Библиографическое описание:

Худайкулов Х. Д., Мукимов Б. Р. Образовательная миграция молодёжи в системе среднего специального, профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 172-173.

Система среднего специального профессионального образования, как составляющая непрерывной системы образования Узбекистана, является важнейшим социальным институтом, следовательно, от его переустройства во многом зависит процесс перехода государства к социально-ориентированной рыночной экономике и открытому демократическому обществу.

Происходящие изменения в экономическом развитии Узбекистана, реализация Национальной программы по подготовке кадров требуют концентрации усилий исследователей не только на теоретических и методологических исследованиях, но и на решении задач прикладного характера, отражающих социально-экономическую сущнось системы профессионального образования.

В условиях обязательности среднего специального профессионального образования, ключевым параметром при проектировании системы профессионального образования мегаполиса, является контингент молодежи, подлежащей обучению. И здесь перед управлением возникает ряд проблем, которые относятся к разряду социально-экономических. Речь идет об образовательной миграции молодежи в мегаполис.

Изучению образовательной миграции молодежи как фактора, существенно влияющего на характер управленческих решений в сфере профессионального образования, до недавнего времени уделялось крайне мало внимания. Поэтому, уже при анализе проблем образовательной миграции молодежи в мегаполис, возникает ряд трудностей, связанных с трактовкой причин и следствий данного процесса в широком психолого-педагогическом и социокультурном контексте.

Так, на уровне профессионального колледжа решается непростая проблема социокультурной адаптации иногородных учащихся к новому социальному окружению. Иногородний учащийся многим отличается от учащегося - горожанина. Горожанин, став учащимся профессионального колледжа, меняет лишь место и род учебной деятельности но продолжает жить в привычной социально-культурной среде. Из школьника он превращается в студента, но при этом остается горожанином. Тот же, кто приехал учиться в мегаполис, покидает семью, привычное окружение, вынужден стать самостоятельным, осваивать иное, новое социально-культурное пространство.

Кроме того педагоги профессионального колледжа сталкиваются с двумя тенденциями в адаптации иногородних учащихся. Первая модель – закрытая, когда иногородний учащийся создает в новом социальном пространстве собственную сеть социальных связей; в эту сеть включены в основном земляки, другие иногородние учашиеся. При реализации такой модели адаптации, создаются сообщества типа землячества. Другая тенденция — открытая, когда иногородний учащийся активно формирует связи с учащимися-горожанами и через них осваивает новое для него социокультурное пространство. Развивая вторую тенденцию, как более предпочтительную, следует иметь в виду, что многие выпускники, прожив и проучившись в мегаполисе несколько лет, приобретают такую систему ценностей, которая не характерна для той местности, из которой они прибыли в мегаполис. По возвращении в родные места после учебы, им придется проходить, по существу, вторичную социокультурную адаптацию. В то же время, иногородние учащиеся, проходя через процесс адаптации в мегаполисе и профессиональном колледже, приобретают ценный адаптивный и коммуникативный опыт, который может оказаться важным по окончании учебы.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что существенно более низкая общеобразовательная подготовка выпускников школ малых городов, затрудняет адаптацию молодежи к требованиям, которые предъявляются к уровню обученности учащихся столичных профессиональных колледжей.

Органам управления профессиональным образованием территорий приходится решать непростую социально-экономическую задачу, возникающую в связи с массовой образовательной миграцией молодежи.

Обязательность получения среднего специального профессионального образования обеспечивается, как достаточным количеством образовательных учреждений, так и их научно-обоснованной дислокацией. В принципе, каждый выпускник общеобразовательной школы может выбрать профессию и образовательное учреждение в непосредственной близости от дома. Однако, как было сказано выше, значительное число выпускников предпочитают продолжить обучение в мегаполисе. И здесь интересы молодых людей вступают в противоречие с принципами государственного бюджетного финансирования среднего специального профессионального образования. Дело в том, что этот вид национальной системы образования находится на региональном бюджете. Бюджет профессионального образования мегаполиса жестко првязан к контингенту выпускников общеобразовательных школ города. Неуправляемая образовательная миграция молодежи в мегаполис вызывает напряженность городского бюджета и неисполнение бюджетов регионов, из которых мигрирует молодежь.

Профессиональное самоопределение молодежи, ее интеграция в сферу труда, развитие профессиональной карьеры и стремление к успеху не могут быть обеспечены только механизмами государственного регулирования социально-экономического поведения молодого человека. Острота ситуации, связанная с системным характером процесса образовательной миграции молодежи, не может быть разрешена только с помощью управленческих оптимизационных моделей. Потеря синхронизации между управляющими системами и управляемыми процессами требует смены существующей управленческой концепции.

В первую очередь, следует обратить пристальное внимание на изучение методологических основ профессиональной ориентации, уточнение понятийного аппарата, обобщение теории, принципов, методов, форм, структуры профессиональной ориентации.

Основные термины: профессионального образования, среднего специального профессионального, специального профессионального образования, образовательной миграции молодежи, профессионального образования мегаполиса, системы профессионального образования, профессионального колледжа, миграции молодежи в мегаполис, в сфере профессионального образования, системы образования, учащимся профессионального колледжа, педагоги профессионального колледжа, проектировании системы профессионального, уровне профессионального колледжа, системе среднего специального, системы образования Узбекистана, обязательности среднего специального, Система среднего специального, образовательной миграцией молодежи, преемственности среднего специального

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle