Библиографическое описание:

Мелёхина И. В., Коняева А. П. Формирование элементарных норм и правил взаимоотношения ребёнка с взрослыми и сверстниками в ДОУ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 57-60.

Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, психологов, таких, как В. С. Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А. В. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Социализация — это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно в тёплой, доброжелательной атмосфере детского сада, нужно поддерживать и развивать стремление ребёнка к общению, обогащению личного практического опыта.

Дети четвёртого года жизни узнают и называют взрослых и детей в жизни и картинках, видят отдельные различия по возрасту и полу, различают особенности внешности: части лица и тела, одежду, обувь. Находят общее и отличительное во внешнем виде взрослых разного возраста, а также взрослых и детей. Представляют и называют разнообразные действия взрослых (заботятся о детях, работают, строят дома, лечат людей, управляют транспортом, отдыхают, гуляют вместе с детьми, учат детей, любят детей, делают подарки и прочее).

С помощью воспитателя на картинках, в сказках, в жизни выделяют конкретные действия и поступки взрослых, в которых проявляется их забота о других (о детях, животных, членах семьи), а также поступки, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю. Различают отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость, веселье, слёзы, гнев), соответствующую мимику, жесты.

Основной путь социально-нравственного воспитания детей пятого года жизни состоит в постоянном практическом приучении к культуре поведения и доброжелательному отношению к людям.

Дети пятого года находят черты сходства и различия во внешнем облике людей, учатся сравнивать людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния.

Воспитатель рассматривает вместе с детьми картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие жизненные события, сюжеты общения, совместных дел, любви детей и близких взрослых, показывает и объясняет факты заботливого отношения взрослых к детям, к животным, доброго отношения к старшим. На картинках, в литературных произведениях, в жизни с помощью вопросов, в процессе совместного обсуждения помогает детям выделять положительные поступки людей (взрослых и детей) по отношению друг к другу, выражать к ним своё положительное отношение.

Воспитатель приучает детей быть внимательными к указаниям и просьбам старших, охотно выполнять их. Обращает внимание дошкольников на негативные действия и поступки детей (по картинкам), рассуждает об их причинах, называет нежелательные последствия побочных действий для других людей, высказывает своё отношение к такому поведению. Анализирует аналогичные ситуации по произведениям художественной литературы.

Воспитатель стремиться развивать у детей эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоции людей и правильно на них реагировать.

Направляет внимание детей на яркие, контрастные, легко зрительно определяемые эмоциональные состояния людей, на внешнее проявление эмоций, т. е. на то, как та или иная эмоция отражается в особенностях мимики, жестов, в интонации голоса.

Предлагает детям игры на сравнение и классификацию картинок по общему эмоциональному состоянию изображённых на них людей или животных. Рассматривая сюжетные картинки, учит детей устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием изображённых на них детей и взрослых. Побуждает собственным примером к непосредственному проявлению отзывчивости на эмоциональные состояния окружающих.

В средней группе дошкольники знакомятся с правилами культуры поведения и общения в детском саду: обращаться к воспитателю по имени и отчеству, на «вы», здороваться, прощаться, использовать вежливые обороты речи. Дети упражняются в выполнении правил культуры поведения путём участия в практических ситуациях, в игровых ситуациях, имитирующих разные жизненные обстоятельства, в проблемных инсценировках с игрушками, в условных ситуациях, требующих оценки поступков.

Воспитатель поощряет самостоятельность детей в выполнении знакомых правил общения с взрослыми и сверстниками в привычной обстановке.

Педагог побуждает детей выполнять правилу культурного поведения в среде сверстников: обращаться друг к другу по имени, избегать грубого тона, быть приветливыми, делится игрушками, понимать, что в детском саду игрушки и пособия общие, у всех равные права на них; игрушки надо беречь, тогда они дольше прослужат детям. Развивает доброжелательность, обращает внимание детей на то, что мальчикам и девочкам бывает грустно и одиноко, если сверстники не приглашают их в игру, поэтому надо быть внимательным к своим товарищам по группе: подойти, поговорить, предложить игрушку.

Воспитатель вовлекает детей в гуманистические ситуации помощи и заботы о сверстниках: чем помочь, как утешить, порадовать. Поддерживает инициативу детей доставить радость товарищам по группе: принести интересную книжку, новую игру и прочее. Побуждает самостоятельно, с позиции представлений и личного опыта разрешать возникающие в группе проблемные ситуации.

Дети шестого года жизни знакомятся с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. Узнают способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Осознают то, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, нельзя дразнить, давать прозвища; недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему сверстнику, несправедливость.

Педагог обсуждает с детьми необходимость учёта возраста людей в своём поведении: малыши нуждаются в опеке, внимании, поддержке старших детей и взрослых; старым, пожилым людям требуется забота, помощь, уважение детей и близких. Учит использовать в активной речи слова, обозначающие возрастную характеристику человека: молодой, пожилой, старый, старше, моложе.

Воспитатель уточняет с детьми, какие органы организма помогают взрослым и детям познавать, действовать, чувствовать, общаться (органы чувств, движения, речь), как правильно относиться к людям, имеющим физические недостатки (инвалидам по зрению, слуху и т. п.). Воспитывает уважение к людям, желание беречь всё, что создано их руками.

Под руководством воспитателя дети учатся различать внешнее выражение таких эмоций, как радость, грусть, страх, гнев, удивление, нежность, любовь. На картинках и пиктограммах дошкольники рассматривают мимику людей с разными эмоциями, сравнивают выражение глаз, положение губ, бровей, а также характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях.

Воспитатель побуждает детей отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах, передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях, с учётом взятой роли.

Дети учатся осознавать связь между настроением взрослых и поведение детей.

Дети учатся выражать доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению и сотрудничеству. Замечать и эмоционально откликаться на состояние сверстника, по побуждению воспитателя, а также по собственной инициативе дети активно проявляют сочувствие и участие к сверстнику.

Воспитатель учит детей делить с другими детьми радость, говорить добрые слова.

При поддержке воспитателя дети овладевают умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах и прочее.

Постепенно накапливаются разные формы совместной деятельности со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально, вместе со всеми.

По примеру, показу или предложению воспитателя дети находят разные способы и приёмы справедливого распределения ролей, игровых материалов; используют для этого считалки, жеребьёвку, очерёдность, предварительную договорённость.

Воспитатель продолжает знакомить детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам.

Воспитатель обсуждает с детьми правила культурного поведения, объясняет, почему их нужно выполнять, учит оценивать поступки с позиции нравственных представлений.

Дети седьмого года жизни узнают взаимосвязь людей в обществе, некоторые сведения, отдельные яркие факты из истории и культуры общества (как жили первобытные люди, как люди одевались в разные времена, как развивались средства связи между людьми и другие сведения). Узнают отношение к детям в современном обществе, ожидания взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе.

Дети учатся различать и называть широкий круг эмоций. Понимают, что окружающие люди могут испытывать разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестов, движениях, интонации и силе голоса.

Умеют по совету воспитателя и самостоятельно выбрать линию поведения по отношению к страшим с учётом их эмоционального и физического состояния.

Воспитатель побуждает детей находить созвучие своего настроения (или других людей) и природы, музыки, поэзии, живописи: радость человека и весеннее пробуждение природы, грусть и осеннее увядание природы. Обсуждает с детьми, какие чувства вызывает в них музыка, природа, те или иные события жизни, литературные произведения. Обращает внимание детей на некоторые образные средства, которые используются в изобразительном искусстве или музыке для передачи настроения человека.

Педагог организовывает ситуации, требующие самостоятельных согласованных действий детей по интересам и выбору.

Воспитатель предлагает детям научить сверстников тому, что они хорошо умеют, воспитывает элементарную ответственность за свои действия и поступки.

Поощряет стремление детей самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очерёдность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей.

Следует обращать внимание старших дошкольников на то, что маленькие дети, младшие сёстры и братья нуждаются в их заботе и внимании. Обсуждать, в чём конкретно может проявляться забот старших дошкольников о малышах: в помощи, защите, обучении, умении развлечь, утешить, доставить радость.

Воспитатель создаёт ситуации, побуждающие старших дошкольников активно проявлять дружеское расположение, заботливое отношение к детям младших групп. Формирует умение вовлекать малышей в подвижные и хороводные игры типа «Каравай», «Карусель». Показывать простые сюжеты кукольного, пальчикового театра, готовить для малышей театрализованный концерт.

Педагог учит ребят приводить в порядок игрушки малышей, готовить материал для занятий. Сравнивает внешний облик и возможности малышей и шестилеток, рассуждает, чем можно помочь малышам.

Воспитатель привлекает детей к обсуждению правил поведения в детском саду. Вместе с детьми создаёт и принимает «Кодекс наших правил». Поощряет самостоятельность в выполнении правил. В практических ситуациях, театрализованных этюдах, в общении с воспитателем дети упражняются в выполнении правил культурного поведения. Учатся ориентироваться в своём поведении не только на контроль и оценку воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил.

Педагог обращает внимание детей на манеры поведения, соблюдение требований этикета. Обсуждает с ними вопросы типа «красиво–некрасиво», «так и не так» (как мы ходим, сидим, разговариваем, ведём себя в гостях, за столом и т. п.).

Особое внимание уделяется освоению детьми правил культурного поведения в общественных метах, правилам уличного движения, безопасного поведения. Дошкольников вовлекают в игровые ситуации, имитирующие культуру поведения в общественных местах.

Литература:

1.                 Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». — М.: Просвещение, 1988. — 336 с.

2.                 Детство: Примерная основная общеобразовательная рограмма дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011., — 528 с.

3.                 Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. — 160 с.

4.                 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфа-М, 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle