Библиографическое описание:

Поескова Г. И. Какие умения необходимы одаренному ребенку для того, чтобы преуспеть в жизни [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 8-10.

Профессор Стэнфортского университета Л.Термена в 1916 году модифицировал тест Бине — Симона и вывел следующую формулу определения интеллекта человека:

IQ = УВ: ХВ х100,

где IQ, или интеллект это отношение умственного возраста (УВ) к хронологическому возрасту (ХВ), умноженное на 100. Л. Термен утверждал, что по данной формуле возможно измерять интеллект ребенка также легко, как, к примеру, измерить его рост, а по полученным показаниям можно прогнозировать достижения ребенка в его будущей жизни. Он твердо верил в то, что именно люди с высоким интеллектом будут двигать вперед науку, образование, будут управлять государством и улучшать благополучие американской нации в целом. С этой целью, протестировав в общей сложности 250000 детей из различных начальных школ Калифорнии, он отобрал 1528 детей в возрасте от 8 до 12 лет, имеющих средний показатель коэффициента интеллекта 150 единиц, при этом 80 детей имели 170 баллов и выше. Эта группа юных гениев была названа им «термитами» и стала объектом его исследований в течение 30 лет [6]. Была создана и контрольная группа детей такого же возраста, уступающих детям из экспериментальной группы как по результатам тестирования интеллекта по шкале Стэнфорд- Бине, так и по школьной успеваемости. К концу 50-х годов только один из его подопечных стал знаменит и оставил след в американской истории –Джесс Оппенгеймер, писатель, продюсер и режиссер, автор комедии «Я люблю Люси». Другие стали крупными инженерами, учеными, некоторые потерпели неудачу в жизни. Предположение Льюиса Термена о том, что одаренных детей в жизни ждет успех, не подтвердилось, поскольку он не учел главного: талант требует благоприятных возможностей, а происхождение имеет не меньшее значение, чем способности. По достижении IQ примерно в 120 баллов все последующие дополнительные баллы не обеспечивают существенного преимущества в жизни. Поэтому Льюис Термен в заключении к четвертому тому своей работы «Генетическое изучение гениев» вообще исключил слово «гений» и резюмировал: «Мы убедились в том, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны».

Доктор философии Рена Субботник, автор книги «Вновь обратиться к гениальности: IQ повзрослевших детей» подчеркивает: «Известно, что из детей, выбранных для участия в программах для одаренных детей, не всегда вырастают выдающиеся взрослые или мыслители. Также мы знаем, что многие одаренные дети не были идентифицированы таковыми в школах». К примеру, Альберт Эйнштейн. Рена исследовала одаренных детей в Хантер Элементари Скул в 1948- 1960-х годах. Там учились дети, имеющие 157 баллов по шкале IQ по лучшим программам обучения одаренных детей, существующим в США. Несмотря на ожидания, многие из выпускников этой школы впоследствии поставили для себя средние цели в жизни. Она пришла к заключению, что для успеха в жизни нужны неинтеллектуальные факторы [5].

Что же можно отнести к неинтеллектуальным факторам? В детстве к таким факторам следует отнести пять основных качеств: любознательность, настойчивость, терпимость к неудачам, самоконтроль. Если вы хотите помочь ребенку, имейте это в виду и делайте все возможное, чтобы закрепить эти качества. Их нельзя выработать за один или два урока. Необходимо время, чтобы их закрепить. Задача воспитателей и родителей заложить ростки, и наблюдать за их развитием по мере роста ребенка.

Любознательность

Уильям Генри Гейтс III, более известный как Билл Гейтс, один из создателей компании Microsoft, с детства отличался ненасытным любопытством. Мальчиком, он прочитал всю Британскую энциклопедию. Он читал все, что попадало ему в руки, и постоянно задавал вопросы. Это поощряли его родители и вели занимательные беседы о своей жизни за обеденным столом. Развивая детское любопытство, взрослые развиваю у ребенка любовь к учебе. Как этого добиться? Надо просто наблюдать за тем, что особенно интересует ребенка, предложить ему книги по этой теме, читать эти книги вместе с ребенком, водить его в музеи, в планетариум, на экскурсии. Не надо заставлять ребенка чем-то заниматься. Ребенок сам заинтересуется чем-то. Задача взрослых — наблюдать за ребенком и поощрять его.

Настойчивость

Джефф Колвин, автор книги «Талант не при чем», уверен, что талант не является главным в достижении успеха. Больших результатов достигают дети, которые особым образом практикуются в избранной сфере деятельности — это доказано солидными исследованиями. И эта «осознанная практика», описанная в книге, предполагает десять лет упорного труда в выбранной сфере — начиная от спорта, кончая искусства [2]. Другой автор Малком Гладуэл в своей книге «История успеха» также говорит о 10 000 часах усердной тренировки — по 20 часов в неделю в течение 10 лет — чтобы добиться успеха в любой области [3]. Билл Гейтс придерживался своего увлечения компьютерами с детства. Именно это хобби подростка со временем переросло в страстное увлечение, он проводил за компьютером дни и ночи, настойчиво изучая компьютер. Свою первую компьютерную программу он написал в 13 лет. Стивен Спилберг мог часами смотреть телевизор. Свой первый фильм он поставил в 14 лет, а к возрасту 16 лет у него уже было отснято три фильма. Таким образом, был прав Томас Эдиссон, когда он говорил, что «гений — это один процент вдохновения, и девяносто девять процентов пота».

Если вы посмотрите в список черт одаренных детей, то вы увидите следующее описание: «Работают самостоятельно, могут концентрироваться на интересующих их вещах в течение продолжительного времени».

Терпимость к неудачам

Джефф Колвин в своей книге «Талант не причем» утверждает, что не существует таланта от природы. Талантом он называет «преднамеренную практику», сущность которой составляет желание постоянного усовершенствования своих способностей, постоянная практика того, чему обучают тренер или учитель. В книге он рассказывает о Тайгере Вудс, которому папа вложил в руки клюшку в возрасте 7 месяцев. Тайгер тренировался с возраста двух лет, а у профессиональных тренеров с возраста четырех лет.

Томас Эдиссон пробовал больше, чем 10 000 раз придумать «лампочку». Что общего между Уолтом Диснеем и Билом Гейтцем? Оба они начали бизнес, который у них в самом начале потерпел фиаско, прежде чем они смогли добиться в нем значительных успехов. Альберт Эйнштейн говорил так: «Дело не в том, что я умен, — просто я дольше сижу над задачами».

Самоконтроль

Вальтер Мишел, профессор психологии Стэнфордского университета, в конце 60- годов проводил исследования с дошкольниками, среди которых известен его «эксперимент с зефиром». 4-летнему ребенку давался выбор- взять один зефир или подождать несколько минут и получить два зефира. Дети со слабым самообладанием могли выдержать в среднем три минуты, в то время как другие дети могли ждать пятнадцать минут, пока В. Мишел войдет в комнату. Ученый продолжил наблюдение за этими детьми в течение многих лет и обнаружил разницу между этими детьми.

Дети, которые не смогли сдержаться от немедленного удовлетворения своих желаний, по сравнению с детьми, умеющими владеть своими желаниями:

-       в дальнейшем имели проблемы в школе и дома;

-       имели проблемы с вниманием;

-       более тяжело переживали стрессовые ситуации;

-       имели проблемы с друзьями;

-       имели более низкие баллы при тестировании;

-       становились полными во взрослом возрасте;

-       имели проблемы с наркотиками.

В. Мишел утверждает, что ключ силы воли заключается в том, чтобы не ждать вознаграждения. Это важная информация для воспитателей. Мы должны научить ребенка отвлекаться, когда он не может получить немедленно того, что хочет [4].

Рой Бумастер, профессор Университета штата Флорида, подчеркивает, что самоконтроль можно тренировать так же, как мы тренируем мышцы. Силой воли мы можем бороться с курением, алкоголем, употребления нежелательных продуктов питания. Родителям надо учить детей тренировать свой самоконтроль в разнообразных ситуациях [1].Вот некоторые рекомендации воспитателям и родителям, как помочь детям самосовершенствоваться.

Не торопитесь выполнять просьбы детей. Скажите лучше: «Сейчас я не могу, но я помогу тебя после того, как закончу поливать цветы». Избегайте того, чтобы ребенок привыкал к немедленному удовлетворению своих желаний. Ребенок должен познакомиться и с чувством разочарования.

Предложите ребенку способ отвлечься в процессе ожидания чего-либо. «Почему бы тебе не поиграть с Барби до того, как мы начнем выпекать печенье?»

Сделайте конкретным ожидание. Используйте выражения типа,«когда я закончу приготовление к уроку, то мы».., с тем, чтобы ребенок понял, сколько ему придется ждать времени, прежде, чем он займется каким-то делом. Можно для этого применять таймер и попросить ребенка следить за тем, когда зазвонит колокольчик.

Сделайте ожиданием вознаграждаемым. Помните, что ребенок следит за тем, что он будет вознагражден за свое ожидание.

Боевые искусства. Боевые искусствапомогают выработке концентрации внимания, сосредоточенности, самоконтроля и уверенности в себе.

Уход за животными способствует выработке внимания и самоконтроля.

Предлагайте ребенку те виды активности, которые требуют времени для проявления результата. Выращивание растения из семян, выпечка печения и рыбная ловля предполагают время для вознаграждения за ожидание.

Читайте книги, которые имеют главы, для детей с возраста 4–5 лет. Таким образом, он вынужден будет ждать следующего дня, чтобы узнать, что произойдет впоследствии.

Составьте расписание просмотра телевизионных передач, игр, приема пищи, планируйте свой день. Расписание поможет детям справиться с ожиданием.

Настольные игры учат ребенка быть внимательным и дожидаться своей очереди. Игры в прятки учат ребенка ожиданию, пока не будут найдены все участники игры.

Предложите ребенку пути усовершенствование своего любимого занятия. Если ребенок рисует картинку, предложите ему применить раскраску с блестками.

Станьте сами образцом самообладания. Когда вы расстроены, нервничаете, сдерживайте свои эмоции. Это послужит хорошим примером для вашего ребенка.

Хвалите ребенка за его активность.

Перечисленные выше качества нельзя отделить друг от друга, каждое из них поможет ребенку в жизни. Во-первых, ребенок должен быть любопытным. Затем у него в жизни появляются увлечения чем-то. Не надо подталкивать его к этому. Можно похвалить его, чтобы повлиять на его эмоции. Ребенок поет у зеркала в ванной комнате каждый день, участвует в школьной самодеятельности. Мама может обратиться к учителю музыки с просьбой обратить внимание на детское пение, с тем, чтобы усовершенствовать музыкальные способности ребенка. Ребенок пробует, у него не получается сразу, но он совершенствует свое мастерство и у него получается в конце концов. Это может занять годы, пока ребенок не станет профессионалом в этой области, но ребенок хочет и ожидает результат, поскольку у него выработано чувство самоконтроля.

Достаточно ли этих качеств, чтобы добиться успеха в жизни? Малком Гладуел в своей книге «Гении и аутсайдеры» утверждает, что необходимы еще такие факторы, как удача, культура, наследство, воспитание и нужный момент времени для того, чтобы стать успешным в жизни. Он уверен в том, что успешные люди не обязательно были интеллектуально гениальны. Успешными людьми он считает тех, которые имели возможности и приложили силы и ум, чтобы ими воспользоваться. Возможно, что в этом есть своя правда, но мы не ошибемся, если будем прививать ребенку перечисленные выше качества.

Литература:

1.                  Baumeister, R. F., Vohs, K. D., & Tice, D. M. (2007). The strength model of self-control. Current Directions In Psychological Science, 16(6), 351–355.

2.                  Colvin, Geoff. Talent Is Overrated. (Hortfolio Handcover, 2008).

3.                  Gladwell, Malcome. Outliers: The Story of Success (Little, Brown & Co.,2008).

4.                  Mischel, W. & Shoda, Y. (1995). A cognitive-affective system theory of personality: Reconceptualizing situations, dispositions, dynamics, and invariance in personality structure. Psychological Review, 102, 246–268.

5.                  Subotnik, R. F., Kassan, L., Summers, E., & Wasser, A. (1993). Genius revisited: High IQ children grown up.Norwood, NJ: Ablex.

6.                  Terman, L.M. (1925). Genetic studies of genius. The mental and physical traits of a thousand gifted children (Vol.1). Stanford, CА: Stanford University press.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle