Формирование жизненного опыта ребенка в субкультуре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 02.12.2013

Статья просмотрена: 1414 раз

Библиографическое описание:

Востричкина, О. В. Формирование жизненного опыта ребенка в субкультуре / О. В. Востричкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4614/ (дата обращения: 25.04.2024).

Детская субкультура в широком значении — это всё, что создано для детей и детьми; в более узком — ценности, установки, способы деятельностей и формы общения, характерные для детских сообществ.

В детской субкультуре формируется жизненный опыт ребенка: он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, пытается эффективно решать трудные ситуации, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих людей.

Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности. В качестве важнейшего условия приобщения ребенка к детской субкультуре выступает организация общения детей разного возраста друг с другом и взрослыми ДОУ, а так же родители. В общении со сверстниками ребенок обретает свою сущность, конструирует свой мир.

Так например:

Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты.

Колыбельные песни, потешки, прибаутки имеют мировоззренческое значение.

Детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать себя и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу».

Детское собирательство помогает дошкольнику пережить чувство одиночества, индивидуального существования.

Основными компонентами детской субкультуры являются:

-          традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, спортивные состязания и т. д.);

-          детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички);

-          детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, отношение мены, право старшинства);

-          детский юмор (потешки, анекдоты, современные приколы);

-          детская магия, мифы о творчестве (призывание сил природы для исполнения желаний, фантастические истории, небылицы);

-          детское философствование (рассуждение о жизни и смерти);

-          детское словотворчество (языковые перевертыши, неологизмы);

-          эстетическое представление детей (составление веночков, букетиков, рисунки, поделки);

-          табулирование личных имен инаделение прозвищами сверстников и взрослых;

-          религиозные представления (детские молитвы, обряды);

-          интерес к посещению страшных мест, свалок;

-          постройка штабов;

-          собирательство и коллекционирование;

-          детская мода.

Изучение детской субкультуры в целом началось с исследования детского фольклора. Наиболее изученными формами традиционного поведения также являются считалки, жеребьёвки, игры с правилами, дразнилки.

Однако существуют и другие компоненты детской субкультуры, которые оцениваются отрицательно — это детский юмор, страшные истории, анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, традиционные шалости и испытания храбрости. Исследование этих компонентов детской субкультуры только начинается.

Из опыта работы:

Для общения с детьми в своей работе мы используем один из компонентов детской субкультуры, как максимально адоптированного для детского восприятия — это детский фольклор.

Обращение к силам природы:

солнцу, дождю, ветру.

Во время дождя дети распевают:

Дождик, дождик, пуще

Дадим тебе гущи…

Обращаясь к солнцу:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко…

Например, рассматривая улитку с ребенком, проговариваем:

Улитка, улитка

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога.

Наблюдая с детьми за божьей коровкой, произносим:

Божья коровка,

Улети на небо

Там твои детки…

Предлагаем такие игры, как «Молчанка», задача которой промолчать, учится контролировать, держать себя в рамках.

Сорок амбаров сухих тараканов,

Сорок кадушек мокрых лягушек.

Кошку драну, мышь погану,

Кто промолвит тот и съест.

Так же используем считалки различной тематики, понятные по содержанию, просты по композиции, ритмичны, они связаны с ведущей деятельностью — игрой. Считалка как вид детского фольклора несет в себе познавательную и эстетическую функцию и служит средством нравственно-эстетического развития ребенка.

В работе мы предлагаем детям коллекционировать фантики, и они с удовольствием приносят их из дома, рассматривают, сравнивают, обмениваются друг с другом.

Для развития детской субкультуры используем такие формы работы:

Презентации жизни детской группы:

«Мир увлечений детей и родителей»,

«Новогодние фантазии»,

«В гостях у сказки» и др.,

презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения.

Авторские выставки:

«Моя любимая книжка»,

«Моя любимая игрушка»,

Тематические выставки:

«Приключение плюшевого медвежонка»,

«Смех и юмор в мире детства» и др.

Используя эту форму работы, мы помогаем ребенку понять свой внутренний мир и осознать значимость своей личности, даем представление о ценности культуры на основе принципа поливариативности.

Праздничные события:

«Час улыбки и добра»,

«Остров дружбы»,

«Чудо бумага»,

«Волшебница — водица» и др.

Эта форма работы характеризуется яркостью, зрелищностью, эмоциональной насыщенностью.

Совместные праздники детей и родителей:

«Мама, папа я спортивная семья», «День рождение группы», «Чаепитие к празднику».

В процессе подготовки и проведения, которых создаются условия для гуманных межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).

Вывод:

Таким образом, включая ребенка в детскую субкультуру, мы создаем условия для осознанного выбора им способов жизни, воспитания социального уверенного поведения и комфортного самоощущения в разных жизненных ситуациях.

Основные термины (генерируются автоматически): детская субкультура, детский фольклор, ребенок, форма работы, Божья коровка, детская магия, детский юмор, детское собирательство, игра.

Похожие статьи

Малые формы детского русского народного фольклора как...

детский фольклор, ребенок, игровой фольклор, поговорка, считалка, старший дошкольный возраст, Пословица, загадка, дошкольный возраст, математическое содержание.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Задачи развития детей. Правила, принятые в субкультуре группы.

Детское телевидение как инновационная форма работы...

детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

детский совет, ребенок, взрослый, выбор, действие, обмен новостями, жизнь группы, образовательная работа, образовательное событие, образовательный проект. Организация образовательного процесса в дошкольной...

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд, трогает сердце, питает любовью к своей земле и своему народу; играет большую роль в духовном развитии человека, и его эстетическом воспитании.

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой...

Использование фольклора в сфере культурно-досуговой работы может обладать большим воспитательным эффектом, поскольку фольклор — это особая форма

Этой же цели служили и различные фольклорные игры, которые предназначались не только для детей, но и для...

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Результаты использования фольклора при работе с детьми младшего дошкольного возраста. Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа.

Содержанием опытно-экспериментальной работы, проведенной на этапе формирующего эксперимента, стала реализация детско-взрослого...

Воспитание детской игровой культуры через народные игры

В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества.

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.

Похожие статьи

Малые формы детского русского народного фольклора как...

детский фольклор, ребенок, игровой фольклор, поговорка, считалка, старший дошкольный возраст, Пословица, загадка, дошкольный возраст, математическое содержание.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Задачи развития детей. Правила, принятые в субкультуре группы.

Детское телевидение как инновационная форма работы...

детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

детский совет, ребенок, взрослый, выбор, действие, обмен новостями, жизнь группы, образовательная работа, образовательное событие, образовательный проект. Организация образовательного процесса в дошкольной...

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд, трогает сердце, питает любовью к своей земле и своему народу; играет большую роль в духовном развитии человека, и его эстетическом воспитании.

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой...

Использование фольклора в сфере культурно-досуговой работы может обладать большим воспитательным эффектом, поскольку фольклор — это особая форма

Этой же цели служили и различные фольклорные игры, которые предназначались не только для детей, но и для...

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Результаты использования фольклора при работе с детьми младшего дошкольного возраста. Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа.

Содержанием опытно-экспериментальной работы, проведенной на этапе формирующего эксперимента, стала реализация детско-взрослого...

Воспитание детской игровой культуры через народные игры

В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества.

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.