Библиографическое описание:

Конюшина О. А. Компьютерные нотные редакторы как средство развития творческих способностей учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 212-217.

Специфика музыкального образования уже изначально нацелена на развитие творческих способностей у детей. Это обстоятельство требует постоянных исследовательских обновлений в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения. А стремительное появление и развитие новых технологий в современном мире позволяют расширить сферу творческого образования в музыкальном обучении.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное детское творчество имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Как правило, оно не имеет ценности для окружающих, но важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение, сочинение. И последнему следует уделить немного больше внимания, поскольку это позволяет самому ребенку расширить собственное понимание о музыке.

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран и постепенно проникает в российские музыкальные школы. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по музыкально-теоретическим и историческим дисциплинам, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.

Благодаря некоторым компьютерным программам, преподаватель может выявить творческие способности у учащихся и, соответственно, развить их. Речь пойдет о нотном редакторе Finale. Использование данной программы не должно ограничиваться лишь набором музыкального текста. Процесс освоения программы Finale возможен через создание учащимися собственной музыки. Но, при этом, всякая фантазия, должна быть подготовлена определенными знаниями. Поэтому сочинение музыки нужно связывать со знаниями о форме, взаимодействии гармоний, закономерностях строений мелодий и сопровождения.

Развитие музыкальной фантазии необходимо осуществлять постепенно: сначала предоставляя возможность досочинения небольших фрагментов изученных форм, далее увеличивая свободу в сочинении. Например: при знакомстве с формой период, учащимся дается задание досочинить второе предложение.

Пример 1 (исходный вариант):

Процесс достраивания происходит сначала конструктивно:

1.                  обговаривается функциональное строение всего периода, сравниваются предложения и выявляются общие и отличающие их черты (первые два такта одинаковы, а окончания разные: в 1-м предложении — D, во втором — T)

2.                  выстраивается второе предложение. Далее, уже освоив в данном виде форму период, предлагается сочинить свой вариант периода, опираясь на полученные знания.

Пример 2

Выполненные работы учениц 4-го класса

музыкального лицея при МаГК

Матвеева Саша:

Кочина Алёна, 6 класс

Одной из главных форм творчества в процессе работы в программе Final становится вариационная обработка различных тем, касающаяся не только мелодии, но и сопровождения. Так, при освоении формы период, можно знакомить учащихся с типами сопровождения (фигурационное, аккордовое, жанровое и т. д.), со способами изменения мелодии, что в дальнейшем поможет в свободном сочинении на избранную мелодию.

Пример 3

Вариации на фрагмент мелодии Э. Грига «Песня Сольвейг».

Исходный вариант:

Выполненные вариации учеников 5 и 6 классов

музыкального лицея при МаГК

Комаров Алеша, 5 класс:

Зиновьев Денис, 5 класс:

Липчевская Валерия, 6 класс:

Здесь же возможно, но уже накопив определенные знания и опыт, освоение стилевых черт музыки различных эпох и национальностей. Например, в знакомстве с музыкой барокко учащимся дается возможность ощутить себя в роли композитора XVII века, создающие произведения полифонического строения. В общих формах объясняются главные принципы строения мелодии данного периода, закономерности форм и соотношения голосов. Поэтапно знакомясь со строением полифонической музыки, ребенок может создать свое полифоническое произведение, либо некую полифоническую вариацию на известную всеми тему.

Пример 4

Стилевые сочинения.

Сарабанда. Субочева Таня, 7 класс:

Романс «Я Вас любил…»,

Кравченко Люба, 6 класс:

Возможность использования в программах различного рода инструментов позволяет познакомиться с некоторыми закономерностями оркестровки. В работе с Finale этот процесс можно осуществить в следующих этапах работы:

1.          переложение с фортепианной партии на ансамблевую музыку и наоборот;

2.          это же переложение, но уже с сочинением дополнительных голосов, подголосков;

3.          собственно сочинение в ансамблевой партитуре.

Знакомство и работа с различными инструментами позволяет более тонко ощущать инструментальную и оркестровую музыку.

Пример 5. Переложение темы 2 части

симфонии № 94 Й. Гайдна.

Сидорова Валерия, 6 класс:

Коновальчик Лиза, 5 класс:

Накапливая знания о строении музыки, учащиеся начинают понимать исполняемые ими произведения, а запись собственных музыкальных идей приобретает ясную форму. Но при освоении того или иного процесса музыкального строения необходимо закреплять эти знания живой музыкой известных композиторов, производить анализ их произведений, с точки зрения формы, тембра, функционального строения и мелодического развития.

Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и теоретическим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Поэтому необходимо искать различные способы применения существующих музыкальных программ для достижения желаемых результатов в воспитании разносторонне эрудированных музыкантов. Информационные технологии — это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов.

Литература:

1.                 Асафьев Б. В. Речевая интонация. М. — Л., 1925

2.                 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 1967

3.                 Дружин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2002.

4.                 Ксенофонтова Д. В. Музыкальные технологии XXI века [Текст] / Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 14–16.

5.                 Б. Л. Яворский Упражнения в образовании схем ладового ритма. М., 1928

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle