Библиографическое описание:

Канунникова Т. А. Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве и художественной педагогике [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 28-31.

Ключевые слова: традиция и инновация в искусстве, академическая школа, художественное образование.

Термин «инновация», ставший уже привычным для современного человека, как правило, связывается в нашем сознании с исследованием процессов, происходящих в науке и технике, а также, в образовании и обществе. Применим ли этот термин к искусству и художественному образованию? На этот вопрос уже отвечали представители творческой интеллигенции и педагогического сообщества: их ответ был положительным.

Однако, признавая правомерность использования данной терминологии, мало кто прослеживал взаимосвязь и взаимовлияние инновационных процессов в художественном образовании и искусстве. На наш взгляд, это тема достойная внимания и изучения, так как существование искусства и качество художественного образования связаны между собой подобно сообщающимся сосудам. Расцвет или упадок в искусстве не могут не влиять на содержание и качество художественного образования, которое в свою очередь, поддерживает и питает искусство. Безусловно, есть «звёзды», таланты — самоучки, интуитивно прокладывающие свой собственный путь в искусстве. Но и эти талантливые или даже гениальные личности не появляются вдруг, они формируются в определённой культурной среде конкретной эпохи. В свою очередь культурные традиции, ступень развития общества неразрывно связаны и с существованием искусства, и с качеством образования, в том числе художественного.

Попробуем дать определение двум основополагающим в нашем исследовании понятиям: «традиция» и «инновация».

«ИННОВАЦИЯ» (от лат. «novatio») понимается нами как обновление, ведущее к совершенствованию существующей системы. «ТРАДИЦИЯ» (от лат. «traditio») — как сохранение и передача от поколения к поколению культурного наследия, включающего в себя определённые культурные образцы, нормы и ценности, идеи и обычаи, обряды, школы и стили. Нередко понятие «традиция» ассоциируется с постоянством, неизменностью и даже с понятием «стереотип», и потому противопоставляется всему новому и развивающемуся. В таком случае, одним из интереснейших вопросов становится вопрос соотношения традиционного опыта и возникающих инноваций, проблема природы инноваций. Выдающийся отечественный исследователь в области социологии и культурологии, доктор философских наук, профессор, Э. С. Маркарян определял традицию как «…выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт». [5,77] «Динамика культурной традиции, — по Э. С. Маркаряну, — это постоянный процесс преодоления одних социально организованных стереотипов и образования новых». [5,78] Таким образом, инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов традиции.

Академик РАН А. П. Деревянко относит понятие «традиция» к числу сложных феноменов, имеющих широкое поле смыслов. Занимаясь реализацией Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (2012–2014гг.), А. П. Деревянко отмечает противоречивость природы традиции в философском смысле, что порождает крайности в её оценке и восприятии. С одной стороны традиция воспринимается как символ неизменности и консервация прошлого. С другой — «как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия» [2,1].

По мнению ряда современных исследователей, среди которых и академик А. П. Деревянко, традиции и инновации могут взаимодействовать не в форме конфликта, а в форме симбиоза или синтеза. «Традиции могут выступать не тормозом, а основой, фильтром, трамплином новаций…Ценностные и технологические качества традиции, переходя в инновации, сохраняют важную для культуры преемственность» [2,1].

Исходя из высказанного академиком Деревянко утверждения о том, что «всякая традиция когда-то была новацией, а всякая новация, в случае успешного внедрения, обречена стать традицией» [2,2], попробуем проследить их взаимосвязь на примере истории изобразительного искусства, а также осмыслить влияние традиции и инноваций в искусстве на художественное образование.

Изучение инноваций в изобразительном искусстве является одним из приоритетных направлений программы фундаментальных исследований Российской Академии Художеств. Рассматриваются следующие важные аспекты темы:

-       проблема идентификации традиций и инноваций;

-       особенности развития техник и технологий в современном изобразительном искусстве;

-       теория и практика внедрения инноваций в художественном образовании;

-       традиционное искусство национальных школ как фундамент инновационного развития.

Актуальность темы подтверждается существованием Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация», а также проведением ряда научно-практических конференций, круглых столов и семинаров, посвящённых сохранению традиций и внедрению инноваций в искусстве.

На наш взгляд, наиболее сложный аспект изучаемой проблемы — это задача идентификации инноваций. Существование и развитие искусства, в том числе изобразительного, невозможно без постоянного обновления. По определению кандидата искусствоведения Л. А. Молчановой «инновация в искусстве — это результат исследований, разработок, новое или усовершенствованное художественное решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в искусстве» [6,59]. Инновации или другими словами нововведения, обновления характерны для развития искусства на всём протяжении его истории. Они затрагивают тематику, технологию, технику создания произведения, а также способы художественно-образного решения. Начнём с последнего.

В искусстве существуют вечные темы: «Материнство», «Вера», «Любовь», «Божественное начало»... Раскрытие этих тем в конкретном художественном решении может привести к появлению инновации, к обновлению и преобразованию образного стоя произведения. Так, в русском искусстве существовал иконописный образ Троицы, иллюстрировавший библейское предание о «гостеприимстве Авраама» и символизирующий триединство Бога. Появление иконы «Троица», написанной Андреем Рублёвым стало откровением, недосягаемым и непостижимым камертоном художественной выразительности. Красота живописи, гармония круговой композиции, чистота цвета и глубина содержания, позволили воплотить в этом произведении смысл «Троицы» — идеи о мире и согласии, соборности и единении, духовной чистоте и созерцательности. Получается, что появление инноваций, касающихся художественно-образного содержания в изобразительном искусстве, напрямую зависит от таланта, индивидуальности и духовности художника. Подтверждает сказанное и многообразие воплощений темы «Материнства» в искусстве. Это иконописные изображения Богоматери с Младенцем, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, картины З.Серебряковой, М.Кассет, — этот ряд можно продолжить….

Таким образом, каждое истинное произведение искусства является инновацией, обладает новизной образного решения.

К той же проблеме идентификации инноваций можно, на наш взгляд, отнести появление новых художественных стилей. В истории искусства их немало: импрессионизм, кубизм, фовизм, модерн…

Следовательно, идентифицировать инновацию в искусстве значит разглядеть истинное произведение искусства, отделить «зёрна от шелухи». Сделать это не сложно, когда речь идёт об искусстве прошлого, и время уже расставило всё по местам. Довольно трудной становится задача идентификации инноваций в искусстве, когда исследователь находится в том же временном и культурном пространстве, что и художник, и здесь опереться можно только на интуицию, развитый художественный вкус и...понимание традиций художественной школы.

На наш взгляд, очевидно, насколько важно художнику-педагогу обладать вышеперечисленными качествами. Являясь не столько ретранслятором информации об искусстве, сколько умелым интерпретатором, хороший педагог способен не навязывая собственные предпочтения, помочь ученикам увидеть художественную ценность в том произведении, где она есть, и не утонуть в море пёстрой шелухи псевдоискусства.

Второй аспект изучения инновации в искусстве — это появление новых изобразительных техник и технологий. Рассмотрим два ярких примера: изобретение масляных красок и появление цифровых картин, созданных с помощью графических редакторов.

С появлением масляных красок (произошло это примерно в XV-XVI веках) у художников появилась возможность достичь тонких моделировок и оптических эффектов, действием нижележащих красочных слоёв. Масляная живопись позволила применять одновременно и кроющие, и лессировочные краски, решая поставленную живописную задачу. Картина почти не меняла тональности после высыхания, произведения могли сохраняться на века. Появление подобной инновации способствовало развитию искусства живописи и, конечно же, отразилось на содержании и качестве художественного образования. На наш взгляд, обучая масляной живописи, как, впрочем, и всем другим техникам, необходимо уже на этапе занятий в детской художественной школе знакомить с основами материаловедения. Приобщение к тайнам технического мастерства при изучении любой традиционной или инновационной техники, непосредственное наблюдение чарующего процесса взаимодействия красочных пигментов не просто обогащает представления юных художников о живописи. Понимание процессов взаимодействия красочных слоёв в картине, владение разнообразными техническими приёмами и способами рисования, знание специфики художественных материалов делает работу учащихся более осмысленной. Выбор материала становится осознанным, использование техники — рациональным. Всё перечисленное способствует решению не только учебных, но и творческих задач. Нет никаких сомнений, что приобщение к «секретам мастерства» многократно усиливает познавательный интерес учащихся.

Технологии масляной живописи, акварели, темперы, пастели появившись как инновационные, давно уже стали традиционными. Однако не так много современных живописцев и графиков владеют ими в совершенстве. Ослабевает академическая школа изобразительного искусства, от этого страдает качество художественного образования. Актуальность данной проблемы подчёркивают многие художники и педагоги. Действительный член Российской Академии Художеств, президент творческого союза художников России К. В. Худяков в статье «Новейшие цифровые технологии и инновации в искусстве» отмечает следующее: «С уходом со сцены живописцев, получивших образование у преподавателей дореволюционных и середины 50-тых годов, живопись катастрофически деградирует как вид изобразительного искусства в своём прямом «живописном» качестве. И никакие новейшие цифровые технологии, имитирующие технику живописи, не могут заменять или восполнять…эту деградацию…В известном смысле это относится и к графике, стремительно теряющей традиционные, ничем не заменимые по своему совершенству технологии». [8,2] В тоже время, в Союзе Художников России существует отделение «новейших художественных течений», возглавляемое К. В. Худяковым, которое поддерживает инновационные процессы в изобразительном искусстве, связанные с появлением стерео и голографических технологий, жидкокристаллических экранов высокого разрешения, интерактивных приставок, новых компьютерных программ и приложений.

Появившиеся в конце XX — начале XXI века разнообразные графические редакторы, позволяющие рисовать и обрабатывать цифровые изображения, спровоцировали рост интереса художников к компьютеру и новейшим цифровым технологиям. Помимо того, что компьютер с необходимым программным обеспечением является основным инструментом художника-дизайнера, появилось такая инновация как «интерактивная цифровая картина». Поверхность картины реагирует на прикосновение человеческих рук, изменяется и позволяет зрителю перемещаться по «созданным художником фантастическим пространствам, пересекаться в бесконечно разных вариантах последовательностей сюжетов…, превращая зрителя, в известной степени, в соавторы произведения». [8,3]

Влияют ли технические инновации на содержание и качество художественного образования? Ответ очевиден: конечно, влияют. Художественная педагогика должна отвечать актуальным запросам времени и знакомить молодёжь с новыми технологиями в изобразительном искусстве, в том числе цифровыми. При этом основой качественного художественного образования были и остаются традиционные художественные техники и материалы, проблема сохранения и развития которых в наши дни становится особенно актуальной.

Третий аспект изучения феномена инноваций в искусстве — это теория и практика внедрения «обновлений» в художественной педагогике. Модернизация системы образования в России, происходящая на наших глазах, и с нашим участием, затрагивает как сферу основного общего, так и дополнительного образования, к которому принадлежат, в частности детские художественные школы и школы искусств. Решая задачу обновления художественного образования, необходимо, на наш взгляд, стремиться к синтезу традиции и инноваций. Здесь особенно актуально понимание традиции, как «основы, фильтра, трамплина» инноваций [2,2].

Обновления должны носить эволюционный характер и заключаться в расширении спектра изучаемых материалов и техник изобразительной деятельности, использовании инновационных общепедагогических технологий, новых эффективных форм и методов организации процесса обучения. При этом фундаментом для внедрения инноваций должны служить основополагающие методики обучения изобразительному искусству, разработанные П. П. Чистяковым, В. Д. Кардовским, Н. Н. Волковым, Н. Н. Ростовцевым, С. Е. Игнатьевным и другими художниками-педагогами, способствовавшими сохранению и развитию отечественной школы художественного образования.

Несколько слов необходимо сказать и о развитии самобытных национальных художественных школ. Речь идёт об изучении и развитии художественных промыслов и ремёсел, традиционного декоративно-прикладного творчества. Однако основой художественного образования должна, на наш взгляд, оставаться академическая школа рисунка и живописи, композиции и скульптуры.

Возвращаясь к вопросу о взаимовлиянии инновационных процессов в искусстве и художественном образовании, постараемся сформулировать основную, на наш взгляд, концепцию их взаимодействия. Появление инноваций в искусстве неизбежно и необходимо, обусловлено самой природой искусства как художественно-образного, ценностно-эстетического осмысления реальности человеком. Взаимосвязь развития искусства и художественного образования неоспорима. Следовательно, все значительные обновления, происходящие в области изобразительного искусства, находят отражение в содержании, формах и качестве художественного образования. При этом как искусство, так и художественная педагогика являются сокровищницами, в которых сохраняются традиционные ценности, нормы, идеалы, — «необходимые условия сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия». [2,2] Поэтому, внедрение инновационных процессов как в самом искусстве, так и в педагогике искусства должно проходить при бережном, трепетном отношении к культурным традициям, академическому художественному образованию, системе духовных ценностей, сформировавшейся в отечественном искусстве за прошедшие столетия. Не разрушение «старого», а созидание нового на крепком фундаменте отечественной художественной школы — таким нам видится смысл инновационных процессов в искусстве и в художественном образовании.

Литература:

1.         Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.:Изд-во «Искусство»,1977.-287с.

2.         Деревянко А. П. Традиции и инновации в истории и культуре. Программа фундаментальных исследований Президиума РАН на 2012–2014./ Описание программы/ Обоснование необходимости реализации программы программно-целевым методом./ http:tradition.iea.ras.ru

3.         Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.:Академический проект; Фонд «Мир», 2007. — 208с.

4.         Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию/ Под общ.ред.проф.Кардовского Д. Н. и др..М.:Изд-во: «В.Шевчук», 2006. — 208с.ил.

5.         Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. — 284с.

6.         Молчанова Л. А. Инновации в художественно-образном содержании живописи алтайских художников рубежа XX-XXI веков // Вестн.Том.гос.ун-та.2008. № 309. С59–63.

7.         Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 2000–242 с.

8.         Худяков К. В. Новейшие цифровые технологии в изобразительном искусстве. Круглый стол в РАХ «Инновации в искусстве: ракурсы интерпретации». http:khudyakov.ning.com/profiles/blogs/rah

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle