Библиографическое описание:

Власова Н. С. К вопросу о значении самостоятельной деятельности студентов вузов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 175-177.

В статье рассмотрено значение самостоятельной деятельности студентов вузов для формирования личностного новообразования — самостоятельно-деятельностной компетентности. Рассмотрены основные составляющие самостоятельной учебной деятельности, педагогические условия ее эффективного проведения.

Ключевые слова.Самостоятельная учебная деятельность, результат самостоятельной учебной деятельности, самостоятельно-деятельностная компетентность, педагогические условия.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указано, что получение качественного образования является одной из важнейших жизненных ценностей граждан. Личность является источником общественного прогресса и на современном этапе развития общества рассматривается как абсолютная ценность. Образование призвано обеспечивать подготовку компетентных, мобильных, творческих специалистов, способных усваивать новейшие научные и технологические знания, быть в курсе инновационных технологий, новых экономических возможностей и быстро адаптирующихся к запросам динамично меняющегося общества.

Сегодня перед образованием на первый план ставится задача не столько готовить специалистов различной квалификации, сколько сформировать у них способность приобретать самостоятельно новые знания и умения, широкую профессиональную ориентацию и творческую активность. Следовательно, необходимо усиление самостоятельной деятельности студентов, пересмотр подходов к ее организации в учебном процессе так, чтобы формировать у студентов способность к самообразованию, саморазвитию, самореализации.

Вопросы организации самостоятельной деятельности обучаемых широко рассматриваются в современных психолого-педагогических трудах и диссертационных исследованиях. Общую характеристику самостоятельной деятельности дают Е. Я. Голант, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый и др., классификацию самостоятельных работ приводят А. Адельбаева, Б. П. Есипов, Р. М. Микельсон и др., педагогические условия организации самостоятельной деятельности выделены в работах П. И. Пидкасистого, Г. Б. Пичурина, И. Э. Унт и др.

В XX веке рассматривались отдельные акценты проблемы самостоятельной деятельности, такие как: самостоятельная учебная деятельность (Е. Н. Беспалая, А. Н. Рыблова, А. Шестова и др.), индивидуализация самостоятельной учебной деятельности (А. А. Лактионова, В. П. Пометова, С. А. Труфанова и др.), методические аспекты самостоятельной деятельности с учетом специфики содержания отдельных дисциплин нашли отражение в работах Л. В. Графт, Н. В. Щербакова и др., профессиональное самоопределение и самореализация (И. В. Исмагилова, Л. В. Цурикова и др.).

Традиционно под учебной деятельностью понимается работа обучаемого в аудитории. Но помимо этого учебная деятельность включает и внеаудиторную работу дома или в библиотеке, поэтому организацию самостоятельной работы необходимо рассматривать как составную часть в общем образовательном процессе, так как она воспитывает активность и саморазвитие. Формирование самостоятельности в учебной деятельности подразумевает самостоятельное овладение знаниями, формирование мировоззрения, и, с другой стороны умение самостоятельно применять полученные знания в обучении и практической деятельности.

Самостоятельная работа формируется уже на самом аудиторном занятии, является следствием правильной организованной работы в классе, мотивирует ее продолжение, расширение и углубление в свободное время. Самостоятельную работу можно сформулировать как высший специфический вид учебной деятельности, у которой есть существенные особенности, например, возникновение информационного вакуума, когда есть потребность освоить что-то новое, важное для своего «Я», но для этого нет возможностей в ходе аудиторного учебного времени. Преподаватель со своей стороны должен создать условия для возникновения потребности в самостоятельном обучении, в решении новых познавательных задач и сделать этот процесс целенаправленным, напряженным, захватывающим для обучаемого и в то же время свободным, активным.

Несмотря на то, что аспекты самостоятельной учебной деятельности обучающихся давно рассматриваются в педагогике, инновационные процессы, происходящие на современном этапе в образовании и обучении в вузе, не нашли еще достаточного отражения в реализации процесса формирования учебной самостоятельной деятельности студентов. В результате возникает необходимость определения сущности самостоятельной деятельности студентов в профессиональном образовании, ее теоретической и методологической базы, содержательного и методического обеспечения и педагогических условий формирования.

Можно предположить, что результатом учебной самостоятельной деятельности является личностное новообразование — самостоятельно-деятельностная компетентность, которая определяет профессиональное становление и саморазвитие личности в процессе обучения в вузе [5, с. 6].

В процессе формирования самостоятельной учебной деятельности студентов необходимы: дифференциация этой деятельности с целью повышения ее эффективности, субъектная ориентация студентов, снижение руководящей роли преподавателя. Эффективность может быть обеспечена структурированием содержания, например, разработкой специальных видов учебных заданий, а также методами, формами и технологиями организации и осуществления самостоятельной работы. В процессе самостоятельной учебной деятельности происходит построение индивидуальной траектории развития личности, самореализация, субъектное развитие и саморазвитие при условии согласованности внутреннего потенциала обучаемого и внешних условий, в которых происходит самостоятельная учебная деятельность.

Субъектная составляющая самостоятельной учебной деятельности выражается в том, что педагог планирует ее организацию, создает методическое обеспечение для ее осуществления, регулирует и контролирует сам процесс, а также передает студенту обучающую систему педагога, тем самым делает его субъектом процесса обучения.

Мотивационная составляющая самостоятельной учебной деятельности играет одну из ведущих значений и может включать различные группы мотивов: познавательные, социальные, самообразования, самореализации и др. Наличие мотива предполагает постановку цели обучаемым и ее достижение самостоятельно или при помощи педагога. П. И. Пидкасистый отмечает, что главным отличием самостоятельной деятельности от деятельности под руководством является то, что цель деятельности обучающегося несет одновременно не только функцию освоения содержания деятельности, но и функцию управления и контроля, то есть происходит полное совпадение целеполагания с целеосуществлением [5, с. 23].

Содержательная составляющая должна вызывать интерес, эмоции и мотивы к ее освоению и формировать в опыте деятельности эмоционально-ценностное отношение к миру.

Операционально-деятельностная составляющая самостоятельной учебной деятельности заключается в выполнении учебного задания. Внешний процесс выполнения задания предполагает использование общеучебных и практических действий и постепенно переходит во внутренний индивидуальный процесс самоанализа, самооценки, самореализации.

Результативно-оценочная составляющая помимо правильно выполненных заданий и ответов включает личностный образовательный продукт, который пополнят деятельностный и знаниевый опыт и стимулирует процесс порождения новобразований во внутреннем содержании личности, способствует повышению уровня самосформированности, которая характеризует уровень саморазвития личности.

Самостоятельная учебная деятельность должна иметь методическое обеспечение в образовательном пространстве вуза. Наиболее универсальной средой является электронная информационная образовательная среда вуза, позволяющая хранить большой объем информации, имеющей образовательное значение и представляющей учебно-методический комплекс, такую среду можно определить как программно-телекоммуникационную среду, основанную на использовании компьютерной техники и обеспечивающей оперативный доступ к информации, циркулирующей в образовательном процессе и создающую возможность для общения участников образовательной системы. [1, с. 154].

Организация и управление самостоятельной учебной деятельностью состоит из нескольких этапов. На первом этапе необходимо выделить объект, который будет сформирован у студентов, на втором этапе проводится диагностика сформированности самостоятельной учебной деятельности у студентов, затем объект формирования переводится из теоретической формы в форму практического взаимодействия и представления ее обучаемому. На оценочном этапе следует сделать рефлексивную оценку деятельности и педагога, и обучаемых, при этом студенты могут ощутить возможность и готовность к самостоятельной учебной деятельности на более высоком уровне. Такая оценка дает уверенность в том, что обучаемый способен к дальнейшему самообразованию и саморазвитию.

Педагогические условия должны способствовать эффективному проведению самостоятельной учебной деятельности студентов: внутривузовская система обучения преподавателей механизмам организации самостоятельной учебной деятельности, создание методического обеспечения, обеспечения студентам доступа ко всем необходимым материалам, управленческое содействие студентам в сохранении мотивации и положительного настроя в отношении самостоятельной учебной работы, включение студентов в исследовательскую работу вуза и др.

Следует отметить важность электронного обучения в процессе организации самостоятельной учебной работы студентов. Высокая эффективность процесса обучения возможна при наличии у обучаемого положительной мотивации к освоению учебного материала, осознанием цели обучения, полноценным выполнением учебной деятельности. Информационно-образовательная среда электронного обучения должна создавать дидактические условия для самоорганизации обучаемых на самостоятельное познание, «проживание» учебного процесса в качестве его активного участника. Благодаря этому приобретается личная значимость процесса обучения, происходит формирование опыта самостоятельной деятельности. Развивающая роль электронного обучения выражается в развитии творческого мышления, процесс усвоения знаний, умений, владений становится средством осознанного мотивированного отношения к учебе и развития способностей ученика.

В условиях электронного обучения контроль со стороны преподавателя меняется на самоконтроль обучаемого, что позволяет сформировать адекватную самооценку личности, как одно из основных качеств будущего профессионала.

Высшая школа отличается степенью самостоятельности обучаемых. Педагог только организует учебный процесс и познавательную деятельность студентов. Студент же сам овладевает знаниями и, чтобы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, человек должен заниматься самообразованием на протяжении всей жизни, что дает возможность быть востребованным и успешным. Поэтому формирование у студентов умений применять приобретенные знания, делать самостоятельный анализ, выводы и обобщения, оперировать своими знаниями и находить решения в нестандартных ситуациях — является одной из главных задач самообразования и перечисленные условия, на наш взгляд, обеспечат становление самостоятельно-деятельностной компетентности личности, что обусловит дальнейшее формирование будущего профессионально компетентного специалиста.

Литература:

1.         Власова Н. С., Прокубовская А. О., Чернякова Т. В. Подходы к проектированию интерфейсов информационно-образовательных сред [Текст] / Н. С. Власова, А. О. Прокубовская, Т. В. Чернякова // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 153–158

2.         Зимняя И.А, Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и перер. / И. А. Зимняя. — М.:Логос, 2006. — 384 с.

3.         Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://student.zoomru.ru/psih/samostoyatelnaya-rabota-kak-vysshaya-forma/5110.47044.s1.html

4.         Самостоятельная учебная деятельность, ее виды. Уровни самостоятельной работы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://txtb.ru/82/52.html

5.         Федорова, М. А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед.наук / Марина Анатольевна Федорова. — Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2011. — 39 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle