Библиографическое описание:

Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 62-65.

Статья представляет собой описание опыта управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационные управленческие и педагогические процессы.

Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [1, с. 2], в связи с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников [5, с. 5]. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все дошкольные учреждения готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о наличии противоречий между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационного ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям.

Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно недостаточно [2, с. 12]. Существующие подходы к организации методической работы на сегодняшний день являются неадекватными тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние — инновационное пространство ДОУ. Таким образом, осмысление всего происходящего и потребность педагогического коллектива двигаться вперёд — привело команду дошкольного учреждения № 79 «Садко» к простой управленческой идее о необходимости создания механизма, который будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения внешней среды. Таким механизмом и стала программа перехода дошкольного учреждения на реализацию приоритетного направления деятельности — художественно-эстетическое развитие детей «От красоты к творчеству!», которая отражает систему работы в инновационном режиме.

Главной целью деятельности ДОУ стало создание модели инновационного художественно-эстетического образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования. Для достижения цели решались следующие задачи:      

1.    Создание современного социокультурного пространства в ДОУ, способствующего развитию художественно-творческой личности ребёнка;

2.    Обновление содержания образования художественно-эстетического воспитания дошкольников через внедрение компилятивных и авторских программ, современных образовательных технологий и творческих проектов;

3.    Повышение уровня профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.

4.    Создание необходимых условий для инновационной творческой деятельности педагогов-практиков.

5.    Внедрение современных моделей и механизмов управления дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования.

6.    Повышение компетентности родительского сообщества по реализации приоритета деятельности дошкольного учреждения.

Общая направленность управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного художественно-эстетического пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе. В основе управленческого опыта лежат такие понятия, как: инновационная управленческая деятельность, инновационная методическая работа в ДОУ и т. д. [8, с. 5].

Теоретической и методологической основой представленной работы явились фундаментальные разработки общественных и зарубежных учёных, посвящённые теории управления (К. Я. Вазина, В. П. Беспалько, М. Мескон, Ф. Хелоури); управление современным дошкольным образовательным учреждением (Т. П. Колодяжной, А. А. Майер, А. Д. Шатова, С. А. Езоповой). Построение управленческого опыта основано на принципах: научность, аналитическая деятельность, демократизация, гуманизм, системный подход, перспективность, реалистичность поставленных целей, динамичность и принципе главного звена [4, с. 38].

Вопросам использования инновационных технологий в управлении дошкольным образовательным учреждением посвящены исследования Л. М. Денякиной. С. В. Савинова, которые показали, что информационное обеспечение управления ДОУ является необходимым условием обновления дошкольного учреждения; Е. В. Давыткина обосновала роль исследовательского подхода в управленческой деятельности руководителя ДОУ, на которые необходимо опираться заведующему при внедрении инноваций.

Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется, согласно прогрессивных тенденций в инновационном образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает четыре взаимосвязанных этапа: 1) Поиск новых идей; 2) Формирование нововведения; 3) Реализация нововведения; 4) Закрепление новшества.

В целях реализации задач художественно-эстетического направления развития детей, согласно ФГОС дошкольного образования, в учреждении разработана модель управления инновационными процессами, в которую включены:

1.                  Обновление содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, компилятивных программ дополнительного образования.

2.    Обновление методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.

3.    Модернизация управления качеством образования: реализация групп условий благоприятных для осуществления инноваций.

Эти условия структурированы в следующие основные группы:

-          нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания, предопределившие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности в ДОУ.

- перспективно-ориентирующая, котораяслужит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности (управленческой, работы с педагогами, изменения в содержании образования).

- деятельностно-стимулирующая — отражает специфику дошкольного учреждения, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе. Стимулирование педагогов путем создания комплекса материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких результатов в инновационной деятельности.

- информационно-коммуникативная группа представляют собой использование ИКТ-технологий, которые помогают педагогам качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс [7, с. 102].

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй является важным условием для решения задач художественно-эстетического развития дошкольников. В инновационном режиме деятельности педагогами используются нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей: семейные клубы, «Родительская почта», Копилка родительских вопросов, библиотека игр, Творческие мастерские и др.

Одним из критериев эффективности реализации инновационных процессов в дошкольном учреждении является организация содержательного сотрудничествасобразовательными и социокультурными учреждениями города.

Инновационная деятельность педагогов становится продуктивнее, при условии информированности об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике [3, с. 239]. В качестве мероприятий по реализации художественно-эстетического направления деятельности дошкольного учреждения спроектирована система методической помощи педагогам и их поддержки в инновационной деятельности.

Психологическое сопровождение инновационной деятельности дошкольного учреждение осуществляется педагогом-психологом в форме:

-               диагностики творческого развития педагогов,

-               тренинговых встреч,

-               семинаров-практикумов и других.

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов, участвующих в инновационном процессе, снятия психоэмоционального напряжения в ДОУ необходим кабинет психологической разгрузки, который оборудован многофункциональным материалом, позволяющим проводить сеансы релаксации, тренинги для сотрудников.

В целях эффективной организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении возникла необходимость в создании инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью [6, с. 32]. Такими подразделениями в дошкольном учреждении могут стать:

-               творческие группы педагогов по проблемам,

-               школа наставничества,

-               проектная группа,

-               Координационный совет.

Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы [4, с. 220].

Созданная система управления инновационной деятельностью, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по художественно-эстетическому развитию дошкольников, позволила нам выйти на следующие результаты:

1.      Создано единое художественно-эстетическое пространство в ДОУ;

2.      В ДОУ создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для инновационной деятельности по приоритетному направлению;

3.      Модернизировано управление качеством образования в дошкольном учреждении;

4.      Качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность в организации художественно-эстетического развития дошкольников.

5.      Повышен уровень квалификации педагогов на курсах.

6.      Обновлено содержание образования дошкольника использованием современных технологий — педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 40 проектов.

7.      Педагоги активно транслирует опыт инновационной деятельности на муниципальном, окружном и федеральном уровнях.

8.      Педагогами дошкольного учреждения активно создаются персональные веб-сайты, где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.

9.      Опыт работы педагогического коллектива публикуется в СМИ.

10.  Профессиональный труд педагогов отмечен следующими наградами различного уровня.

11.  Систематизирована работа методической службы ДОУ по внедрению современных технологий согласно ФГОС ДО.

12.  Качественное выполнение заказа государства и социума по подготовке к школе всесторонне развитой личности ребёнка — 100 %.

13.  Высокая степень усвоения основной общеобразовательной программы детьми ДОУ — 100 %.

14.  Воспитанники являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня.

15.  Популяризация инновационной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей.

16.  Положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в образовательную деятельность, в мероприятиях дошкольного учреждения.

17.  Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг — 98 %.

18.  Публикации опыта семейного воспитания в СМИ.

19.  Разработано методическое пособие из опыта работы ДОУ «Организация работы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».

20.  Установлены содержательные связи с социумом города; оформлены договорные отношения, составлены планы развития взаимодействия.

Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.

Литература:

1.         Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

2.         Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

3.         Дмитриев Д. С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. — М.: 1992. — С.100–115; Шамова Т. И. Менеджмент в управлении школой. — М.: 1992.– С.239–401.

4.         Захарова Т. И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. — 330 с.

5.         Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71с.

6.         Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении// Управление ДОУ. № 6. 2007.

7.         «Опыт и проблемы внедрения федеральных государст- венных образовательных стандартов общего образования».IВсероссийская научно-практическая конференция (15–16 ноября 2012 г., Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. М. И. Солодковой. — Челябинск: ЧИППКРО, 2012. — 340 с.

8.         Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle