Библиографическое описание:

Коноводова Ю. А. Самообразование — это важнейший признак качества образовательного процесса [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 204-206.

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

В. В. Путин, президент РФ

В условиях быстрого развития российского общества и глобальной информатизации, залогом успешного развития и благосостояния социума выступает концепция образования на протяжении всей жизни человека, то есть самообразование. Суть самообразования заключается в удовлетворении развивающихся потребностей личности и социума, а также возможности реализации каждым индивидуальной программы обучения и воспитания [7].

Самообразование проявляется как проблема и становится все большей потребностью российского общества и его граждан.

Правительством Российской Федерации предприняты важные шаги в разработке и реализации новой образовательной политики России, существенные черты которой определились в Законе РФ «Об образовании» [1], в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. [5], в Федеральной целевой программе развития образования до 2025 г., в Приоритетном национальном проекте «Образование», в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [2], в Государственной программе РФ (проект) «Развитие образования на 2013–2020 годы» [4], в Федеральных государственных образовательных стандартах [3].

Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование [9].

Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из показателей качественного образования.

Существуют различные подходы к определению сущности термина «самообразование» в литературных источниках:

В философской и психологической литературе понятие «самообразования» личности трактуется как процесс реализации человеком своего потенциала, способностей, потребностей (К. А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б. С. Братусь, И. Ф. Ведин, В. В. Давыдов, И. С. Кон, JI. H. Коган, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, А. Б. Орлов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, К. Роджерс, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и ряд других ученых) [7].

Как отмечают ученые, самообразование — это способ индивидуальной и групповой саморегуляции сферы знания.

«Самообразование — это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей» [6].

Самообразование для отдельных социальных групп выступает условием воспроизводства их общественной позиции. При этом потребность в самообразовании определяется развитостью, устойчивостью и духовными потребностями [11].

Самообразование — это способ воспроизводства профессиональной групповой субкультуры, поскольку оно выступает механизмом усвоения групповых социокультурных норм.

Возрастание роли индивида усилило внимание к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Поэтому особенно важна связь образования и самообразования в деятельности человека. Высокий профессионализм основывается на непрерывном самосовершенствовании индивида [10]. Изменение времени диктует необходимость постоянного обновления знания, уже нельзя просто дать современному человеку готовые знания, необходимо постоянно видоизменять их. Основной задачей образования является подготовка высокого качества образования, поэтому нужно готовить педагогические кадры, умеющие учиться и способные научить этому учащихся. Каждый человек, сознательно стремящийся к повышению своей профессиональной компетенции, желает быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях.

В научной литературе наметилось несколько подходов к исследованию проблем самообразования:

-               в рамках теории непрерывного образования проблемой самообразования занимались: А. А. Бодалев, А. П. Владиславлев, А. В. Даринский, В. Н. Турченко и др.;

-               в социологических исследованиях самообразование изучали: В. А. Артемов, Г. П. Астапенко, М. А. Дремина, Л. Ф. Колесников и др.;

-               в педагогических трудах по повышению квалификации самообразованию посвящены труды: Т. Г. Браже, Ю. Н. Кулюткин, В. Н. Котляр, Н. В. Косенко, Г. С. Сухобская и др.;

-               сущность, особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности исследовали: Ю. А. Азаров, Т. А. Воронова, Д. М. Гришин, С. Б. Елканов и др.;

-               пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию рассмотрены в работах В. И. Андреева, В. И. Завьяловой, Г. С. Закирова, Л. А. Земской, JI. C. Колесник и др.;

Различными проблемами самообразования учителя занимались ученые Т. Г. Браже, A.JI. Вайсбург, М. М. Заборщикова, О. Е. Лебедев, В. Д. Луганский, И. Л. Наумченко, П. Г. Пшибельский и др. [8].

-               самообразование учителя, студента, руководителя школы в различных исследованиях выступает как объект теории управления: М. И. Донцов, С. Б. Елканов, И. И. Кобыляцкий, Б. Ф. Рафский и др.;

-               интерес к проблемам самообразования учащихся проявили: М. А. Данилов, Г. С. Закиров, Л. С. Колесник, Б. Ф. Райский, А. И. Редковец, М. Н. Скаткин и др.;

Нарастающие потоки информации, умение ориентироваться в этой информации, внедрение новых информационных технологий, ситуации, заставляющие принимать быстрые решения, все это требует от каждой личности высокого уровня готовности к самообразовательной деятельности, а также совершенствования самого процесса самообразования [7].

Таким образом, самообразование может обеспечить устойчивый прогресс в информационном развитии нашей страны. И насколько современный школьник будет занят своим самообразованием, настолько в дальнейшем будет успешной его деятельность по получению образования, приобретению высоких профессиональных качеств и реализации жизненных планов и идеалов.

Литература:

1.         «Закон об образовании в РФ» Статья № 10 Формы получения образования, пункт № 7 [электронный ресурс]:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/ (дата обращения 20.06.2013).

2.         Президентская инициатива «Наша новая школа» Пункт№ 3 Совершенствование учительского корпуса. [электронный ресурс]:http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/(дата обращения 20.06.2013).

3.         Федеральные государственные образовательные стандарты Пункт № 22 Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. [электронный ресурс]:http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.htmlФедеральные государственные образовательные стандарты(дата обращения 20.06.2013).

4.         Государственная программа РФ (проект) «Развитие образования на 2013–2020 годы» Профессиональное и непрерывное образование. [электронный ресурс]: http://events.informika.ru/phpp/files/news/d6/59/66/gospo (дата обращения 20.06.2013).

5.         Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы. [электронный ресурс]: http://www.garant.ru/products/info/prime/doc/55070647/(дата обращения 20.06.2013).

6.         Абилов А. В. В дружной семье народов. — Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1965. -96 с.

7.         Алиева М. Б. Формирование навыков самообразования у подростков в учебной деятельности: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Махачкала, 2007. — 171 с.

8.         Безниско Е. Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя тема: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08/Ростов-на-Дону, 2007. — 171 с.

9.         Даутова О. Б., Христофоров С. В. Инновации и образование, СПб, 2003, с.309, 317.

10.     Гиро А. И. Мотивация и стимулирование самообразования учителей в системе повышения квалификации: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01/Минск, 1994. — 193 с.

11.     Пятибратова И. И. Развитие самообразования как средство подготовки учителя малокомплектной начальной школы: автореф. кандидата педагогических наук: 13.00.08/Воронеж, 2004. — 190 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle