Библиографическое описание:

Асанова Г. Р., Лебедева Н. В. Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 135-137.

Первая ступень в системе образования — дошкольная. Задача педагогов, работающих с дошкольниками — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации. Сегодня совершенно определенно можно выявить противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов. К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин). Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении программы детского сада. Особенно характерны трудности в обучении для детей с общим недоразвитием речи. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Понятие «общее недоразвитие речи» основывается на прогрессивной точке зрения о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка.

Основополагающим критерием оценки уровня сформированности функции речи является представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки созревания могут быть очень вариативны в силу множества факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в дошкольном возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Чему способствует профилактика становления речи.

При организации педагогического процесса в логопедической группе реализуются следующие задачи:

1)      наиболее полное преодоление системного речевого недоразвития,

2)      подготовка детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Проводя логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи в дошкольном учреждении, выяснилось, что для детей характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. А ведь связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем, выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала, искать более эффективные средства формирования речевых умений связного устного высказывания. Проанализировав методическую литературу по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи, нами остановлен выбор на наглядном моделировании.

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним [2,с.7]. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств.

Дошкольник не может, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1.                  Ребенок-дошкольник легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2.                  Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

3.                  Применяя графическую аналогию, педагог учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Наглядное моделирование, в виде картинно-графического плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выготский, используется логопедом и воспитателем в логопедической группе в различных видах речевой деятельности.

В работе обозначился следующий порядок:

-       пересказ рассказа по демонстрируемому действию;

-       составление рассказа по демонстрируемому действию;

-       составление рассказа с использованием фланелеграфа;

-       пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

-       составление рассказа по серии сюжетных картинок;

-       пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

-       составление рассказа по одной сюжетной картинке.

На начальном этапе работы, например, при изучении сказки В. Сутеева «Под грибом» стараемся при пересказе каждое предложение сопровождать показом картинки. Детям не составляет труда пересказать эту сказку. По мере развития, когда речевые возможности ребёнка возрастают, например, при изучении рассказа В. Катаева «Грибы» картинно — графическим планом или символической схемой сопровождаются не каждое предложение, а части рассказа. В подготовительной группе используется приём детского рисунка. Дети делят текст на значимые части и самостоятельно придумывают и зарисовывают план пересказа текста. Все рассказы детей записываются.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин различных по сложности усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры, остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения.

Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, проводится подготовительная работа. Например, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке» дети узнают из мини-кроссворда, кто станет героями рассказа, который решают с воспитателем. Детям нужно отгадать слова на карточках путём подбора букв. В итоге получаются слова: медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняют задание, т. к. они заинтригованы, им интересно справиться с подобным заданием. Далее детям предоставляются картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжается. Рассматриваются внимательно все картинки серии, отмечается, что главное на каждой из них, определяется сюжетная линия и т. д. Часто при составлении рассказа упускаются детьми диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане на это акцентируется внимание. Например, диалоги обозначаются стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т. д. Слова — признаки, характеризующие персонажей, обозначаются либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя — используются пиктограммы.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картинке, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.

При составлении повествовательного рассказа по картинке «Дети идут в школу» детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается составить предложения. Затем выставляется большая картина, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины. По ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Трудны для детей с общим недоразвитием речи описательные рассказы. Здесь также применим метод наглядного моделирования. При описании овощей, фруктов используются сенсорно-графические схемы В. К. Воробьёвой, отражающие сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. При описании одежды, посуды, животных, времен года используя схемы, которые представляют обобщенный план описания. В качестве вспомогательных эффективными оказались приемы по моделированию плана высказывания, жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки, включение предметно-практических действий, описание предметов по памяти, игровые формы работы, заучивание стихотворных текстов.

Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть придумывание конца рассказа или сказки, составление рассказа по аналогии, по предложенному сюжету, по заданной теме. В работе с детьми с общим недоразвитием речи применяются элементы творческого рассказывания.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, качественный анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с общим недоразвитием речи.

Результаты работы показали, что наглядное моделирование доступно детям. Анализируя новый материал, графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы, параллельно проводилась работа по формированию у детей грамматически правильной речи, автоматизация тех или иных звуков (в зависимости от индивидуальных особенностей детей).

Литература:

1.         Давьщова Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

2.         Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7–12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle