Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах города | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Журахова, М. Н. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах города / М. Н. Журахова, А. С. Семерез, С. Ф. Ходеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4551/ (дата обращения: 24.04.2024).

В Белгородской области на протяжении 2013 года каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей, что свидетельствует о высоком уровне детского дорожного травматизма.

По итогам семи месяцев текущего года с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет зарегистрировано 64 происшествия, в которых 4 ребенка погибли и 60 получили ранения.

По-прежнему основной причиной детского травматизма является недисциплинированность взрослых участников дорожного движения (около 72 % от общего числа ДТП в которых пострадали дети).

Во многом безопасность детей на дорогах зависит от их подготовки к участию в дорожном движении, умения предвидеть опасные ситуации и сознательно выполнять Правила дорожного движения.

Однако практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, возможно, решить только при совместной работе детского сада, сотрудников ГИБДД и активном участии родителей.

Семья и дошкольное учреждение — два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения — его семья.

Подавляющие большинство несчастных случаев на дороге, происходящих с детьми на улице — это результат попытки пересечь ее впереди и позади стоящих автомашин или других объектов, мешающих увидеть опасность: стены домов, деревья, кусты, движущийся транспорт и другие препятствия, закрывающие обзор. То есть, если опасность не видна, значит, ее как бы и нет. Откуда и как появляется эта, порой трагическая, привычка? В первую очередь, в этом виноваты родители детей, не объясняющие, что за всеми объектами, скрывающими проезжую часть улицы, ребенка может подстерегать опасность и за ошибки подобного рода ему придется тяжело расплачиваться. Все должно начинаться с личного примера родителей. Ребенку на примерах важно усвоить: если опасность нельзя заранее увидеть, ее необходимо предвидеть.

Зачастую, улицы, на которых машины появляются редко и нерегулярно, могут быть так же опасны, как и магистрали с интенсивным движением транспорта. Причина — потеря бдительности из-за обманчивого ощущения безопасности на пустынной улице. Взрослые должны сформировать у детей недоверие к кажущейся безопасности, мнимому покою. За этим всегда может скрываться внезапная опасность дорожного происшествия.

Большинство несчастных случаев происходят, когда дети спешат. Они волнуются, и правила дорожного движения забывают. И если нет прочных навыков правильного поведения на дороге, вероятность несчастного случая увеличивается. Целесообразно приучать ребенка выходить из дома заблаговременно. Полезно отрабатывать у детей дифференцированную скорость движения: на перекрестках дорог закономерно и просчитано медленно, а на тротуарах — быстрее.

Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части: бега через дорогу к автобусу, разговор о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.

Родителям следует помнить о том, что ребенок дошкольного возраста должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора, не выезжая на дорогу, под присмотром взрослых.

Поэтому необходимо убедить родителей в том, что они, прежде всего, отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что они могут сделать, — это быть хорошим примером для подражания.

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества, педагогам важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Если работа будет сведена лишь к решению задач, связанных с призывам выполнять дорожные правила, сделанных в виде текстов на групповых стендах, вряд ли такая работа может быть названа эффективной. Как правило, в таких случаях педагоги сталкиваются с безразличием и пассивностью родителей, откровенным игнорированием советов воспитателей, вызывающих у них только скуку.

Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, педагог строит контакт с семьями воспитанников, так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. Основное внимание к работе с родителями уделяется содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам дорожной грамотности, выбору демократичных форм общения и учета педагогической активности родителей. Все это требует определенной гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Работа педагога с родителями направлена на решение следующих задач:

-        установление единства требований в вопросах обучения детей Правилам дорожного движения;

-        педагогическое просвещение родителей.

Чтобы обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах было успешным, необходимо широко применять различные формы работы с родителями:

-     беседы по темам: «Как научить ребенка наблюдательности на улице», «Ребенок и взрослые на улице», «Правила пешеходов и пассажиров»;

-     консультации: «Безопасность на улицах города», «Расскажите детям о правилах дорожного движения», «Если вы купили ребенку велосипед», «Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!», «Автокресло и детское удерживающие устройство», «Правила перевозки детей в автомобиле»;

-     папки-передвижки: «Безопасность ребенка на улице и дорогах города», «Внимание: дети и дорога!», «Обучение детей правилам дорожного движения»;

-     буклеты, памятки: «Правила поведения в транспорте», «Расскажите детям о дорожных знаках», «Правила дорожного движения», «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки»;

-     совместные работы детей и родителей в рамках проектной деятельности.

В настоящие время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом, изготовлением поделки, рисунка и др. затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

-     конкурсы рисунков, фотографий, поделок из бросового материала: «Я и дорога», «Я — пассажир», «В стране дорожных знаков», «Необычный светофор», «Машины своими руками»;

-     оформление стенгазет: «Светофорчик», «За рулем»;

-     проведение досугов, праздников: «Папа, мама, я — пешеходная семья», «Азбука безопасности движения», «Эстафета зеленого огонька»;

-     родительские собрания, (со встречей инспектора ГИБДД): «Правила дорожного движения для детей и взрослых», «Взрослые, помните: вам подражают!», «Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения», «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют?».

На собраниях родителей знакомят с программными требованиями по обучению детей Правилам дорожного движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. На собрание можно пригласить инспектора ГИБДД, который расскажет о причинах детского травматизма. Предметом обсуждения на собрании может быть поведение на улице не только детей, но и самих взрослых;

-     анкетировании: «Я и мой ребенок на улицах города».

В чрезвычайно динамической среде, где ситуация меняется быстро, иногда мгновенно, требуется особое умение смотреть, замечать детали возможной опасности и делать выводы. А для этого нужны специальные навыки правильного поведения на улице, которых, как правило, у ребенка не хватает. Беда чаще случается в ситуациях, когда ребенок не умеет предвидеть скрытую опасность, не умеет наблюдать за дорогой, теряет бдительность, в том числе и на пустынной дороге, не может определить, далеко или близко надвигающаяся опасность; поспешность в поведении на транспортных магистралях и, особенно, на перекрестках. И вот тогда возможны печальные последствия.

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность и только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице. Ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.

Литература:

1.                    Саулина Т. Ф. ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2.                    Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

3.                    Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, правило, дорога, обучение детей, родитель, улица, детский травматизм, проезжая часть, безопасное поведение.

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Методические аспекты профилактики детского...

дорожное движение, ребенок, правило, родитель, улица, обучение детей, дорога, проезжая часть, детский травматизм, безопасное поведение. Особенности организации работы с дошкольниками по...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю...

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

дорожное движение, ребенок, правило, родитель, улица, обучение детей, дорога, проезжая часть, детский травматизм, безопасное поведение.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Формирование основ ПДД через дидактическую игру.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста... Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного...

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Методические аспекты профилактики детского...

дорожное движение, ребенок, правило, родитель, улица, обучение детей, дорога, проезжая часть, детский травматизм, безопасное поведение. Особенности организации работы с дошкольниками по...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю...

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

дорожное движение, ребенок, правило, родитель, улица, обучение детей, дорога, проезжая часть, детский травматизм, безопасное поведение.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Формирование основ ПДД через дидактическую игру.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста... Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного...

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...