Библиографическое описание:

Востричкина О. В. Формирование жизненного опыта ребенка в субкультуре [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 43-44.

Детская субкультура в широком значении — это всё, что создано для детей и детьми; в более узком — ценности, установки, способы деятельностей и формы общения, характерные для детских сообществ.

В детской субкультуре формируется жизненный опыт ребенка: он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, пытается эффективно решать трудные ситуации, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих людей.

Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности. В качестве важнейшего условия приобщения ребенка к детской субкультуре выступает организация общения детей разного возраста друг с другом и взрослыми ДОУ, а так же родители. В общении со сверстниками ребенок обретает свою сущность, конструирует свой мир.

Так например:

Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты.

Колыбельные песни, потешки, прибаутки имеют мировоззренческое значение.

Детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать себя и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу».

Детское собирательство помогает дошкольнику пережить чувство одиночества, индивидуального существования.

Основными компонентами детской субкультуры являются:

-          традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, спортивные состязания и т. д.);

-          детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички);

-          детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, отношение мены, право старшинства);

-          детский юмор (потешки, анекдоты, современные приколы);

-          детская магия, мифы о творчестве (призывание сил природы для исполнения желаний, фантастические истории, небылицы);

-          детское философствование (рассуждение о жизни и смерти);

-          детское словотворчество (языковые перевертыши, неологизмы);

-          эстетическое представление детей (составление веночков, букетиков, рисунки, поделки);

-          табулирование личных имен инаделение прозвищами сверстников и взрослых;

-          религиозные представления (детские молитвы, обряды);

-          интерес к посещению страшных мест, свалок;

-          постройка штабов;

-          собирательство и коллекционирование;

-          детская мода.

Изучение детской субкультуры в целом началось с исследования детского фольклора. Наиболее изученными формами традиционного поведения также являются считалки, жеребьёвки, игры с правилами, дразнилки.

Однако существуют и другие компоненты детской субкультуры, которые оцениваются отрицательно — это детский юмор, страшные истории, анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, традиционные шалости и испытания храбрости. Исследование этих компонентов детской субкультуры только начинается.

Из опыта работы:

Для общения с детьми в своей работе мы используем один из компонентов детской субкультуры, как максимально адоптированного для детского восприятия — это детский фольклор.

Обращение к силам природы:

солнцу, дождю, ветру.

Во время дождя дети распевают:

Дождик, дождик, пуще

Дадим тебе гущи…

Обращаясь к солнцу:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко…

Например, рассматривая улитку с ребенком, проговариваем:

Улитка, улитка

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога.

Наблюдая с детьми за божьей коровкой, произносим:

Божья коровка,

Улети на небо

Там твои детки…

Предлагаем такие игры, как «Молчанка», задача которой промолчать, учится контролировать, держать себя в рамках.

Сорок амбаров сухих тараканов,

Сорок кадушек мокрых лягушек.

Кошку драну, мышь погану,

Кто промолвит тот и съест.

Так же используем считалки различной тематики, понятные по содержанию, просты по композиции, ритмичны, они связаны с ведущей деятельностью — игрой. Считалка как вид детского фольклора несет в себе познавательную и эстетическую функцию и служит средством нравственно-эстетического развития ребенка.

В работе мы предлагаем детям коллекционировать фантики, и они с удовольствием приносят их из дома, рассматривают, сравнивают, обмениваются друг с другом.

Для развития детской субкультуры используем такие формы работы:

Презентации жизни детской группы:

«Мир увлечений детей и родителей»,

«Новогодние фантазии»,

«В гостях у сказки» и др.,

презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения.

Авторские выставки:

«Моя любимая книжка»,

«Моя любимая игрушка»,

Тематические выставки:

«Приключение плюшевого медвежонка»,

«Смех и юмор в мире детства» и др.

Используя эту форму работы, мы помогаем ребенку понять свой внутренний мир и осознать значимость своей личности, даем представление о ценности культуры на основе принципа поливариативности.

Праздничные события:

«Час улыбки и добра»,

«Остров дружбы»,

«Чудо бумага»,

«Волшебница — водица» и др.

Эта форма работы характеризуется яркостью, зрелищностью, эмоциональной насыщенностью.

Совместные праздники детей и родителей:

«Мама, папа я спортивная семья», «День рождение группы», «Чаепитие к празднику».

В процессе подготовки и проведения, которых создаются условия для гуманных межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).

Вывод:

Таким образом, включая ребенка в детскую субкультуру, мы создаем условия для осознанного выбора им способов жизни, воспитания социального уверенного поведения и комфортного самоощущения в разных жизненных ситуациях.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle