Библиографическое описание:

Лебедева Т. М., Ишмеева Н. А. Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 55-57.

На современном этапе развития дошкольного образования Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу — перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества. Новые ФГТ являются новой стратегией воспитания детей дошкольного возраста с позиций развивающего обучения. Педагогический коллектив дошкольного учреждения основной целью воспитания детей дошкольного возраста считает воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребёнка.

Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, именно по сумме формируемых ЗУНов оценивалась развитость ребенка. То на современном этапе, предназначение дошкольного образования состоит в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

-       развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

-       накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-       формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.

Дети 5–6-летпего возраста, имеющие логопедические нарушения, отличаются от сверстников без речевых дефектов достоверно более высоким уровнем тревожности, низким уровнем физической подготовленности и худшей (до 1,5 раза) обучаемостью двигательным действиям [3].

Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять. Движение — необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека. Кроме того, во время игр, физических упражнений ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств. Неудивительно поэтому, что дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Ловкость — способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. В исследованиях Е. Н. Вавиловой о развитии физических качеств у детей говорится, что о высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями [1]. Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда действовать немедленно, целесообразно.

В процессе развития ловкости используются разнообразные средства и методические приёмы, стимулирующие проявление характерных для этого качества свойств. Упражнения, применяемые с целью развития этого качества, должны соответствовать следующим основным требованиям: они должны быть сложными, новыми для данного занимающегося, предполагать возможность неожиданного изменения условий решения двигательной задачи. Даже очень сложные, но уже хорошо освоенные движения, способствуют лишь поддержанию ловкости на достигнутом уровне, но не её дальнейшему эффективному развитию.

Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни [4].

Подвижная игра с бегом — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег [2, с.5].

В беге необходима хорошая координация движений рук и ног. Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

Детям созданы такие условия, которые формируют у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Основная особенность тактики воспитания волевых качеств заключается в применении педагогических воздействий, в первую очередь снижающих тревожность состояния ребенка и параллельно с этим улучшающих обучаемость его двигательным действиям.

Эффективность игр обеспечивается особой методической тактикой использования программных средств т. е. выделением главных па данный момент задач и их решением за счет целесообразной последовательности применения адекватных средств и акцентирования на наиболее значимых элементах обучения.

Участие детей в предложенных играх способствовует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. Для развития ловкости в старшем дошкольном возрасте проводятся подвижные игры с бегом, такие как «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и шука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Самолеты», «Найди себе пару» и другие [1]. А также используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель — выиграть (т. е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя выносливость, ловкость и другие физические качества.

Основоположник отечественного физического образования П. Ф. Лесгафт [4,с. 309] писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».

Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение.

В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Постепенно игровые задания усложняют: суметь убежать от ловца, перебежать с одного объекта на другой и т. д. В правилах также более четко обусловливается объем их действий, предусматривается несколько водящих (в коллективных играх). Дети любят, когда в играх неожиданно возникают различные ситуации (препятствия), и стараются преодолеть их. Учитывая этот интерес, следует обращать их внимание на результат игры, ставить перед ними конкретные задания: что должны делать играющие, в какой последовательности, что им запрещено. Например, после одного условного сигнала бежать или быстро занять свое место, после второго — присесть, после третьего сигнала остановиться или бросить мяч своему партнеру («Запрещенное движение», «Перебежки», и др.).

Возникающие при этом несколько большие затраты времени на подготовительную работу окупаются ее результатами: дети не только успешно овладевают двигательными действиями, но и выполняют их с меньшими функциональными затратами и более качественно (понижается уровень двигательных ошибок).

Подвижные игры создают благоприятный фон для развития быстроты и ловкости, — что, при положительной оценке и соответствующем поощрении, способствует формированию у детей, имеющих речевые нарушения, основ здоровья.

В целом происходит продление состояния относительной активности, — что создает возможность для увеличения полезного объема физических упражнений и, в конечном счете, приводит к значительному улучшению их физической подготовленности. Итогом же коренного сдвига в состоянии детей с нарушением речи оказывается выравнивание показателей их подготовленности с показателями детей, не имеющих нарушений речи.

Литература:

1.      Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3–7 лет. Система работы. Издательство: Скрипторий. — 2008 г. — 160с.

2.      Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464с.

3.      Лепешкина C. B., Синюкова Л. К., Максимова Л. Н. Содержание занятий по физической культуре с детьми, имеющими речевые нарушения в массовых дошкольных учреждениях.// Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика. Сб. науч. трудов. Вып 2 / Под ред. С. Б. Шармановой, А. И. Федорова. — Челябинск: УралГАФК, 2002. — С. 93–98.

4.      Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. I. М., 1951.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle