Библиографическое описание:

Фролов В. Н. Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 228-231.

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый этап сформированности профессиональной компетентности имеет свои характеристики и критерии, представленные показатели отражают отношение будущего бакалавра данного направления к профессионализации.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, профессионализм, процесс формирования профессиональной компетентности, компетенции, уровни сформированности.

В современной России полным ходом идет модернизация системы образования и интеграция в Европейское образовательное пространство. Компетентностный подход, как часть процесса модернизации, выступает одним из источников нововведений — он предлагает ориентацию на будущее и направлен на развитие у человека способности эффективно действовать в различных проблемных ситуациях, а также успешность в личной и профессиональной деятельности.

О. Е. Лебедев определяет, что компетентностный подход — «это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [1, с. 3].

При компетентностном подходе результат образования — это освоенные компетенции, на основе которых формируется компетентность. Понятие компетенции используется в образовательных программах в качестве языка описания академических и профессиональных направлений и профилей. «Результаты образования в компетентностной модели — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников вузов, выраженные на языке компетенций и компетентностей, которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы» [2, с. 49].

Объектом исследования нашей статьи, в соответствии с тематикой, является процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа». На данный момент теоретические основы процесса формирования профессиональной компетентности бакалавров данного направления недостаточно разработаны — существует необходимость более тщательного изучения процесса профессиональной подготовки, необходимо выделить и охарактеризовать уровни сформированности профессиональной компетентности на основе критериев формируемых компетенций.

Компетентностный подход является главной особенностью ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 040400 «социальная работа», степени «бакалавр», который отмечает, что результаты обучения — это усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции [3, с. 8–15].

Таким образом, профессиональная компетентность социального работника является результатом подготовки бакалавров по данному направлению: она приобретается на основе освоения компетенций и занимает особое место среди качеств, которыми должен обладать социальный работник, а также имеет огромное значение в структуре его профессионализма. Как отмечает Русинов, отсутствие компетентности, не может быть восполнено никакими другими качествами, ибо ничто не заменит знания дела [4, с. 295].

Профессионализм в социальной работе — это высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, в результате чего достигается высокая результативность труда социального работника [5, с. 226].

Справедливо считать, что судить о профессионализме социального работника можно исходя из того, насколько он компетентен в осуществлении задач своей профессиональной деятельности, т. е. в данном случае профессионализм определяется понятием профессиональная компетентность, нормами которой в условиях вуза являются: федеральный государственный образовательный стандарт, должностная характеристика и профессиограмма социального работника. Следовательно, успех, достижения или провалы в профессиональной деятельности социального работника в значительной мере зависят от уровня сформированности профессиональной компетентности.

Наше мнение подтверждается В. Ю. Ярецким в его утверждении, что эффективность и высокая производительность труда социального работника во многом зависит от наличия четко усвоенной им системы знаний, умений и навыков, сформированности профессиональной компетентности, которая выступает специфической способностью индивида, необходимой для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы. Она основывается на этических принципах, подразумевает постоянное профессиональное развитие и профессиональный рост [6, с. 10].

Иными словами, профессиональная компетентность бакалавра по направлению «социальная работа» — это профессиональная подготовленность и способность субъекта к выполнению конкретных видов социальной работы, являющаяся результатом профессионального образования. В связи с модернизацией образования особое значение придается формированию его профессиональной компетентности как управляемому процессу становления профессионализма [7, с. 60].

Совершенствование технологий формирования профессиональной компетентности занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития высшей школы.

Для представления процесса формирования профессиональной компетентности А. Г. Бермус использует трехуровневую модель, основанную на поэтапном подходе к процессу профессионального обучения студентов педагогических вузов. Он выделяет следующие компоненты: базовый, промежуточный и профессиональный уровни, причем на каждом уровне компетенции, составляющие компетентность, имеют разные характеристики [8].

Мы согласны с Базаровой Т. С., которая в своей работе показывает, что система научно — методического обеспечения профессиональной подготовки социального работника, выступая в единстве целей, содержания и технологий, включает три этапа профессионального становления, каждый из которых характеризуется определенным уровнем сформированности профессиональных компетентностей. Каждый уровень характеризуется последовательным усложнением содержания профессионального образования, которое обусловлено поставленными целями и задачами [9, с. 29].

На наш взгляд, в процессе формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» можно выделить следующие этапы:

1)                начальный, относится к первому году обучения в вузе. На этом этапе закладывается фундамент профессии «социальный работник» — формируется профессиональная направленность, происходит простое восприятие и усвоение норм профессии. Этот этап соответствует исходному уровню сформированности профессиональной компетентности; критериями которого являются: межпредметность знаний, умений и навыков, но в тоже время ограниченность области применения; знание и понимание этнокультурной среды клиента; готовность к профессиональной деятельности в полиэтнической среде. Основные характеристикиэтого периода:ответственное отношение студента к освоению выбранной профессии, развитию личностных качеств; готовность к профессиональной деятельности; участие в социальных мероприятиях;

2)                базовый, охватывающий период второго и третьего года обучения. Учебно-профессиональная деятельность направлена на развитие инициативности, самостоятельности и творчества студента. Этап соответствует инициативному уровню сформированности профессиональной компетентности; критерии — знания, умения и навыки характеризуются большей сложностью, возможно применение их на практике; применение накопленных ранее знаний, умений, полученного опыта для решения различного рода профессиональных задач; поиск новых методов решения проблем; умение адаптировать профессиональные действия к культурной среде клиента. Характеристики: осознание личной и общественной значимости профессии (принятие норм профессии); закрепление стереотипов профессиональной деятельности; формирование социального опыта; формирование профессионально-жизненных планов; организация социальных мероприятий;

3)                завершающий, соответствует последнему году обучения. Уровень сформированности профессиональной компетентности — профессионально-творческий. Критериями выступают: межпредметность знаний, умений и навыков, которые обусловлены развитием профессионально-творческих способностей: творческое мышление, гибкость, возможность осуществлять анализ и синтез, способность комбинировать, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск решения задач; наличие организаторских и управленческих способностей. Характеристики: раскрытие творческого потенциала; рост профессионального самосознания; творческое отношение к профессионально-личностному развитию; социально-преобразовательная направленность личности; разработка и реализация социальных проектов; стажировка по избранной профессии; проведение научных исследований; проектирование социальной среды.

Таким образом, задачей профессиональной подготовки бакалавров по направлению «социальная работа» является достижение студентом профессионально-творческого уровня сформированности профессиональной компетентности. Уровни, представленные выше, обусловлены совокупностью показателей, которые отражают отношение будущего бакалавра к профессионализации.

Каждому этапу, выделенному в процессе профессиональной подготовки, соответствует свой нормативный (стандартный) уровень сформированности профессиональной компетентности, где профессиональные компетенции имеют свои определенные характеристики.

Оценка уровня сформированности профессиональной компетентности должна производиться с применением технологий педагогического мониторинга посредством квалиметрии компетенций; целесообразно использовать различные диагностические средства: анкеты, опросники, диагностические тесты. Следовательно, появляется возможность анализировать, контролировать и корректировать процесс формирования профессиональной компетентности, в результате чего повышается эффективность и улучшается качество подготовки бакалавров по направлению «социальная работа».

«Процесс формирования профессиональной компетентности индивидуально разнообразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности. Следует отметить, что сущностные характеристики профессиональной компетентности нельзя рассматривать изолированно от личностных качеств студента, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом» [10, с. 8].

Итак, развитие личности студента в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности — это и есть процесс формирования профессиональной компетентности, что является ядром профессионального становления бакалавра по направлению «социальная работа».

Данный процесс ориентирован на личность студента и целью его является ориентация на активную, преобразующую и профессионально-творческую деятельность бакалавра данного направления, согласующуюся с этическими принципами профессии и общечеловеческими ценностями.

Результаты данного исследования могут быть использованы при проектировании системы непрерывного педагогического мониторинга формирования профессиональной компетентности бакалавров аналогичных и смежных направлений подготовки.

Литература:

1.      Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев //Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С.3–12;

2.      Радугин, А. А. Социокультурный вектор модернизации российского высшего образования: ценностные основы и методология реализации / А. А. Радугин // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. — 2008. — № 6. — С. 45–55;

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2009г. № 709) [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97509/ (дата обращения: 05.11.13);

4.      Русинов, Ф. М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: учебное пособие / Ф. М. Русинов, Л. Ф. Никулин, Л. В. Фаткин; ред. Ф. М. Русинов. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 350 c.;

5.      Фирсов, М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 432 с.;

6.      Ярецкий, В. Ю. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Ю. Ярецкий. — Москва, 2006. — 26 с.;

7.      Болдина, М. А. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы / М. А. Болдина // Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: межвуз. сб. науч. труд. (г. Екатеринбург, 2012 г.). — Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. — С. 60–63;

8.      Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm (дата обращения: 05.11.2013);

9.      Базарова, Т. С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.08 / Т. С. Базарова. — Улан-Удэ, 2010. — 46 с.;

10.  Валеева, Н. Ш. Компетентностный подход к образованию специалистов социальной работы / Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова // Вестник КГТУ. — 2008. — № 5. — 2008. — С. 5–11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle