Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 30.11.2013

Статья просмотрена: 2197 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова, Т. П. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4626/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье раскрываются результаты исследования по формированию у старшеклассников готовности к семейной жизни. Описаны мероприятия включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи.

Ключевые слова: ценностное отношение, родительство, семейные отношения, материнство.

Рождение собственного ребёнка — одно из самых значительных событий в жизни человека. С появлением новорожденного меняется образ жизни, насыщаются новыми красками взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Человек приобретает новый социальный статус, так как общество делегирует ему полномочия воспроизводства, воспитания и преемственности поколений. Таким образом, в понятие родительства включены исторически сложившиеся нормативно-ценностные образцы и механизмы социального регулирования, и именно с этой точки зрения данный феномен, прежде всего, и рассматривается учеными, основной интерес которых направлен на исследование воспитательных практик и поиск наиболее эффективных способов социализации [1, c. 86].

Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни подразумевает становление ответственного отношения к родительству. Оно достигается с помощью различных показателей, например понимания себя, своих решений, осознание родительской составляющей своей личности.

Чтобы выяснить на каком уровне находится готовность учащихся к самостоятельной семейной жизни, рождению и воспитанию детей нашим исследованиям были охвачены учащиеся 10 классов МБОУ «Кировская СОШ» Алтайского района, общее количество учащихся составило 40 человек (20 старшеклассников из экспериментальной и 20 из контрольной группы).

Перед тем как организовать опытно-экспериментальную работу (констатирующий эксперимент) были поставлены следующие задачи, своевременное решение которых гарантировало успех в этой области:

-                   выявить интересы старшеклассников к вопросам брака, семьи и родительства и установить взаимосвязь между этими интересами и возрастными потребностями юношей и девушек;

-                   определить наличие знаний старшеклассников о браке и семейной жизни;

-                   уточнить степень осведомленности старшеклассников о современном состоянии демографической политике в стране;

-                   выявить степень осознанностями ими иметь собственную семью и потребности к воспитанию детей.

В работе использовались такие методики как, опросы (Е. К. Узденова), метод незаконченных предложений (вариант методики Нюттена), методика свободных описаний (Д. А. Леонтьев).

Результаты опроса показали, что главными источниками получения информации о семейной жизни и родительстве в экспериментальном классе являются: кино, телевидение; беседы с родителями; книги и периодическая печать; общение со сверстниками; личные наблюдения. На последнем месте оказались беседы с классным руководителем и уроки в школе.

Контрольный класс поставил источники информации о семейной жизни и родительстве в следующем порядке: кино, телевидение; общение со сверстниками; беседы с родителями; книги и периодическая печать; личные наблюдения; уроки в школе; беседы с классным руководителем.

Диагностирование уровня сформированности у старшеклассников ценностного отношения к родительству осуществлялось также и методом незаконченных предложений (вариант методики Нюттена). В работе было задействованы все 40 учащихся 10 классов МБОУ «Кировская СОШ». Каждому учащемуся было предложено закончить по три предложения: «Счастье семьи — это…». Старшеклассники были предупреждены о том, что их ответы не должны уходить от основной темы. Полученные ответы мы разделили на шесть групп (условно):

1)        Счастье семьи — это взаимопонимание, уважение и любовь супругов;

2)        Счастье семьи — это здоровый ребенок, его воспитание — радость для родителей;

3)        Счастье семьи — это равноправие в решении семейных дел и взаимозаменяемость в быту;

4)        Счастье семьи — это материальное благополучие;

5)        Счастье семьи — это общение с близкими людьми;

6)        Счастье семьи — это многодетная семья, радость общения с детьми.

Старшеклассники отдают больше предпочтений взаимопониманию и любви, равноправию и воспитанию здорового ребенка, чем материальному благополучию. Если дифференцировать по классам, выглядит так: материальное благополучие экспериментальный класс выносит на 3 место, контрольный класс — на пятое место. Что касается разных подходов к родительству (счастье родительства в семье с одним ребенком учащиеся поставили на третье место, а родительство в многодетной семье осталось на последнем шестом месте), то здесь необходима целенаправленная работа по воспитанию отцовства и материнства.

Следующей задачей констатирующего эксперимента явилось выявление степени осведомленности старшеклассников о состоянии демографической политике в стране. С этой целью были проведены индивидуальные и групповые беседы со старшеклассниками, а также использовалась методика свободных описаний (Д. А. Леонтьев). Учащимся было предложено написать все, что они знают о демографической политике, проводимой в стране.

При анализе работ мы столкнулись с тем, что 5 старшеклассников из 40, что составило 12,5 % не смогли ответить на поставленный вопрос. Некоторые из числа этих учащихся не были даже знакомы с термином «демография». Немалая часть учащихся, а именно 25 % (10 учащихся) имеют понятие о численности населения, рождаемости, смертности, но эти понятия были довольно скудными. При этом выявились лексические трудности выражения представлений о демографии: бедный словарный запас, незнание общеизвестных терминов, неумение оформить фразу. Остальные 25 старшеклассников (62,5 %) дали сравнительно лучшие ответы, в которых подчеркивалось следующее: сейчас в стране ежегодная убыль населения превышает прирост; в России низкая рождаемость; современные семьи, в основном, малодетны: большинство семей имеют 1–2 ребенка. Причины низкой рождаемости они видят в экономической ситуации в стране. Подводя итог анализу осведомленности учащихся о демографическом состоянии в стране, нужно отметить сравнительно низкий уровень знания учащихся.

Изучение учащихся, их ориентированности на вопросы брака, семьи, родительства в соответствии с указанными критериями и их показателями дало нам основание разделить их на три уровня: высокий, средний, низкий.

Таким образом, можно констатировать, что уровень готовности старшеклассников к выполнению семейных обязанностей оставляет желать много лучшего. Ответы учащихся на этот вопрос показали, что в современной школе половое воспитание и просвещение, подготовка к семейной жизни и родительству отодвинуты на задний план. Те знания, умения, навыки, которые получают школьники в процессе обучения (прежде всего по предметам гуманитарного и биологического циклов, а также трудовому обучению) и во внеклассной работе, не дают достаточных сведений для формирования необходимых хозяйственных и педагогических навыков. Целенаправленная систематическая работа по подготовке молодежи к одной из важных и сложных сфер реальной жизни остается вне поля зрения, как учителей, так и родителей, тех, кто по своему социальному назначению несет ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Формирующему эксперименту предшествовала соответствующая организационная работа. Были определены экспериментальный и контрольный классы. В качестве экспериментального класса был взят 10 А класс, в качестве контрольного 10 Б класс МБОУ «Кировская СОШ» Алтайского района. Была проведена необходимая работа с учителями-предметниками экспериментальных классов. Они были обеспечены соответствующими дидактическими материалами, а также с ними были оговорены технологии проведения занятий по исследуемой проблеме.

Цель образования на современном этапе — не только приобщение учащихся к культурным, научным достижениям, но и формирование свободной, самостоятельной личности, высоконравственного гражданина и семьянина. Этот процесс — сложный, многогранный и многоступенчатый. Он, как правило, организуется, а при необходимости и корректируется, педагогом, коллективом, семьей. Лишь при условии их взаимодействия можно добиться должного уровня нравственной готовности старшеклассников к созданию в будущем самостоятельной семейной жизни, родительству.

Реализация формирующего эксперимента, в первую очередь, была связана с использованием потенциальных познавательных и воспитательных возможностей учебных дисциплин гуманитарного и естественного цикла, изучающихся в старших классах общеобразовательной школы.

Так, по курсу «Общей биологии» в экспериментальных классах подробно освещали тему полового просвещения и воспитания в ходе изучения тем «Происхождение человека», «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

В процессе изучения курса «Анатомия и физиология человека» оказали помощь в нашей работе такие темы как «Железы внутренней секреции», «Развитие человеческого организма», которые знакомили учащихся с особенностями и различиями между железами внутренней и внешней секреции и способами размножения. А также говорилось об естественно-биологических различиях мужского и женского организмов, о пагубном влиянии преждевременных половых связей на физическое и духовное развитие человека, о половой гигиене и т. д.

В ходе изучения истории проводились параллели в семейных ценностях в различных социально-экономических формациях, вычленялись достоинства и недостатки по отношению к духовной культуре семьи в различных социокультурных условиях, в частности к воспроизводству населения, рождению мальчиков и девочек, к мужскому и женскому достоинству и т. д.

В процессе воспитания нравственной культуры у старшеклассников огромное значение придается школьному курсу литературы.

Из 26 опрошенных учащихся называют литературу любимым предметом.

В работе с учащимися мы использовали произведения всех жанров, но чаще поэзию. В ней наиболее ярко проявляются идеи чистоты дружеских и любовных отношений, верности, уважения к женщине.

В пределах программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 класса, в русле рассматриваемой проблемы проводилось изучение следующих тем: «Брак и семья», «Семейное законодательство РФ», «Личные права и обязанности супругов», «Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов», «Семья, функции семьи, семейные отношения».

В процессе изучения учебного предмета «Технологии» учащиеся регулярно получали необходимые сведения о роли труда в семейной жизни, изучения материального благосостояния семьи, формирования личности, в целом. В. А. Сухомлинский писал: «Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше рай. Брак не только духовный союз, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, обуть, укрыть и накормить свою подругу» [2, c.62].

В ходе занятий по предмету «Технология» использовались различные педагогические приемы. Учителя знакомили учащихся с содержащимися в русском языке назиданиями, пословицами, поговорками, народными мудростями об отношении к труду. Сущность труда на благо семьи и общества: умение трудиться в полную силу, применение знаний в труде, доведение начатого дела до конца; проявление находчивости, смекалки, инициативы, изобретательности; бережное отношение к результатам своего труда и труда других, осуждение лени, лентяев. Приводились такие поговорки как: «Без труда не будет добра», «Без работы и червь не живет», «В работе одних рук мало, любовь к делу нужна», «Где труд, там и счастье», «Ремеслу везде почет» и т. д.

Приводились изречения и мудрые мысли: «Только труд может сделать человека счастливым, приводя в его душу ясность, гармонию и довольство самим собой. Труд облагораживает человека» (В. Г. Белинский); «Труд — это источник радостей, всего лучшего в мире» (А. М. Горький).

Со старшеклассниками был проведен диспут на тему «Семейные конфликты и пути их разрешения». Как показало изучения характера взаимоотношений, причин здесь великое множество, начиная от обычного расхождения, наблюдающегося во взглядах супругов на повседневные не значительные ситуации, связанные с их общением, заканчивая их отношением к соблюдению традиционных семейных ценностей. Чаще всего причиной конфликтных ситуаций и семейных раздоров становятся воспитание детей и сами дети; неравные взаимоотношения между мужем и женой; не складывающиеся отношения с родственниками упруга (супруги); материально-бытовая сфера семьи; необустроенность семейной жизни; супружеская неверность и т. д.

В суждениях учащихся чувствовалось, что они осведомлены о семейных конфликтах не понаслышке, и даже пытаются найти мотивы поступков взрослых в тех или иных случаях. Например, по мнению учащихся, у любого человека есть недостатки. Какие-то из них уходят уже в первый год семейной жизни, но какие-то остаются и влияют на характер семейных отношений. Например, эгоизм, неорганизованность. Эгоист стремиться взять все для себя. Если жизнь не сопровождается заботой о другом, назревает конфликт. Эгоизм разрушает все лучшее в человеке и делает из него неприятного и неуживчивого семьянина.

Неорганизованность, по мнению старшеклассников, не приносит такого явного вреда для семейных отношений, но она приводит к потере времени, мелким ссорам и т. д. При совместных усилиях супругов возможно устранение того или иного недостатка в процессе самовоспитания.

Конфликты на почве несовместимости интересов и потребностей появляются из-за того, что не определены жизненные установки, семейные традиции. С этого необходимо начинать супружескую жизнь.

Еще одна из причин конфликтов, по мнению большинства старшеклассников, — это супружеская неверность — результат безответственного отношения одного или обоих супругов к чувству любви. Предотвратить супружескую неверность можно постоянным вниманием и заботой, поддержанием в супружестве отношений, когда супруги стараются быть всегда привлекательными и любимыми.

Внимание старшеклассников обращалось на то, что причиной конфликтов в семье также могут быть несовместимость интересов и потребностей, биологическая несовместимость, нарушение общения супругов.

Во время внеурочного занятия со старшеклассниками мы просмотрели фильмы, затрагивающие нашу тему: «Кто качает колыбель» и «Чудо жизни» — главным героем, которого является ребенок в материнской утробе.

Совместно с социальным педагогом были проведены классные часы на темы: «Семья и ее основные функции», «Дела семейные», «А кто не знал о любви, тот все равно, что не жил…»; тематическая дискуссия «Не хочу учиться, хочу жениться». С помощью психолога были организованы тренинги «Готовность молодых людей к браку и семейной жизни», «Молодая семья».

Для девочек десятых классов медицинским работником школы был показан фильм «Когда девочка взрослеет».

В течение всей опытно-экспериментальной работы стержнем подготовки старшеклассников к созданию семьи и воспитанию детей явилось воспитание у них общечеловеческой культуры, основанное на формировании гуманистических начал.

Потребность к созданию семьи и воспитанию детей заложена природой в любом человеке, а конкретные очертания и контуры она приобретает в старшем школьном возрасте, и тут необходимо учитывать и приспосабливать специально организованные действия к возрастным особенностям старшеклассников.

Для проверки результативности формирующего этапа эксперимента мы провели контрольное обследование старшеклассников экспериментального и контрольного классов по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.

Во время проведения данной работы мы получили следующие результаты:

Учащиеся экспериментального класса считают себя более подготовленными по таким вопросам как: правильные отношения со старшими в семье (45 %), между мужем и женой (45 %), ответственность при выборе супруга (40 %), самостоятельное ведение хозяйства (35 %), к рождению и воспитанию детей (20 %) и в умении распределять финансовые средства (15 %).

У учеников экспериментального класса взаимопонимание, уважение и любовь супругов также осталось на первом месте. Второе место теперь занимает здоровый ребенок, его воспитание радость для родителей. Далее идут равноправие в решении семейных дел и взаимозаменяемость в быту; радость общения с детьми; когда тебя понимают близкие. Материальное благополучие теперь занимает последнее 6 место.

Анализ каждого уровня в экспериментальных группах свидетельствует, что произошли значительные изменения во всех компонентах готовности к семье и родительству у старшеклассников в условиях опытно-экспериментальной работы. До ее начала высокий уровень готовности к созданию семьи и родительству демонстрировали лишь 15 % старшеклассников, тогда как в конце экспериментальной работы — 29 %.

До начала эксперимента на среднем уровне готовности находились 40 % старшеклассников, по завершении его — 66 %. В низком уровне изменения произошли с 45 % до 5 %.

У старшеклассников возросла ценность знания основ семьи и семейных взаимоотношений, традиций семейного воспитания и знаний народной педагогики, повысился интерес к этике семейного общения, интерес к литературе по проблемам родительства.

Некоторые повышения уровней наблюдались и в контрольной группе, они составили 10 %, что отразилось на низком уровне — его коэффициент снизился с 55 до 45 %.

Таким образом, исследование подтверждает выдвинутая нами гипотеза о том, что успешное формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству возможно при условии необходимой обеспеченности учащихся теоретическими знаниями о браке, семье, воспитании детей через мероприятия, включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностных отношений к родительству как основе полноценной семьи. Осуществления взаимосвязь всех субъектов педагогического процесса (социальный педагог, психолог, медицинские работники).

Литература:

1.                  Зацепин В. И. О жизни супружеской. 2-е изд., дораб. и доп. − М.: Молодая гвардия, 1984. − 192 с.

2.                  Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Пед. наследие. / Сост. Сухомлинская О. В. − М.: Знание, 1990. − 205 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семейная жизнь, воспитание детей, семья, старшеклассник, Учащийся, экспериментальный класс, отношение, ценностное отношение, демографическая политика, контрольный класс.

Похожие статьи

Ценностные ориентации современных школьников

Опытно-экспериментальная работа по определению ценностных ориентаций современных школьников происходило в три этапа на базе Самарского регионального центра для одарённых детей среди обучающихся 9–11-х классов.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

‒ Формирование семейных ценностей, воспитание культуры поведения с близкими людьми и в обществе.

Сильные переживания, вызванные нравственными отношениями в кругу семьи, являются каркасом

Акутина С. П. Формирование в старшеклассников семейных...

Сравнительный анализ представлений о семье в семьях...

В современной психологии представления учащихся средних и старших классов о семье изучали З. Кисарчук, Н. Толстых, А. Прихожан, Т. Юферева и другие. Ими обнаружено, что семейно-брачное представления старшеклассников отличаются недостаточной полнотой...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, ребенок, семья, формирование, сотрудник детских домов, образ жизни, педагогическая деятельность, детский...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности. Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов и родителей.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь

Консультация для родителей «Роль семейных традиций...» традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член...

Подростки из семей «группы риска» как...

Именно традиции, семейный уклад жизни, формирование ценностей семьи и ответственного родительства позволяют формировать личность подростка

их жизни, что, в результате, может привести их к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных...

Особенности ценностных ориентаций подростков из неполных...

Контрольной группой были 30 подростков из полных семей. Согласно методике Фридмана «Сколько голов, столько умов», которая состоит из 38 пословиц, благодаря которым определяется уровень ценностных ориентаций классе, или как в нашем случае коллектива...

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Семья должна иметь собственные ценности, идеалы и цели и жизнь семьи — это стремление к реализации целей

Из народного отношения к семье и образовались традиционные семейные ценности [1, с.26].

Ценность воспитания и социализации детей в семье.

Похожие статьи

Ценностные ориентации современных школьников

Опытно-экспериментальная работа по определению ценностных ориентаций современных школьников происходило в три этапа на базе Самарского регионального центра для одарённых детей среди обучающихся 9–11-х классов.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

‒ Формирование семейных ценностей, воспитание культуры поведения с близкими людьми и в обществе.

Сильные переживания, вызванные нравственными отношениями в кругу семьи, являются каркасом

Акутина С. П. Формирование в старшеклассников семейных...

Сравнительный анализ представлений о семье в семьях...

В современной психологии представления учащихся средних и старших классов о семье изучали З. Кисарчук, Н. Толстых, А. Прихожан, Т. Юферева и другие. Ими обнаружено, что семейно-брачное представления старшеклассников отличаются недостаточной полнотой...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, ребенок, семья, формирование, сотрудник детских домов, образ жизни, педагогическая деятельность, детский...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности. Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов и родителей.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь

Консультация для родителей «Роль семейных традиций...» традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член...

Подростки из семей «группы риска» как...

Именно традиции, семейный уклад жизни, формирование ценностей семьи и ответственного родительства позволяют формировать личность подростка

их жизни, что, в результате, может привести их к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных...

Особенности ценностных ориентаций подростков из неполных...

Контрольной группой были 30 подростков из полных семей. Согласно методике Фридмана «Сколько голов, столько умов», которая состоит из 38 пословиц, благодаря которым определяется уровень ценностных ориентаций классе, или как в нашем случае коллектива...

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Семья должна иметь собственные ценности, идеалы и цели и жизнь семьи — это стремление к реализации целей

Из народного отношения к семье и образовались традиционные семейные ценности [1, с.26].

Ценность воспитания и социализации детей в семье.