Библиографическое описание:

Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 62-65.

Статья представляет собой описание опыта управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационные управленческие и педагогические процессы.

Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [1, с. 2], в связи с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников [5, с. 5]. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все дошкольные учреждения готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о наличии противоречий между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационного ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям.

Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно недостаточно [2, с. 12]. Существующие подходы к организации методической работы на сегодняшний день являются неадекватными тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние — инновационное пространство ДОУ. Таким образом, осмысление всего происходящего и потребность педагогического коллектива двигаться вперёд — привело команду дошкольного учреждения № 79 «Садко» к простой управленческой идее о необходимости создания механизма, который будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения внешней среды. Таким механизмом и стала программа перехода дошкольного учреждения на реализацию приоритетного направления деятельности — художественно-эстетическое развитие детей «От красоты к творчеству!», которая отражает систему работы в инновационном режиме.

Главной целью деятельности ДОУ стало создание модели инновационного художественно-эстетического образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования. Для достижения цели решались следующие задачи:      

1.    Создание современного социокультурного пространства в ДОУ, способствующего развитию художественно-творческой личности ребёнка;

2.    Обновление содержания образования художественно-эстетического воспитания дошкольников через внедрение компилятивных и авторских программ, современных образовательных технологий и творческих проектов;

3.    Повышение уровня профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.

4.    Создание необходимых условий для инновационной творческой деятельности педагогов-практиков.

5.    Внедрение современных моделей и механизмов управления дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования.

6.    Повышение компетентности родительского сообщества по реализации приоритета деятельности дошкольного учреждения.

Общая направленность управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного художественно-эстетического пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе. В основе управленческого опыта лежат такие понятия, как: инновационная управленческая деятельность, инновационная методическая работа в ДОУ и т. д. [8, с. 5].

Теоретической и методологической основой представленной работы явились фундаментальные разработки общественных и зарубежных учёных, посвящённые теории управления (К. Я. Вазина, В. П. Беспалько, М. Мескон, Ф. Хелоури); управление современным дошкольным образовательным учреждением (Т. П. Колодяжной, А. А. Майер, А. Д. Шатова, С. А. Езоповой). Построение управленческого опыта основано на принципах: научность, аналитическая деятельность, демократизация, гуманизм, системный подход, перспективность, реалистичность поставленных целей, динамичность и принципе главного звена [4, с. 38].

Вопросам использования инновационных технологий в управлении дошкольным образовательным учреждением посвящены исследования Л. М. Денякиной. С. В. Савинова, которые показали, что информационное обеспечение управления ДОУ является необходимым условием обновления дошкольного учреждения; Е. В. Давыткина обосновала роль исследовательского подхода в управленческой деятельности руководителя ДОУ, на которые необходимо опираться заведующему при внедрении инноваций.

Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется, согласно прогрессивных тенденций в инновационном образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает четыре взаимосвязанных этапа: 1) Поиск новых идей; 2) Формирование нововведения; 3) Реализация нововведения; 4) Закрепление новшества.

В целях реализации задач художественно-эстетического направления развития детей, согласно ФГОС дошкольного образования, в учреждении разработана модель управления инновационными процессами, в которую включены:

1.                  Обновление содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, компилятивных программ дополнительного образования.

2.    Обновление методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.

3.    Модернизация управления качеством образования: реализация групп условий благоприятных для осуществления инноваций.

Эти условия структурированы в следующие основные группы:

-          нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания, предопределившие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности в ДОУ.

- перспективно-ориентирующая, котораяслужит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности (управленческой, работы с педагогами, изменения в содержании образования).

- деятельностно-стимулирующая — отражает специфику дошкольного учреждения, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе. Стимулирование педагогов путем создания комплекса материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких результатов в инновационной деятельности.

- информационно-коммуникативная группа представляют собой использование ИКТ-технологий, которые помогают педагогам качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс [7, с. 102].

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй является важным условием для решения задач художественно-эстетического развития дошкольников. В инновационном режиме деятельности педагогами используются нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей: семейные клубы, «Родительская почта», Копилка родительских вопросов, библиотека игр, Творческие мастерские и др.

Одним из критериев эффективности реализации инновационных процессов в дошкольном учреждении является организация содержательного сотрудничествасобразовательными и социокультурными учреждениями города.

Инновационная деятельность педагогов становится продуктивнее, при условии информированности об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике [3, с. 239]. В качестве мероприятий по реализации художественно-эстетического направления деятельности дошкольного учреждения спроектирована система методической помощи педагогам и их поддержки в инновационной деятельности.

Психологическое сопровождение инновационной деятельности дошкольного учреждение осуществляется педагогом-психологом в форме:

-               диагностики творческого развития педагогов,

-               тренинговых встреч,

-               семинаров-практикумов и других.

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов, участвующих в инновационном процессе, снятия психоэмоционального напряжения в ДОУ необходим кабинет психологической разгрузки, который оборудован многофункциональным материалом, позволяющим проводить сеансы релаксации, тренинги для сотрудников.

В целях эффективной организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении возникла необходимость в создании инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью [6, с. 32]. Такими подразделениями в дошкольном учреждении могут стать:

-               творческие группы педагогов по проблемам,

-               школа наставничества,

-               проектная группа,

-               Координационный совет.

Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы [4, с. 220].

Созданная система управления инновационной деятельностью, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по художественно-эстетическому развитию дошкольников, позволила нам выйти на следующие результаты:

1.      Создано единое художественно-эстетическое пространство в ДОУ;

2.      В ДОУ создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для инновационной деятельности по приоритетному направлению;

3.      Модернизировано управление качеством образования в дошкольном учреждении;

4.      Качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность в организации художественно-эстетического развития дошкольников.

5.      Повышен уровень квалификации педагогов на курсах.

6.      Обновлено содержание образования дошкольника использованием современных технологий — педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 40 проектов.

7.      Педагоги активно транслирует опыт инновационной деятельности на муниципальном, окружном и федеральном уровнях.

8.      Педагогами дошкольного учреждения активно создаются персональные веб-сайты, где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.

9.      Опыт работы педагогического коллектива публикуется в СМИ.

10.  Профессиональный труд педагогов отмечен следующими наградами различного уровня.

11.  Систематизирована работа методической службы ДОУ по внедрению современных технологий согласно ФГОС ДО.

12.  Качественное выполнение заказа государства и социума по подготовке к школе всесторонне развитой личности ребёнка — 100 %.

13.  Высокая степень усвоения основной общеобразовательной программы детьми ДОУ — 100 %.

14.  Воспитанники являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня.

15.  Популяризация инновационной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей.

16.  Положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в образовательную деятельность, в мероприятиях дошкольного учреждения.

17.  Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг — 98 %.

18.  Публикации опыта семейного воспитания в СМИ.

19.  Разработано методическое пособие из опыта работы ДОУ «Организация работы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».

20.  Установлены содержательные связи с социумом города; оформлены договорные отношения, составлены планы развития взаимодействия.

Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.

Литература:

1.         Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

2.         Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

3.         Дмитриев Д. С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. — М.: 1992. — С.100–115; Шамова Т. И. Менеджмент в управлении школой. — М.: 1992.– С.239–401.

4.         Захарова Т. И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. — 330 с.

5.         Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71с.

6.         Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении// Управление ДОУ. № 6. 2007.

7.         «Опыт и проблемы внедрения федеральных государст- венных образовательных стандартов общего образования».IВсероссийская научно-практическая конференция (15–16 ноября 2012 г., Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. М. И. Солодковой. — Челябинск: ЧИППКРО, 2012. — 340 с.

8.         Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного учреждения, дошкольного образования, качества дошкольного образования, инновационной деятельности, деятельности дошкольного учреждения, Управление инновационной деятельностью, качества образования, повышения качества образования, повышение качества дошкольного, инновационной педагогической деятельности, управленческой деятельности, дошкольным образовательным учреждением, инновационной деятельности дошкольного, дошкольного учреждения инновационные, управленческой деятельности и методической, дошкольного образования нового, качественного дошкольного образования, стандарта дошкольного образования, деятельности и методической работы, педагогов инновационного ДОУ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle