Библиографическое описание:

Терентьева Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 193-196.

В статье на основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых рассматривается сущность и содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность учителя».

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Я. А. Коменский

Уже в конце 80-х начале 90-х годов ХХ века было понятно, что необходимо модернизировать систему образования в России, потому что она перестала развиваться и отвечать запросам времени. Когда были проведены образовательные реформы, Россия получила возможность присоединиться к Болонскому процессу и вступить в единое европейское пространство высшего образования [3, с. 108]. Считается, что основными задачами данного процесса является возведение европейской зоны высшего образования как основного направления мобильности выпускников с вероятностью их трудоустройства в разных странах, укрепление и формирование культурного, общественного, научного и технического потенциала европейских стран, увеличение престижности в мире европейской высшей школы [2]. Новое общество ставит задачу подготовки профессионально компетентных кадров на будущее, благодаря этому создаются новые организационные структуры. Их цель — повышение эффективности вузов, новых образовательных методик и технологий обучения.

Повышение профессионального уровня педагогических кадров, которые соответствовали бы запросам современной жизни, — необходимое условие модернизации системы образования. Современным образовательным учреждениям нужны педагогически компетентные специалисты.

При рассмотрении формирования компетентности будущего учителя в масштабах системы вузовского образования, можно говорить о его знаниях, умениях и навыках, способностях, т. е. о готовности специалиста. Новое тысячелетие диктует свои условия, сейчас профессиональной школе необходимо переходить от подготовки специалистов к подготовке профессионалов, которые обладают не только профессиональной компетентностью и квалификацией, но и ключевыми квалификациями и компонентами [7].

Важнейшим этапом в профессиональном становлении и развитии педагога является этап его подготовки в высшем учебном заведении. В это время происходит вхождение будущего специалиста в мир профессиональной компетентности: определяются общие контуры будущей профессиональной деятельности, овладеваются соответствующие знания, умения и навыки, осваиваются основы профессионального мировоззрения и т. д.

Термин «профессиональная компетентность» употребляться с 90-ых годов прошлого века, а само понятие становится предметом всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности, таких как Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и другие.

Под профессиональной компетентностью учителя можно понимать совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность и достигает стабильно высоких результатов в воспитании и обучении учащихся.

Развитие профессиональной компетентности — это становление творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям и способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социальное, экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, которые происходят в современной системе образования, необходимы для повышения квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессионально-педагогической компетентности. Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, государства, общества, подготовка разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Поэтому в сейчас резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

В приказе Министерства образования от 15 февраля 2005 года № 40 говорится о том, что необходимо на основе компетентностного подхода и зачетных единиц разработать ГОС ВПО третьего поколения. Решение данной проблемы заключается в содержании образования, оптимизации методов и технологий организации образовательного процесса. Цель образования связана с формированием компетенций и компетентностей.

Применение компетентностной модели в образовании подразумевает основательные перемены в организации учебного процесса, в управлении им, работе преподавателей, в возможности оценивания результатов обучения студентов. Главнейшей целью становится не количество усвоения знаний, а освоение студентами таких умений и навыков, которые дали бы им возможность определить собственные цели, принимать важные решения и работать в типичной и нестандартной обстановке.

Понятие «компетентностный подход» изучается как зарубежными учеными, так и отечественными, такими как В. А. Адольф, Т. Г. Браже, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, Дж. Равен, Ю. Г. Татур и др.

Э. Ф. Зеер считает, основная цель компетентностного подхода — это обеспечение качественного образования, которую можно понимать как систему характеристик и параметров, которые отвечают за соответствие образования передовым нуждам и ценностям, а еще за их идеи о будущем [4, с. 137].

Хотя понятие «компетенция» уже давно входит в большое количество понятий, таких как «умение», «способность», «мастерство» и т. д., у нее все еще нет общепринятого определения. Как правило, все ученые-исследователи считают, что она ближе к понятию «знаю, как», чем к понятию «знаю, что». Собственно объединяет их то, что все они понимают ее как способность человека управляться со всевозможными проблемами и задачами. Кроме того существует множество и других определений компетенции.

В понятие «компетенция» Совет Европы «включает знание и понимание (знание теории академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)» [4, с. 142].

Как и в других странах, понятия «компетенция» и «компетентность» российские ученые изучают и рассматривают с разных сторон. Начиная с конца 1980-го года появились исследования Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой и Л. А. Петровской, которые рассматривали результаты процесса воспитания и обучения с точки зрения компетентности. В работах этих исследователей, компетентность служит синонимом профессионализма, или является одним из его компонентов.

Понятие «компетентность» используют почти во всех областях человеческой деятельности, оно указывает на отличные качества его профессиональной деятельности.

Э. Ф. Зеер под компетентностью понимает синтез эмпирических и теоретических знаний, которые представлены в виде основ, принципов, понятий и смыслообразующих позиций [4, с. 140].

И. А. Зимняя, также как и Н. Хомский, разделяет понятия «компетентность» и «компетенция». По ее мнению под компетентностью понимается интеллектуальная, личностная и социально-профессиональная особенность человека, его личные качества, которые основываются на его знаниях. А компетенции это некие вероятные знания, представления, системы ценностей и отношений или скрытые психологические новообразования, которые потом распознаются в компетентностях человека как своевременных и деятельностных проявлениях [5, с. 112].

В «Энциклопедии профессионального образования» С. Я. Бытышев и другие отечественные ученые определяют компетентность педагога по уровню его знаний и по тому чему он готов учить других; по степени владения им технологией и методикой преподавания, а также его возможностях одновременно добиваться цели и справляться с поставленными перед ним задачами, которые связанны с воспитанием, обучением и развитием учащихся [1].

А. М. Павлова и Э. Э. Сыманюк думают, что компетентность — это комплекс знаний, умений и опыта человека, которые отражаются в теоретической и прикладной готовности к их применению в работе на уровне высокофункциональной грамотности [9, с. 9].

Вопросами компетентности специалиста занимаются не только отечественные ученые, но и зарубежные. Как показали исследования по этому вопросу в наиболее развитых странах (США, Германия, Англия, Франция), происходит перемещение акцентов к требованиям прогрессивного работника с формальных факторов его образования и квалификации к общественной значимости его личных качеств.

США является одной из первых стан, которая стала использовать понятие «компетенция». Компетенция нужна была для определения качества успешного профессионала. Компетенции были связаны с изменениями в современном обществе (мире) и предполагали развитие и становление профессионала, который был бы способен использовать не только полученные и усвоенные знания, но и мог бы самостоятельно и творчески подходить к решению теоретических и практических задач. То, что необходимо формировать компетенции подтверждается и тем фактом, что в настоящее время люди должны разбираться в больших потоках информации, уметь находить в них недостающие знания, самостоятельно учиться, восполнять недостаток профессиональных знаний, быть решительным, брать на себя ответственность и принимать необходимые решения в определенных ситуациях. Это включает в себя не только общественную и профессиональную жизнь, но и личную [6, с. 5].

Например, в США при трудоустройстве учителей учитывается пять основных критериев:

1.    основные умения;

2.    знание преподаваемого предмета;

3.    знания в области педагогики, психологии и философии;

4.    общий кругозор (знания в области истории, литературы и искусства);

5.    мастерство учителя [7, с. 17].

В результате анализа понятий «компетенция» и «компетентность», был сделан вывод, что их сущность и содержание по существу очень похожи, а иногда даже одинаковы. Понятия компетенция и компетентность обширнее понятий знания, умения, навыки, потому что включают в себя личностную ориентацию, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, проницательность, гибкость мышления и преодоление стереотипов. Также под компетентностью можно понимать владение человеком подходящей компетенцией, в том числе его личного отношения к ней и к предмету деятельности. Поэтому компетенция предполагает некоторые требования к образовательной, в том числе и профессиональной подготовке учащегося, а компетентность — это личностное качество, которое уже состоялось.

А. К. Маркова понимает профессиональную компетентность учителя как совокупность пяти сторон его трудовой деятельности: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога, теоретически не тождественные и в практике нередко не совпадающие, обученность (обучаемость), воспитанность (воспитуемость). Внутри каждого из этих блоков автор выделяет объективно необходимые, профессионально необходимые, профессиональные психологические и педагогические знания; профессиональные педагогические умения; профессиональные психологические умения; профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; личностные особенности, обеспечивающие владение учителем профессиональными знаниями и умениями. А. К. Маркова считает, что знания и умения составляют объективную структуру его труда. К субъективным характеристикам относят психические процессы, функции, состояния, качества, а также целостные позиции личности в разных ситуациях (например, учитель как предметник, как диагност или как исследователь). Такие характеристики образуют требования профессиональной компетентности к педагогу [9].

В «Педагогическом словаре» «профессиональная компетентность» учителя определяется как владение им необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [9, с. 62].

В современной отечественной науке профессионально-педагогическая компетентность трактуется, как многозначная категория. Исследования в психолого-педагогических трудах по проблемам высшего образования показали, что профессионально-педагогическая компетентность специалиста является одной из важнейших дидактических категорий.

В процессе обучения студентов в педагогическом ВУЗе необходимо формирование профессионально-педагогической компетентности, которая может выступать в качестве цели, средства достижения результата подготовки специалиста, а также критерия диагностики готовности к профессиональной деятельности, может являться эффективным путем воспитания творческой личности.

Серебровская Т. Б. в своем диссертационном исследовании считает, что профессионально-педагогическая компетентность — это интерактивная совокупность качеств специалиста, отражающая уровень его личностного, социально-нравственного опыта, готовность к развитию и совершенствованию профессиональной деятельности, осознанное владение языковыми средствами выражения смысловых отношений [7, с. 29].

В полной мере профессионально-педагогическая компетентность может проявляться лишь у специалиста, который работает. Но уже некоторые ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения в высшем учебном заведении. Студенты получают глубокую психолого-педагогическую подготовку, благодаря чему профессионально-педагогическую компетентность могут осознавать как дидактическую категорию и выявлять ее профессиональный аспект. Последний задается значимостью профессиональных задач, в решение которых включается будущий специалист.

Рассмотрев и проанализировав множество терминов и определений, было решено, что компетенция — это сфера деятельности человека, в которой используются полученные знания, умения и опыт человека, а компетентность — это качество либо характеристика личности человека, которая позволяет ему брать на себя ответственность в решении определенных вопросов и с легкостью решать все возникающие проблемы. А под профессиональной компетентностью учителя понимается готовность принимать важные и актуальные решения в соответствующей ему области и его способность выполнять на высоком уровне свою профессиональную деятельность.

Литература:

1.                 Батышев, С. Я. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т. 1 / С. Я. Батышев. — М.: АПО, 1998. — 568 с.

2.                 Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. — М.: РЕЦЭП, 2005. — 199 с.

3.                 Греченко, А. И. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / А. И. Греченко. — М.: РЕЦЭП, 2005. — 199 с.

4.                 Зеер, Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010–176 с.

5.                 Зимняя, И. А. Педагогическая психология: [учеб. для вузов по пед. и психол. Направлению и спец.] / И. А. Зимняя. — 2-е изд. доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2005. — 383 с.

6.                 Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.

7.                 Серебровская, Т. Б. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Б. Серебровская. — Оренбург, 2006. — 194 с.

8.                 Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 368 с.

9.                 Формирование профессиональной компетенции будущих специалистов в условиях модернизации системы образования: сборник науч. трудов / Отв. ред. Максимова О. Г. — Чебоксары: «Новое время», 2006. — 252 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle