Библиографическое описание:

Новгородова А. С. Подготовка учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 182-184.

Материал статьи освящает проблемы развития технического творчества школьников; педагогические условия, ключевым звеном которых является личность учителя. В статье отражается опыт работы по подготовке учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников в Челябинском государственном педагогическом университете.

Ключевые слова:техническое творчество, педагогические условия, дополнительное образование, деятельностный подход.

Социальный заказ общества на современном этапе развития прежде всего заключается в формировании эрудированных, овладевающих современными знаниям людей, способных творчески применять их на практике [2]. Для школьников характерна искренняя любознательность и интерес к технике. Однако эти порывы могут быстро зачахнуть, если ограничиться только учебным процессом. Учеба ради приобретения знаний очень важна, и это молодые понимают, однако этого явно недостаточно для формирования устойчивого интереса к техническому творчеству. Наиболее целесообразно строить работу со школьниками во внеурочное время таким образом, чтобы в ней были задействованы как теоретическая подготовка, так и практическое применение приобретенных теоретических знаний к решению конкретных экспериментально-исследовательских, конструкторских и изобретательских задач.

Еще до недавнего времени в нашей стране существовала широкая сеть учреждений дополнительного образования, которые вплотную занимались развитием детского творчества, в которых работали опытные педагогические кадры, была хорошая материальная база. Сегодня ситуация с развитием массового технического творчества в стране фактически является критической. Прекратили свое существование большинство технических клубов и кружков. Дети, интересующиеся кружками технической направленности, потеряли базы и грамотных педагогов-наставников. Главные причины, на наш взгляд: нехватка педагогических работников, устарелая материальная база, отсутствие финансирования и т. д. В настоящее время в связи с экономическим кризисом положение дел в данном вопросе продолжает усугубляться. В то же время с телеэкранов практически ежедневно звучат призывы к молодежи активнее включаться в творческую деятельность, разрабатывать и внедрять в различные области науки и техники инновационные технологии. Здесь мы видим пропасть между действительно необходимой потребностью общества в грамотной, творчески работающей молодежью и практически развалившейся системой по ее взращиванию. В силу сложившейся ситуации необходима целенаправленная работа в этом направлении, особенно в педагогических вузах. В связи с этим встает вопрос подготовки будущего учителя технологии к руководству кружками технической направленности.

Современный технологический подход к процессу обучения предполагает, что содержание образования, являясь сущностной частью образовательной технологии, во многом определяет и ее процессуальную часть (совокупность методов и средств). Содержание образования определяется целью образования [4]. В то же время анализ цели образования, программ и учебных пособий по предметам естественнонаучных дисциплин не дает полного ответа на вопрос, какие педагогические условия необходимы для развития творчества школьников в целом, технического творчества в частности, что необходимо для их создания и воплощения в практику реального учебного процесса.

Под комплексом педагогических условий нужно понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения, являющихся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения содержания, методов или приемов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей.

В силу вышесказанного следует, что для создания педагогических условий творческого развития ребенка необходима личность учителя, владеющая не только теоретическими знаниями, но и определенными умениями создания этих условий в своей практической деятельности. В свою очередь одной из задач педагогического вуза является создание условий будущему учителю для его становления как организатора различных видов и форм внеклассной работы с учащимися, способствующих раскрытию и развитию творческого потенциала своих воспитанников. Центральной фигурой в осуществлении образовательных программ был и остается педагог [1].

Анализ передового опыта по проблемам развития экспериментально-исследовательской деятельности школьников выявляет противоречия между:

-       возрастающими требованиями к роли педагога и его способностям решать экспериментально-исследовательские задачи;

-       разработанностью проблем экспериментально-исследовательской деятельности и использованию их в образовательной практике.

Для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности у самого педагога должна быть сформирована исследовательская культура и новое педагогическое мышление, педагог сам должен быть воспитан как личность. Одной из задач повышения профессионального мастерства педагога становится вооружение его знаниями, которые позволяют ему овладеть критериями оценки и способами добывания и интерпретации научной информации, ее обработки и хранения. Взаимодействуя с учеником в процессе исследовательской деятельности, педагог транслирует ему свою индивидуальность и способности, что, в свою очередь, ведет к формированию необходимых потребностей и способностей у учащегося. Совершенно очевидно, что такое воздействие личности педагога на школьника возможно лишь при условии, что педагог способен (готов) стать субъектом творческого общения (взаимодействия). Поэтому важна содержательная характеристика личности педагога как субъекта творческого процесса.

Вместе с тем вопрос кадровой подготовки и переподготовки как учителей школ, так и преподавателей учреждений дополнительного образования в качестве организаторов развития технического творчества школьников не нашли должного отражения в практике работы педагогических вузов и учреждений повышения квалификации учителей. На сегодняшний день по данному вопросу в «Челябинском государственном педагогическом университете» на кафедре Технологии и предпринимательства и методики преподавания технологии и предпринимательства (далее ТиП МПТиП) имеется определенный опыт. Теоретическая подготовка будущих учителей технологии в качестве потенциальных руководителей технического творчества школьников на факультете осуществляется через теоретические курсы по выбору и факультативы: «Образовательная робототехника», «Учебная робототехника», «Основы легоконструирования», «Радиоэлектронные устройства в учебной робототехнике», «Техническое творчество», «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Техническое моделирование и конструирование», «Технологический практикум по техническому творчеству» [4]. На занятиях студенты знакомятся с основными видами технического творчества школьников, имеющих место на сегодняшний день, основными формами их организации, с теоретическим обоснованием развития технического творчества учащихся. Здесь они изучают методику организации как групповых, так и индивидуальных форм работы с детьми разных возрастных категорий. Непосредственно при решении конкретных экспериментально-исследовательских, технических, конструкторских и изобретательских задач, используя физические эффекты и основные методы теории решения изобретательских задач, пробуют свои силы. Проводится анализ содержания задач международных, всероссийских, региональных соревнований по робототехнике, конкурсов юных конструкторов-исследователей, в том числе и творческих работ младших школьников, представленных на региональных конкурсах последних лет.

Принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению — один из важнейших в отечественной педагогике. Его суть в том, что только в деятельности развивается личность, в деятельности познает себя и окружающий мир, обретает жизненный опыт и нравственные ценности. Содержание предмета станет действенным средством, если адекватно этому содержанию будет организована деятельность обучаемого. Руководствуясь принципом деятельностного подхода, в целях более качественной подготовки будущих учителей технологии к организации технического творчества школьников, кафедра ТиП МПТиП планирует работу со студентами и в ходе прохождения ими активной педагогической практики. Некоторые студенты кафедры ТиП МПТиП, прошедшие теоретическую подготовку и приобретя некоторый опыт в работе со школьниками по организации их экспериментально-исследовательской и конструкторско-исследовательской деятельности, работают в учреждениях дополнительного образования г. Челябинска, ведут кружки технической направленности.

Таким образом, теоретическую подготовку, полученную на курсах по выбору, и опыт, приобретенный студентами в ходе активной педагогической практики, в комплексе мы рассматриваем как одну из действенных форм процесса подготовки будущих учителей технологии к организации работы по развитию технического творчества своих будущих воспитанников.

Литература:

1.         Абдуллаев, А. Б. Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования / А. Б. Абдуллаев. — Махачкала: Изд-во Образование, 2003.

2.         Бабина, С. Н. Проектирование образовательного пространства школы технологического типа / С. Н. Бабина // Дидактическое творчество учителя в XXI веке: Тез. докл. Межрегион., науч.-практ. конф., 28 марта 2000 г., г. Челябинск, — 2000.

3.         Заенчик, В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Заенчик. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4.         ФГОС ВПО Направление подготовки 050500 Технологическое образование, приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 № 788.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle