровой замысел, ребенок, результат игры, деловая игра.

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Ключевые слова: ключевые компетенции, игровая технология, дидактические игры. Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. Л. С. Выготский.

Применение дидактических игр на уроках математики

игра, дидактическая игра, правило игры, процесс игры, ролевая игра, математическое содержание, игровой замысел, ребенок, результат игры, деловая игра. Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Применение дидактических игр в обучении математике

дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, психолого-педагогическая работа, метод обучения, правило игры, процесс обучения, учебная деятельность.

Похожие статьи

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий. Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную познавательную информацию.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача, дидактическая задача, игра, домик, величина, вариант игры.

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад.

Занимательный игровой материал: игры и задания на трансфигурацию, загадки, головоломки, логические задачи, задачи-шутки, задачи...

Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный материал, действие, дидактический материал, дидактическая задача, игровая деятельность.

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками. игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие.

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая...

игра, дидактическая игра, правило игры, процесс игры, ролевая игра, математическое содержание, игровой замысел, ребенок, результат игры, деловая игра.

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Ключевые слова: ключевые компетенции, игровая технология, дидактические игры. Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. Л. С. Выготский.

Применение дидактических игр на уроках математики

игра, дидактическая игра, правило игры, процесс игры, ролевая игра, математическое содержание, игровой замысел, ребенок, результат игры, деловая игра. Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Применение дидактических игр в обучении математике

дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, психолого-педагогическая работа, метод обучения, правило игры, процесс обучения, учебная деятельность.