Библиографическое описание:

Бельская З. В. Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 8-14.

Современные педагогические исследования определили переход к нравственному воспитанию личности в новой системе социально-политических и экономических отношений прогрессирующей России.

Подходы к развитию и воспитанию нравственности у детей строятся на принципах гуманизма и демократии, приоритета личности и общечеловеческих ценностей, широком использовании педагогических инноваций. Образовалось совершенно иное педагогическое пространство, включающее новое осмысление воспитания, педагогический плюрализм, демократизация массового педагогического сознания.

Педагогическая наука стремится учитывать и исторический опыт. Представители философии образования (Б. С. Гершунский, А. И. Пригожий, З. И. Равкин, В. А. Разумный, В. И. Слободчиков, Б. В. Сазонов и др.) обращают взгляды на изучение исторического опыта в вопросе нравственного воспитания личности. В истории российского образования и воспитания особая роль отводилась сочетанию общественных взглядов и педагогических воззрений деятелей науки и научного сообщества определенного времени.

Основные веяния педагогики второй половины XIX в.– начала XX в. проявляются в характерных чертах зарождения «эпохи творческого подхода» к воспитанию ребенка, направленной на общественное осознание нравственных и моральных ценностей. Именно так образование и воспитание становятся ответом потребностям социально-экономического, нравственного и культурного развития России.

Ярким примером поиска основ нравственного воспитания является педагогическая концепция М. М. Манасеиной, впитавшая идеи представителей различных эпох и их воззрений по вопросу нравственного воспитания.

Основная цель нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной заключается в открытии внутреннего мира ребенка и развитии взаимосвязи духовного начала личности, аксиологической природы психологического развития, сознательно и бессознательное освоение моральных основ. Все это формирует сознание ребенка в гуманистическом русле христианства.

В нашей стране воспитание до принятия христианства было преимущественно семейным. В зависимости от будущей профессии (направленности семьи: земледелие, ремесло) определялись и способы обучения и воспитания. Период от принятия христианства и до середины XIII в. характеризуется укреплением новой идеи — русского воспитания и образования. В трудах Иллариона, Владимира Великого, Ярослава Мудрого заложены духовные основы развития российской государственности и образования. Именно в их трудах впервые говорится о важности моральных и нравственных составляющих в человеке. Поэтому слияние государственных и православных взглядов на Руси создает целостную и непрерывную система образования (государственные и церковно-монастырские школы). В итоге, на Руси за короткий промежуток времени была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием, учитывающим как политические, так и религиозные воззрения, что способствовало объединению государства и церкви. Православие давало почву для духовного воспитания, государство — светский оттенок в изучении наук. Основные положения содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали на Руси до конца XVII в.

Идеалы нравственного воспитания, этики, эстетики требуют соответствующую высоту развития ума. Большая однородность человеческого общества создается благодаря гармоничности взаимоотношений школы и семьи (отсюда общность верований, идеалов и убеждений. Однородность и гармоничность полученного нравственного воспитания позволяет сложить его целостный характер. Данные идеи развивает Манасеина в своих многотомных трудах.

Вспоминая историю педагогики, Манасеина указывает, что распад единого централизованного государства способствовал снижению темпов развития образования, но не остановил этот процесс (например, в Новгороде). Монгольское нашествие нанесло непоправимый удар развитию русской культуры и образованию. Возрождение государственных школ в России произошло только к XVII в.

Дальнейшее развитие духовно-нравственного воспитания начинается с середины XIV в. Политическое освобождение и возможность социально-экономического подъема российского государства символизирует возрождение русского народа. Сергий Радонежский, деятельность которого способствовала формированию и развитию основ русского образования, закреплению православия, дал развитие нравственному воспитанию, которое укрепило ценность семьи, труда и нравственности в воспитании. Так же данные идеи были развиты в трудах Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Таким образом, духовная и нравственная составляющая в воспитании стали ключевыми в закреплении путей дальнейшего развития российского образования. Общество, государство и церковь культивируют потребность в образовании, которое дается в монастырях и церквях. Целью образования является распространение элементарной грамотности среди населения.

Ценность семьи, православия, духовного и нравственного воспитания провозглашает и Мария Манасеина. Именно духовность и нравственность дают почву для развития разума, чувств и религиозного сознания. По Манасеиной, имея достаточно сформированные нравственные идеалы, ребенок, сможет быть сопричастен к высочайшим истинам религии.

Великодушие, сострадание, справедливость, чувство долга, любовь к Отечеству были характерны для Смутного времени (конец XVI — начало XVII века). Эти исконно русские качества помогли в восстановлении государства, способствовали духовному обновлению русского народа. Отсюда, считает Манасеина, растет сплоченность народа, укрепляются нравственные основы. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, возрождаются государственные школы. Пиком развития становится учреждение первого высшего учебного заведение в России — Славяно-греко-латинской академии (1679 г.).

Основы современного европейского образования и воспитания в России с XVIII в. до середины XIX в. были заложены реформами Петра I, которые носили не только политический, но и просветительский характер. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией. Петр I приобщил российское образование и воспитание к европейской культуре; раскрыл и привил нравственные идеалы, свойственные европейскому обществу. В воспитание внеслись идеи зарубежных ученых, анализировались их труды.

Отечественное образование и воспитание многим обязано М. В. Ломоносову. Благодаря его трудам и активной научной деятельности российская педагогика стала развиваться на основе отечественной культуры (совершенствование деятельности Петербургской академии наук, открытие Московского университета, открытие первых русских гимназий, разработка основы содержания российского образования и др.). Ломоносов стал основоположником отечественного национального образования. Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова нашла свое продолжение в работе многих его соратников и учеников. Продолжение традиций Просвещения привлекло и Екатерину II.

Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II, которая привлекла к организации образования многих крупных гуманитариев европейской культуры и видных деятелей России. Крупнейшими российскими представителями реформаторского педагогического сообщества были И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович.

И. И. Бецкой сформулировал новую идеологию русского Просвещения — необходимость организовать правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать собственных детей. Реализовывает Бецкой свои идеи и на практике: реформирует кадетский корпус, создает Смольный институт благородных девиц, открывает сиротские учреждения, училище при Академии художеств и Коммерческое училище, усовершенствовал работу ряда других учебных заведений.

Ф. И. Янкович смог подготовить «Устав народным училищам в Российской империи», а в 1782 году им было открыто Петербургское главное народное училище.

Педагогическое наследие Екатерины II лежит в основе вопросов воспитания и просвещения общественного сознания, провозглашение новых целей воспитания, а именно воспитание гражданина и русского человека на основе отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования. И именно она привлекла к реформированию образования многих выдающихся людей Европы и России, в том числе И. И. Бецкого и Ф. И. Янковича.

Развитие общественно-педагогического движения связывают с именем Н. И. Новикова, который попытался организовать народное просвещение независимо от государства, издавал детские журналы, газеты, просветительскую литературу, учебники для народных школ.

Зависимость русского образования от государства становилась сильнее. Укрепление государственности и крепостной зависимости привели к тому, что образование все меньше становилось потребностью широких слоев населения. Именно так до середины XIX века русский человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной службой (даже работа в сфере образования и науки фактически была государственной службой). Воспитание духовно-нравственных основ зависело от принадлежности к определенному сословию. Несмотря на разнородность к воспитанию, основой служило единое — религия. Христианство оказывало благотворное влияние на процессы нравственного воспитания и развития, объединяло людей на национальном уровне с учетом традиций и обычаев.

В этот период были созданы основы системы российского образования от народных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии, сформированы его идеология и содержание. Но традиционная российская православная культура, которая была основана на идеях нравственной и духовной составляющей не учитывалась полностью.

В середине XVIII века с влиянием западноевропейской культуры в России начинает формироваться нравственное педагогическое сознание (труды М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. И. Радищева). Середина XIX века — период рассвета русского Просвещения (труды В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, А. Н. Добролюбова, Ф. М. Достоевского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др.). В трудах ученых разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, нравственные основы воспитания.

Коренные реформы связаны с периодом середины XIX в.– начала XX в. Был осуществлен переход к национальному содержанию образования и воспитания, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского, профессионального и высшего образования. Идея создания единой национальной школы проявилась в проекте реформы министра П. Н. Игнатьева. Еще дальше в этом направлении пошло временное правительство: разработка единой, учитывающую разные условия и модификации, систему образования. Так складывалось мощное общественное движение, которое, начинает играть главнейшую роль в судьбе российского образования и воспитания.

Советский период предстает с единой, выстроенной и эффективной системой образования и воспитания. Это способствовало развитию страны, но были утрачены многие духовные и нравственные ценности русского народа. Эволюция педагогического сознания воплощается в системе воспитания человека от рождения до совершеннолетия.

На рубеже XX в. в России благодаря реформаторской педагогики произошло развитие новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии, экспериментальной педагогики и педологии, содержания и технологий обучения и воспитания, оснащение научно-методическим фундаментом учебно-воспитательного процесса. Также совершенствуются концепции, парадигмы, идеи, взгляды и установки.

Понимание и осознание нравственного воспитания как части христианства приходит только после войны благодаря трудам Б. Д. Грекова, М. Н. Громова, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова, Б. В. Сапунова, В. Л. Янина и др. Авторами описан богатейший мир культуры Древней Руси.

Противоречие педагогических взглядов заключалось, с одной стороны, в следовании, преклонении перед культурой других и пренебрежении своей культурой и историей (спорна истина и возможность применения в условиях русского национального самосознания); с другой стороны, превосходство российского пути развития над западноевропейским не могло дать полного развития культуре нравственного воспитания.

Русский путь развития нравственного воспитания личности уникален: сочетание христианства и его нравственных основ отражаются на протяжении веков не только в становлении и развитии нравственного самосознания, но и во влиянии на исторические процессы. В своих воззрениях, Манасеина отстаивает позицию, что религия устанавливает отношение человека к миру, определяющее смысл его жизни; нравственность действует как указание и разъяснение деятельности человека в отношения человека к миру и с самим собой.

Источниками нравственности и морали от начала развития Христианства до настоящего времени являлись произведения Древности. Нравственное воспитание отражает педагогическое сознание, осмысленное в таких трудах, как «Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой», «сборниками народной мудрости» (Изборник 1076 г., «Пчела», «Златоструй», «Златоуст», «Измарагд», «Палея» и др.), религиозные тексты «Шестоднев» и «Великие Минеи Четии» Митрополита Макария, проповеди «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, многочисленные житиям святых; исторические тексты «Повесть временных лет» и др. В этих трудах содержится вековая мудрость по передачи знаний, традиций и обычаев от поколения к поколению. Этими основополагающими принципами руководствовалась и Манасеина в построении своей педагогической концепции непрерывного нравственного воспитания.

В период конца XIX века — начала XX века обострилась проблема нравственного воспитания. Стало статистически доказано, что чем хуже воспитание, тем ниже развитие страны (больше преступности, болезней). И как результат вырождение народа. Именно об этом указывает в своих сочинениях Манасеина. Перспектива весьма пугающая, но возможен и другой результат, если заниматься педагогическим просвещением среди населения России: знакомить их с основами гигиены, физиологии и психологии ребенка, а в последствии — формировании и развитии основ нравственного воспитания.

Непрерывность нравственного воспитания Манасеина описывает с начала рождения ребенка. На примере первого года жизни крестьянского ребенка Мария Михайловна показывает значение и роль предрассудков в крестьянской среде, отсюда и высокая смертность детей первого года жизни крестьянского населения. Неудивительно, что ребенок, выросший в такой среде, будет в дальнейшем прививать такие же нравственные эталоны и своим детям. Манасеина анализирует взаимосвязь ума и нравственности с общим здоровьем организма: отсутствие целесообразного воспитания ведет к потере здоровья; внешнее окружение (среда) влияют на воспитание детей.

Мысль о влиянии воспитания на развитие ребенка давно занимала умы человечества. Упоминание о значении воспитания встречается у Ликурга, Пифагора, Аристотеля, Платона, а также мыслителей Древнего Китая, Индии. Они признавали важность воспитания детей, начиная с грудного возраста. Кант, Гете, Гумбольдт, Гельвециус и др. говорят не только о признании воспитания вообще, но и о воспитании — условии направления человеческой жизни. По мнению М. М. Манасеиной, от воспитания зависит не только судьба одного конкретного человека, но рода и даже целого народа, а, в известной степени, и будущее всего человечества.

По мнению Марии Михайловны, первые годы жизни являются главными в воспитании, так как ребенок учится вырабатывать в себе первичные навыки, важные для дальнейшей его жизнедеятельности и, соответственно, искоренить дурные наклонности легче именно в этом возрастном периоде. М.Манасеина разделяет позицию Платона, который считал, что посредством игры можно повлиять на будущий характер детей. Неоспоримой считает Манасеина и заслугу Фребеля, который первым предложил ряд систематических игр для детей и стал применять игры в их воспитании. Исходя из вышесказанного, Манасеина видит цель воспитания ребенка во внесении в жизнь ребенка цельного определенного характера развития. Именно изначально в человеке вырабатывается характер полный противоречий и лишенный целостности.

Проанализировав исследования Фребеля, Нельсона, Дистервега, Шлейермахера, Комбади других ученых, которые доказывают, что воспитание ребенка должно начинаться в первые минуты рождения, Манасеина понимает: воспитание в первые годы жизни составляет важную часть в целостном непрерывном воспитании и развитии личности. Но, к сожалению, отношение общества к проблеме воспитания в конце XIX–начале XX века остается по-прежнему недостаточно понятным.

Также Манасеина обосновывает целостный и взаимосвязанный характер воспитания, имея в виду полноту и многосторонность развития ребенка, начиная уже от рождения. Еще в древности понимали важное значение образа жизни матери во время беременности. Следует вспомнить взгляды Платона и Аристотеля, которые, как и авторы-современники Манасеиной считают необходимым соблюдать определенные правила беременным женщинам: частые прогулки, отказ от шумной светской жизни, избегание любых волнений. В свою очередь в необходимость матери входит смягчение и уменьшение болезненных для ребенка раздражений. Это является началом сложного пути по развитию и воспитанию личности ребенка.

О воспитании детей написано достаточно, на этом вопросе останавливались Коменский, Песталоцци, Вольф, Фельбингер и даже Кант. Согласно их взглядам, воспитание должно стремиться к развитию человека и человечества. Именно так достигаются идеалы человечества и идеалы гуманизма. Но идеалы меняются с течением времени, как и развитие человечества не стоит на месте. Идеалы одного времени могут оказаться противоречивыми, несовместимыми и неприемлемыми для одного и того же народа в различный исторический период и, напротив, идеалы одного и того же времени у людей могут быть различными.

Для достижения идеала человечества с позиций гуманизма необходимо воспитать в человеке духовные, нравственные и моральные ценности. Появление новых особенностей, способностей и потребностей личности приводят ребенка к постепенному переходу от одной ступени нравственного развития к другой. После такого перехода происходит развитие и видоизменение индивидуальных особенностей ребенка. Гуманизм в педагогике связан с наследием эпохи Возрождения. Основные классики гуманизма, начиная с А. Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и заканчивая М. Монтенем и Ф. Бэконом признавали важное значение нравственности и морали в воспитании личности ребенка. Взгляды ученых развивались в русле гуманистического движения в педагогике (П. П. Верджерио, Э. Роттердамский, Х. Л. Вивис и др.). Гуманистическая педагогика придерживалась идей ведущей роли воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитого свободного индивида, построения образования и его содержания с учетом возрастно-половых особенностей.

Эпоха Просвещения известна множеством выдающихся педагогов, философов, литераторов, государственных и общественных деятелей. Антропологизм в воспитании провозглашает идею роли просвещения, образования и развития в изменении общественного сознания и отдельной личности в частности. На новый уровень осознания указывает и экспериментирование в плане подходов к воспитанию, содержания и технологий, моделей воспитания.

Идеи Просвещения вкладывает в свою концепцию и Манасеина. Особенность цели нравственного воспитания сводится к выводу ученых о ее общем характере, динамической изменчивости, планировании результата. Борьба с самим собой, по мнению Манасеиной, является не только неизбежной и естественной, но и необходимой для поддержания психического и духовного здоровья. Человек не мыслим без постоянной борьбы и ее необходимость продиктована психическим здоровьем.

Задача вооружения ребенка знаниями, известными истинами считалось делом образования. Воспитание же занималось развитием воли, нравственности, самодеятельности, внутреннего «я» в рамках общественного сознание и идеалов человечества того времени. Причем и образование, и воспитание являлось задачей педагогов и школы, однако, по мнению Манасеиной, необходимо осознавать важность семейного воспитания с рождения ребенка.

Воззрения Манасеиной предавались критике. И. И. Беллярминов в своей критической статье (в журнале Министерства народного просвещения) на книгу М.Манасеиной «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Выпуск первый» целью данного «учено-литературного труда» видит научное обоснование основ воспитания и его практическое применение к религиозному воспитанию. Государь Александр Александрович, по мнению критика, стремился во время своего царствования поддерживать высокий уровень значения религии в стране. Чувство нравственного долга к зарождающейся педагогической литературе присуще взглядам Александра II [1].

Источниками определения цели нравственного воспитания в трудах Манасеиной явились синтезированные данные физиологии, терапии, психиатрии, антропологии, социологии, этнологии, географии, истории религий, философии, логики, психологии, педагогики и истории педагогики. Цель воспитания Манасеина видит в подготовке человека к непрерывной борьбе в течение всей жизни. Смысл воспитания сводиться к снабжению нужными знаниями, которые дадут возможность человеку адаптироваться во внешней среде, благодаря своим внутренним особенностям. Манасеина признает влияние образования и воспитания ребенка на его нравственную сторону, «делают проявления чувств менее стихийными и более доступными волевому контролю», «систематичное воспитание чувств обещает дать еще более заметные результаты» [6, с.80].

Манасеина приходит к выводу, что цель нравственного воспитания ориентирована на достижение всеобщей высокой нравственности, практического освоения различным уровнем нравственного сознания, воспитание ребенка в индивидуальном направлении (траектории). Именно при наличии определенной цели воспитания можно сопоставить потенциал личности и деятельность, направленную на нравственное развитие. В своей педагогической концепции Манасеина опирается на индивидуальные особенности развития детей, чтобы правильно «снарядить воспитываемых бойцов в поход», «вооружив их определенными идеями, определенными идеалами, за которые они должны бороться, за которые они должны стоять до последнего пульсового толчка» [6, с. 18].

Воля, характер, нравственность, самообладание, по Манасеиной являются составляющими воспитания и развития ребенка. Развитие в ребенке религиозного сознания, понятия морали и идеалов нравственности с начала жизни ребенка позволяют достичь гармонии ребенка с самим собой и с окружающим миром. Гуманизм в качестве исторически изменяющейся системы воззрений, признающей ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей является ключевой в мировоззрении Манасеиной.

С конца XIX века происходит реформирование и преобразования педагогической действительности. В рамках педагогики начинают функционировать новые отрасли и направления психолого-педагогической науки; находят свое обоснование и место в педагогике различные теории и концепции, открываются экспериментальные учебно-воспитательные учреждения с использованием различных технологий обучения.

Манасеина во многом предвидела перспективы развития идеи непрерывного нравственного воспитания ребенка. Обратившись проблеме нравственного воспитания в современной педагогике, мы сможем проследить их схожесть со взглядами Манасеиной.

Современные педагогические исследования опираются на гуманистический принцип, позволяющий рассматривать образование и педагогическое сознание как составляющую часть культуры. Основанием являются аксиологический подход к изучению педагогической реальности (В. И. Додонов, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин); положения, разработанные В. В. Краевским, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным о сущности образования; философия воспитания и теория воспитательных систем (В. С. Библер, С. И. Гессен, И. С. Кон, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова и др.).

Обновленная парадигма развития общеобразовательной и профессиональной школы строится на принципах гуманизма и демократии, приоритета личности и общечеловеческих ценностей, широком использовании новейших педагогических технологий. В истории отечественной педагогики особая роль принадлежит общественно-педагогическому движению второй половины XIX — начала XX в. в. (которое поддерживала и развивала и Манасеина), характерным признаком которого была инициативная творческая деятельность, направленная на утверждение в общественном сознании людей ценностей образования, создание общедоступной системы образовательных учреждений, отвечавшей потребностям социально-экономического и культурного развития страны.

Конец 1980-х — начало 1990-х г. г. характеризуется этапом поиска новых концептуальных подходов к воспитанию, также и вначале XX века. Появились различные научные школы, например, коллективом ученых под руководством А. А. Бодалева, З. И. Мальковой, Л. И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью [2].

Целью воспитания в данной концепции выступает всестороннее развитие личности. Задачами воспитания являются: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду. Авторы дают обоснование личностному подходу, природосообразности, культуросообразности, гуманизации межличностных отношений; опоре на чувства воспитанников. При этом в рамках концепции взаимодействуют деятельностный, дихотомический, дифференциальный, средовой, системный подходы. Манасеина также призывала к приобщению детей к основам морали, нравственности, ценности каждой личности, культуре общества.

Концепция О. С. Газмана и А. В. Иванова обращена к проблеме целей воспитания. Идеальная цель — формирование гармонической, всесторонне развитой личности (как и у Манасеиной); реальная цель — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах (цель видоизменена, но, в сущности, отражает гуманистический поход в трудах ученых конца XIX века).

В концепциях воспитания современные ученые подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии — такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека. Гармоничное развитие видится и М.Манасеиной залогом гармонии в развитии личности и освоением окружающего пространства.

Концепция воспитания Е. В. Бондаревской — воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры. Так и в конце XIX века нравственное воспитание явилось краеугольным камнем в развитии воспитания в рамках гуманизма, взаимодействия школы и семьи, вековых религиозных традиций (М.Манасеина, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев и др.).

Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации как основы новой идеологии воспитания. История педагогики свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизма, усиления нравственных основ образования и воспитания. С развитием образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности педагоги видят пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Гуманизация как признание в ребенка ценности личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [3].

Согласно современным представлениям о нравственном воспитании, обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Принятие общенациональных и общечеловеческих ценностей, доверие, следование им в личной и общественной жизни способствует развитию личности в социальной сфере, улучшает качество его труда и общественных отношений.

Как и у Манасеиной, так и у современного общества и государственной политики в области образования и воспитания отмечается схожесть позиций. Так, содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Традиционными источниками нравственности являются: многонациональный народ нашей страны, общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человек. Поэтому базовые национальные ценности производны от культурной жизни и национального самосознания и самоценности отечества во всех её исторических и культурных составляющих, этническом многообразии. Источниками нравственности личности являются деятельность и сознание человека, его общественные отношения, которые противостоят ему и одновременно либо разрушают человека, либо созидают нравственное сознание личности.

Согласно современным стандартам второго поколения, система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Педагогические взгляды М. М. Манасеиной основывались на идее непрерывного нравственного развития личности. Отсюда берет свое начало интерес ученого к народному образованию и просвещению. Для нее (врача, гигиениста) образование не было сферой профессиональной деятельности, педагог осознавала, что только правильно понятое и правильно выполненное воспитание подрастающего поколения является важным условием развития и процветания государства. Предложенные ею взгляды на воспитание в России основывались на научных данных физиологии, гигиены, медицины.

В позициях М. М. Манасеиной о воспитании сознания отражаются идеи и взгляды конца XIX века. Критическое осмысление научных данных позволило Манасеиной сформировать комплексное видение проблемы воспитания сознания того времени. Данный подход отличается важностью сопоставления теоретических и практических аспектов науки, учетом возрастно-половых, физиологических и психологических особенностей развития ребенка, возможностью совершенствования природы ребенка, его духовным и нравственным формированием.

Прогрессивная идея нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеинойнашла продолжение в российской педагогической науке конца XIX– начала XX века. Обращение к наследию выдающихся педагогов обозначило тенденцию сохранять связь с лучшими традициями русской педагогики и учитывать контекст исторического развития и прогресса в науке. Методологические, общепедагогические и методические взгляды ученых (на протяжении развития истории педагогики) и самой Марией Михайловной повлияли на становление гуманистической педагогики и построение концепций нравственного воспитания.

Литература:

1.                  Беллярминов И. И. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Выпуск первый Марии Манасеиной / журнал Министерства народного просвещения, часть СССIV, март, 1896, с.172–195.

2.                  Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Тактика и практика школьных воспитательных систем. — Москва: Педагогическое общество России, 2000. — 254 с.

3.                  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.

4.                  Манасеина М. О воспитании детей в первые годы жизни. Текст./М.Манасеина — СПб.: Типография Якова Трея, 1870. — 203 с.

5.                  Манасеина М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Выпуск первый. Текст./М.Манасеина — СПб.: Типография Е.Евдокимова, 1894. — 155 с.

6.                  Манасеина М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Выпуск 5 Б. Текст./М.Манасеина — СПб, 1899. — 404 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle