Библиографическое описание:

Никитина М. Г. Оздоровительный эффект разных видов музыкальной деятельности для дошкольников в ДОУ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 60-62.

Здоровье ребенка — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально — экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

При поступлении в детский сад значительное число детей (20–50 %), имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии [2, с.134].

Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные специальные методы и приемы, направленные на оздоровление.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания [3, с.29].

Музыкально-оздоровительная работа может быть более результативной, когда она опирается на комплекс различных видов музыкальной деятельности, тесно связанных между собой: музыкально — ритмические движения, пение, слушание музыки, игра на детских инструментах.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности с точки зрения их оздоровительного влияния на развитие ребенка.

Музыкально-ритмическая деятельность составляет примерно 40–50 % объема заданий каждого музыкального занятия, в первой части которой выполняются упражнения, способствующие освоению определенных танцевально — игровых элементов, тренирующих в четкой ритмичной передаче основных движений (ходьба, бег), помогающих ориентироваться в выполнении различных построений. После пения и слушания музыки проводятся игры, пляски, хороводы.

По тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настроении. Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности он приобретает. Кроме того, движения служат стимулом для созревания нервных связей. Ограничение ребенка в движении может явиться одной из причин задержки его психического развития.

Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.

Для профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой.

Большое значение придается выполнению дошкольниками музыкально-ритмических движений без всякого напряжения, свободно и естественно.

Эти сложные задачи решаются совместно с воспитателями с учетом таких педагогических принципов, как систематичность, постепенность, последовательность, повторность.

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Голосовой аппарат отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в 2–3 с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, — очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трохей и бронхов). У детей грудной резонатор развит слабо, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но часто звонкий. Диапазон (объем голоса) от нижнего до верхнего звука очень небольшой. Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так называемые «примарные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре в пределах ми1 — си1. Нижний звук до1 звучит напряженно и надо избегать давать его детям.

При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5–6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, т. к. в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев. Дети 2–3-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят прямо на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу. Голову держат прямо, не напрягая и не вытягивая шею. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы — подвижны, упруги. Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни следует петь стоя, т. к. при этом дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены. При пении надо чередовать положения «сидя», «стоя». Постоянное пение стоя утомляет детей, мешает созданию спокойной удобной обстановки. Длительное пение сидя так же вредно, т. к. вызывает застой крови, главным образом в нижней части тела. При пении сидя недостаточно расширяется грудная клетка, слабо работают дыхательные мышцы, что ведет за собой ослабленное поверхностное дыхание. Смена положений при пении является своего рода разрядкой и снижает утомление, если таковое появляется. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Они следят за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко, и сами не должны громко говорить с детьми. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему [1, с.4].

Слушание (восприятие) — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие — не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его. Кроме того, слушание — активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние [3, с.58].

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда (шумовых), помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты — все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение [4, с.83].

Таким образом, изучив научно-теоретические основания здоровьесбережения детей средствами музыкальной деятельности можно сделать вывод, что оздоровительный эффект воздействия музыки на организм дошкольника не оспорим.

Литература:

1.         Абелян Л. И. Как Рыжик научился петь: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 1989.-57с.

2.         Артюшина Г. П./Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Просвещение, 2005.-576с.

3.         Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие — М.:1978.-193с.

4.         Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции — М.:1992.-274с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle