Библиографическое описание:

Галкина М. В. Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.

Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму.

Древняя китайская мудрость

В нашу эпоху, основной источник прогресса человечества смещается в область новых технологий и разработок, ощутимо возрастает значимость творческого и интеллектуального потенциала, работа с талантливой и креативной молодежью выходит на первые позиции современного образования.

Современное общество ставит перед собой задачу подготовки выпускников школ, ССУЗов и ВУЗов, способных:

-          гибко и быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, применять на практике для решения возникающих проблем самостоятельно приобретать знания, чтобы иметь возможность найти в социуме свое место;

-          самостоятельно мыслить, анализировать и осознавать, как знания могут быть применены в профессиональной и практической деятельности; быть способными генерировать и воплощать в жизнь новые идеи, творчески мыслить;

-          грамотно работать с разнообразными источниками информации;

-          быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в группе;

-          уметь самостоятельно работать над развитием своего интеллекта и культурного уровня.

Все это критерии творческого, креативного отношения и подхода к жизни. Человек -саморазвивающееся существо. Человек развивает, обучает и воспитывает себя сам. Но этот процесс не может происходить сам по себе, нужен учитель, наставник, педагог. Но нужен он, не как «палка», «указующий перст», «тиран», «надзиратель», «скульптор», а как помощник, опора, защитник, советник и образец для подражания.

В настоящее время изучаются различные подходы приобщения учащихся к творчеству. Одним из таких подходов и является, на мой взгляд, проектный метод. Он позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных, профессиональных и практических задач.

Я хочу рассказать о применении метода проектов во внеурочной деятельности, так как активно применяю его в работе студенческого научного кружка «Школа лидера». Студенты работают над научно-исследовательскими проектами социальной направленности и конечной целью всех наших работ, является их практическая значимость. Таким образом, у учащихся развиваются еще и навыки волонтерской деятельности.

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на моих уроках или уроках других педагогов, студенты смелее берутся за научно-исследовательскую работу по различным темам, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне. На начальном этапе работы в секции «Школы лидера», помимо различного психологического тестирования (которое очень нравится студентам), я провожу анкетирование для выявления проектных умений, текст анкеты представлен в Приложении 1.

Практическая направленность проводимого анкетирования, заключается в следующем.

Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:

-          спланировать мотивированную целенаправленную и индивидуальную работу с учащимися при выполнении тематического проекта;

-          организовать на занятиях секции формирование общеучебных умений и компетенций, являющихся основой проектных.

Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят:

-          сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;

-          целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения.

Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать учащихся (помочь выбрать интересную тему), вместе с ними подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгами, просмотреть в Интернете материалы по теме. И самое главное — заставить подростков поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным, донести значимость и пользу практического применения их проекта, найти верную мотивацию.

Я не перечисляла в своей статье классических моментов в работе с проектами, так как они хорошо известны и давно используются моими коллегами, а подчеркнула только то, что считаю необходимым дополнением в специфике своего подхода: исследование, с помощью анкетирования, в начале и в завершении работы над проектом, а так же, практическое применение выполненного студентами исследования.

Проекты социальной направленности, выполненные учащимися и ими же реализуемые, вместе с творческим развитием помогают росту личностных и нравственных качеств, способствуют передаче традиций из поколения в поколение. А самое главное приносят пользу. Когда проект воплощается в жизнь самими студентами, получается, что всю информацию по теме проекта: профилактические мероприятия, входящие в его рамки, исследования, занятия, обучающие моменты, участники мероприятий получают от своих ровесников. Следовательно, степень доверия и результаты претворения проектов, приносят значимые достижения, то есть, работа студентов приносит видимые и для них и для окружающих результаты. Необходима, конечно, во всем этом, постоянная помощь и советы педагога, руководителя проекта.

В подтверждение вышесказанного, привожу график изменения личностных характеристик студентов, участников секции «Школа Лидера». Анализ диагностики уровня воспитанности студентов проведен в динамике, по методике профессора Рожкова М.И, адаптированной для учащихся ССУЗов с целью выявления показателей уровня развития, нравственной воспитанности учащихся, социальной адаптированности, активности, автономности их отношения к Отечеству и природе.

Рис. 1. График изменения личностных качеств

На графике виден, рост показателей всех личностных характеристик, что доказывает важность применения проектного метода в работе со студентами.

Рис. 2. Диаграмма результативности работы с проектным методом

Огромное значение практического применения результатов проектного метода я поняла на второй год работы со студентами. Когда участники разработанных на основе исследований мероприятий, благодарили авторов работ за пользу занятий, за полученную интересную информацию и т. д. А сами авторы были заинтересованы в дальнейшей работе, привлекая своим примером новых учащихся. Показатели применения видны на диаграмме результативности работы с проектным методом в секции «Школа Лидера» по годам.

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время следующая — это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической научной информации, так и навыки владения прикладными методами.

В своем общении с учениками, я часто повторяю положение из Трактата индийских учителей «Наука радости»:

*Помни, что радость творчества — непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что ты не взялся.

И очень надеюсь на то, что эти слова не проходят мимо ребят не услышанными.

Приложение 1

Анкета для выявления проектных умений

Самостоятельно оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 — умею хорошо; 2 — иногда получается; 1 — чаще не получается; 0 — не умею;

Ф.И. студента, группа ___________________________________________________

Учебный проект _________________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Умение формулировать проблему

2. Умение ставить цель

3. Умение ставить задачи

4. Умение выбирать методы и способы решения задач

5. Умение планировать работу

6. Умение организовать работу группы

7. Умение участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

8. Умение выбирать вид конечного продукта проекта

9. Умение выбирать форму презентации конечного продукта

10. Умение выделить моменты в проделанной работе, которые помогли успешно выполнить проект

11. Умение находить в выполненной по проекту работе «слабые» стороны

12. Умение провести анализ того, что мне лично дало выполнение проекта

Литература:

1.                  Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.

2.                  Рожков, М. И. Классному руководителю / М. И. Рожков — М.: 2008. — 280 с.

3.                  Успенский, В.Б. «Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие»/ В. Б. Успенский — Владос-Пресс.: 2008.

4.                  Интернет-издание для учителя «Особенности применения метода проектов в учебной деятельности». Выпуск № 6, зима 2012/2013

5.                  «Управление по результатам»/ П. И. Третьяков, К. Ю. Белая — ТЦ Сфера.: 2007.

Основные термины: проектных умений, результативности работы с проектным, работы с проектным методом, проектных умений учащихся, личностных характеристик, «Школа лидера», изменения личностных, занятиях секции, секции «Школа, потенциала студентов, выявления проектных умений, Похожая статья, проектных умений вследствие, выполнения проекта, личностных характеристик студентов, «Школа Лидера», занятиях секции «Школа, проектного метода, социальной направленности, проектной деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle