Библиографическое описание:

Пузаткина Н. В. Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 151-153.

Семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходимость поиска новых эффективных форм работы с родителями.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье — это единый неразрывный процесс. Очень важно с первого года обучения ребенка в образовательном учреждении сделать его родителей соучастниками педагогического процесса. Тем более, что Федеральный Закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Мы все прекрасно понимаем, как очень сложно родителям смирится с тем, что именно его ребенок — инвалид. Порой некоторые родители стесняются своего ребенка, потому что он не такой как все, винят себя. Как показывает практика, многие родители самоустраняются от воспитания своего ребенка, сетуя на свою занятость. А некоторые родители считают, что раз ребенок большую часть времени проводит в школе, соответственно и ответственность за воспитание и обучение детей лежит на образовательном учреждении.

Привлечение родителей к образованию и развитию собственных детей по-прежнему остается самой сложной проблемой. Но так не должно быть. Не секрет, что в каждой семье бывают трудные ситуации и, порой, родители не могут грамотно оценить проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми. И чем старше становится ребенок, тем чаще родители сталкиваются с проблемами воспитания. Ищут ответы на вопросы «Что такое подростковый возраст?», «Почему мой ребенок стал агрессивным?», «Как рассказать ребенку о половом воспитании» и т. д. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призвана сыграть Программа «Университет для родителей», которая успешно реализуется в нашем образовательном учреждении уже пятый год.

Цель данной программы — способствовать повышению педагогической культуры родителей, психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей, имеющих нарушение слуха.

Задачи:

-          вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка с нарушенным слухом на различных возрастных этапах его жизни;

-          предоставить возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, умениями организации семейного воспитательного процесса;

-          помочь родителям грамотно оценивать проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учётом специфики каждого возраста;

-          научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;

-          создать условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создание единого воспитательного процесса.

Решение поставленных задач осуществляется по следующим блокам:

-          Школа психологических знаний

-          Учимся вместе с ребенком

-          Досуговая деятельность

-          Наглядно-информационный блок

Заседания проводятся в различных формах: это и мастер-классы, тренинги, беседы, лекции, совместные мероприятия с детьми и др.

К работе «Университета для родителей» привлекаются не только работники нашей школы, но и специалисты различных учреждений. Это психологи и специалисты Центра социальной помощи семье и детям «Кардея», «Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями», врачи, тренера детско — юношеских спортивных школ, сотрудники полиции, председатель городского общества инвалидов и др.

Одной из актуальных тем, как для родителей, так и для педагогов является обучение детей после кохлеарной имплантации. Не остается в стороне этот вопрос и в нашем образовательном учреждении. Постоянно проводятся беседы по теме «Кохлеарная имплантации. Роль родителей в реабилитации детей после кохлеарной имплантации». На заседания приглашаем не только родителей имплантированных детей, но и тех, кто планирует или сомневается провести данную операцию. Проводим круглый стол, где родители имплантированных детей делятся своими впечатлениями и проблемами по данной теме.

Помимо специфических тем, касающихся воспитания детей с нарушенным слухом, на занятиях «Университета» знакомим родителей с современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни. Специалисты помогают родителям грамотно оценивать проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учётом специфики каждого возраста. Учим родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение. Тематику заседаний подбираем исходя из запросов родителей.

Достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Хорошей формой просвещения родителей является круглый стол. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и специалистов. Дискуссии проводятся с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Наша система работы с семьёй позволяет привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию и обучению детей, раскрыть перед ними важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

В заключении необходимо отметить, что работа с родителями постоянно развивается и совершенствуется, родители стали чаще посещать школу и общешкольные мероприятия.

Вот что пишут родители о нашей работе: «Спасибо Вам огромное! Еще три года назад я не верила никому, что ребенок будет разговаривать. А сейчас произошло чудо. Словами не выразить свою благодарность Вам. Желаю дальнейшего процветания. Любим и уважаем»; «Спасибо за Ваше терпение, любовь и настойчивость в отношении к нашим детям!»

По итогам года с целью стимулирования наиболее активных родителей отмечаем на общем родительском собрании, где им вручаются благодарственные письма от администрации образовательного учреждения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle