Библиографическое описание:

Балакирева А. А. Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 137-140.

За последнее десятилетие в стране сложились негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Это объясняется происходящими в стране изменениями в развитии экономики, политике, культуре [8, с.119]. В связи с этим была нарушена система бесплатного здравоохранения, что разделило общество по совершенно новому критерию качества здоровья. Нынешнее состояние здоровья населения снижает не просто его индивидуальный или общественный уровень, но и качество трудовых ресурсов в целом. Именно это с полным основанием позволяет говорить об истощении человеческих ресурсов. Демографические расчеты показывают, что исчерпание этих ресурсов может произойти уже при жизни нынешнего поколения.

Современную ситуацию в сфере общественного здоровья можно охарактеризовать следующими основными особенностями:

-          бесплатное здравоохранение, несмотря на систему медицинского страхования не способно обеспечить достойный уровень медицинского обслуживания; в тоже время и платная сфера, доступная избранным, также не гарантирует качественного обслуживания;

-          мы являемся свидетелями низкого уровня гигиенической культуры и самосохранительного поведения населения, что связано с деформированной системой норм в отношении здоровья, а, зачастую, их отсутствием;

-          в стране сохраняется низкий уровень жизни, что создает благоприятные условия для распространения заболеваемости, снижения иммунитета у детей и молодежи, роста уровня смертности.

Изменения в стране за последние годы поставило население перед необходимостью пересмотра отношения к своему здоровью, и сегодня мы являемся свидетелями мучительного процесса адаптации людей к изменившимся условиям жизни в сфере здоровья и здравоохранения.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья молодого поколения имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что здоровье выступает главным фактором в учебной деятельности, так как именно оно определяет, в какой мере будут достигнуты успехи ученика в образовании и в целом школы, что в дальнейшем будет определяющим его положения в обществе.

Учащиеся ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевого центра» наряду с тяжелыми нарушениями речи имеют отклонения в состоянии здоровья, влекущие за собой моторно — двигательные нарушения, а именно:

-          нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;

-          ослабление опорно-двигательного аппарата и мышц, неэластичность связок;

-          снижение амортизационных способностей нижних конечностей, ведущие к повышенному травматизму при выполнении бега, прыжков, выполнении упражнений на снарядах, занятиях спортивными играми и в быту;

-          отсутствие способности мышечного дифференцирования;

-          нарушения пространственно-временных характеристик;

-          нарушения в формировании физических качеств, точности и ритмичности движений, способности к равновесию и ориентировке в пространстве;

-          отставание в физическом развитии: в длине и массе тела (или избыток в весе и росте), диспропорции частей тела;

-          быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной и дыхательной систем.

Согласно медицинским показателям данные нарушения вызваны наличием у детей хронических заболеваний пищеварительного тракта (хронический гастрит, дискенизия желчевыводящих путей, хр. колит) — 45 %; ЛОР заболевания: (хр. аденоид, хр. отит, хр. ринит) — 47 %. Большая часть учащиеся имеют заболевания опроно-двигательного аппарата (сколиоз, нарушения осанки) — 77 %. Соответственно уровню физического развития, они имеют разную физкультурную группу: 20 % — основная группа, 70 % — подготовительная, 10 % — специальная.

Исходя из выше сказанного и реализуя предмет «Физическая культура», моя коррекционно-педагогическая деятельность направлена на изучение ориентации старшеклассников на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры.

Цель:

— осуществить теоретический и эмпирико–социологический анализ ориентации старшеклассников на здоровый образ жизни.

Задачи:

1.      Провести анализ здоровья и здорового образа жизни с позиций социологической науки.

2.      Изучить образовательную среду школы как фактор формирования здорового образа жизни старшеклассников.

3.      Изучить отношение старшеклассников к здоровому образу жизни.

4.      Получить представление реальной картины здоровья молодого поколения;

5.      Поиск решения проблем формирования здорового образа жизни молодого поколения (методическая разработка дневника самоконтроля ученика в ЗОЖ);

6.      Разработать стратегии охраны здоровья школьников.

Объектом являются старшеклассники 7–9 классы ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр».

Основными методами сбора информации выступили:

-          анкетный опрос учащихся старших 7–9 классов;

-          полуформализованное интервью с детским врачом — педиатром ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр», и с заместителем по воспитательной работе.

Исследовательский анализ ориентации старшеклассников на здоровый образ жизни позволил прийти к следующим выводам.

Здоровье с позиции социологической науки понимается как постижение механизмов его социальной обусловленности и его места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью, а именно потребности человека в здоровье, установки и мотивы заботы о своем здоровье. Социологический подход вскрывает проблему взаимоотношения людей в обществе по поводу здоровья и показывает его место в системе социальных ценностных ориентаций через образ жизни, который является основным способом деятельности людей по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Важной стороной образа жизни является здоровый образ жизни — это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека. Здоровый образ жизни предполагает социальную, трудовую, физическую активность, удовлетворенность трудом, индивидуальный психологический комфорт и благополучие в семье. Главным в формировании здорового образа жизни является, преодоление факторов риска, заключающихся в негативных проявлениях образа жизни (дискомфорт и неудовлетворенность трудом, низкая социальная культура общества, гиподинамия в деятельности людей, нерациональное питание, потребление вредных веществ, психологическая напряженность в семье).

Образовательная среда школы не способствует формированию крепкого здоровья школьника, так как учебные нагрузки сегодня перестали должным образом нормироваться и контролироваться органами управления образования. А стремление к быстрым успехам затмевают для отдельных педагогов и родителей заботу о здоровье детей. Итог этого — ухудшение состояния здоровья учащихся по окончанию школы, что является результатом отсутствия полноценной здоровьесберегающей среды и неправильного здоровьеформирующего поведения самих школьников.

Опираясь на результаты социологического исследования, мы пришли к выводам:

Основными источниками информации о здоровье являются родители, школа, тренер спортивной секции. Отмечается слабая активность самостоятельных действий старшеклассников на получение информации о здоровье, так как всего 1 человек из ста читает книги о здоровье.

Мотивами здорового образа жизни старшеклассников являются в будущем иметь здоровых детей, быть здоровым, иметь успех во всем и долго жить. В отличие от девушек, которые стремятся к благополучию во всем (51,8 %), юноши больше ориентированы на здоровый образ жизни, так как 56,8 % занимаются физической культурой и спортом.

Ценность «здоровье» в структуре жизненных ценностей старшеклассников занимает лишь восьмое место (19,1 %).

Около половины подростков оценивают работу медицинского персонала как неудовлетворительную (40 %). Подростки указывают на неудобства обслуживания населения длительными очередями на прием к врачу, что отнимает много времени и нежелание пропускать уроки в школе. Поэтому в случае заболевания учащиеся обращаются за помощью к родителям.

Старшеклассники (72 %) испытывают дефицит свободного времени, что связано с перегруженностью учебного дня (72,9 %), выполнением большого объема домашнего задания (68,9 %). В свободное время учащиеся смотрят TV передачи, гуляют на улице, стараются выспаться. Ведут здоровый образ жизни лишь 21,2 % старшеклассников.

Большая часть старших подростков не курят (72 %). Остальная часть (28 %) школьников курят потому, что переживают стрессовые ситуации и конфликты в школе, испытывают удовольствие, имеют привычку. Употребляют алкоголь 54 % учащихся. Большинство старшеклассников знают о негативном влиянии на организм вредных привычек (96 %).

Старшеклассники считают, что для формирования здорового образа жизни школа должна снизить учебные нагрузки школьников, совершенствовать качество медицинского обслуживания, улучшить рацион питания и отменить платные обеды, а также больше проводить спортивных мероприятий. Выполняя эти условия, школа сможет улучшить состояние здоровья подрастающего поколения, а главное формировать здоровый образ жизни.

В своей практике на уроках физической культуры активно я использую приемы и методы по укреплению здоровья обучающихся, а именно:

-          дыхательные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, укрепления иммунной системы организма, выполнение четкости артикуляции; в сочетании с выполнением физических и двигательных упражнений, развивающие специальную выносливость;

-          артикуляционная и мимическая гимнастика с использованием звуков, слогов, стихотворных текстов в сочетании с двигательными упражнениями, направленные на развитие речедвигательного анализатора, координации речи и движения;

-          подвижные и спортивные игры;

-          пальчиковая гимнастика, упражнения с эспандерами, с мячами, направленные на развитие точных движений, оказывающие воздействие на речевой центр и способствующие умственному развитию ученика;

-          приемы классического массажа и самомассажа мышц стоп и голеностопа, кистей и пальцев рук, в том числе с применением вспомогательных средств, которые способствуют расслаблению спастических мышц и стимулированию функционирования ослабленных мышц; Особенностью методики учащихся с ТНР является использование предметно-действенного обучения, то есть организация постоянной активной практической деятельности с конкретными предметами (мячи, обручи, скакалки, вращательные диски и др.)

На уроках используется частая смена видов деятельности с целью привлечь внимание учащихся к новым видам деятельности (ходьба по ориентирам, лазания через препятствия, ходьба босиком по неровностям, эстафеты с предметами, подвижные игры и др.) Учащиеся постепенно овладевают стандартными умениями и навыками двигательными способностями и с удовольствием самостоятельно использовать свой двигательный опыт в реализации поставленных задач урока: проведение разминки, упражнений с предметами, проведение логоритмической и спортивной игр.

Получив данные результаты анкетирования учащихся я разработала дневник самоконтроля учащихся 7–9 классов с целью привлечения учащихся к занятиям физической культурой и приобщению их к здоровому образу жизни, который состоит из следующих разделов: антропометрия, физические способности, здоровый образ жизни, самонаблюдение, итоговый анализ. В дневнике самоконтроля старшеклассники ведут наблюдение за антропометрическими особенностями развития организма, отслеживают свои физические способности (бег на короткие дистанции 30м, 100м, прыжок в длину с места и др.), проводят самонаблюдение по самочувствию, измеряют пульс, проводят итоговый анализ по результатам тестирования и формированию ЗОЖ.

Изучив данную тему и проведя социологические исследования, мною составлены рекомендации по формированию ориентаций старшеклассников 7–9 классов на здоровый образ жизни:

1.         Повышение образовательного уровня населения, совершенствование социальной структуры общества.

2.         Формирование системы социальных норм в области здравоохранения для всех категорий населения, создание «моды» на здоровье.

3.         Повышение уровня информированности подростков о методах заботы о здоровье, о факторах риска наиболее распространенных и опасных заболеваний и видов поведения путем введения нового предмета «валеология» в школьную образовательную программу.

4.         Создание условий для занятий спортом и содержательного досуга, доступных для всех детей и подростков.

5.         Создание центров медико–психологической помощи подростков. На каждого школьника разрабатывать и реализовывать индивидуальный план оздоровительного и восстановительного лечения.

6.         Оптимизация санитарно — гигиенических условий в школах и в семьях.

7.         Организация правильного питания.

8.         При составлении учебного расписания в школе завуч обязан руководствоваться гигиеническими нормативами.

9.         Педагоги должны снижать учебную нагрузку для выполнения домашнего задания. Проводить индивидуальные занятия для учащихся, пропустивших уроки по болезни (так как многие школьники бояться пропускать уроки из-за сложности учебного материала и ходят в школу больными). Проводить физкультминутки.

10.     Уроки физической культуры не должны сдваиваться. Учитель должен проводить после 3-го или 4-го урока динамическую паузу длительностью 30–45 минут, организовывать общешкольные физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Анализ обязательной коррекционно-развивающей направленности уроков физической культуры в ГБОУ СО «ЦПМПСС «Речевой центр» показывает, что применяемые мною приемы, способы, средства являются эффективными и результативными. Происходит рост показателей обучающихся по развитию двигательных способностей с 35 до 60 %.

Таким образом, считаю, что коррекционно-развивающая деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся будет ещё эффективнее, если в современных условиях осуществлять тесный интегрированный подход образования, медицины, социологии, психологии, экономики.

Литература:

1.                  Антонова Н. Л. Социология здоровья как перспективная отрасль социологической науки // Образование и наука. 2011. № 3. С. 112–119.

2.                  Афсахов И. А. Отношение человека к здоровью // Социол. исслед. 2012. № 6. С. 102–109.

3.                  Баранов А. А., Лапин Ю. Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей. — М.: Союз педиатров России, 2012. 188 с.

4.                  Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. -М.: «Академия», 2010. — 176 с.

5.                  Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. — М.: Советский спорт, 2009. — 448 с.

6.                  Потапчук А. А., Матвеев С. В. Лечебная физическая культура в детском возрасте. — СПб.: Речь, 2010. — 464 с.

7.                  Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. — Киев: «Академия», 2011. — 371 с

8.                  Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. / Ин — т социологии РАН. — 3-е Изд. М.: Изд — во Института социологии РАН, 2011. 541 с.

9.                  Цветкова И. В. Здоровье как жизненная ценность подростков // Социол. исслед. 2011. № 11. С. 105–109.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle