Значимость проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы со студентами вузов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 18.11.2013

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Фоминых, М. В. Значимость проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы со студентами вузов / М. В. Фоминых. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4540/ (дата обращения: 20.04.2024).

В данной статье рассмотрены и обоснованы основные направления применения проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы в профессионально-педагогическом вузе

Ключевые слова: проблемно-модельное обучение, проблемно-модельный тренинг, профессионально-педагогическое образование, воспитательный потенциал.

Новые условия существования образовательной среды, ориентирующие ее на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, потребовали от педагога повышения профессиональной компетенции и индивидуальной мобильности.

Одна из острых проблем образования порождается противоречием между реализацией новых целей образовательной системы и недостаточной готовностью педагогов к работе в современных условиях. Очевидно, что перспективы преодоления указанного противоречия в значительной мере связаны с повышением уровня профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Достижение высокого уровня подготовки специалистов представляет собой стратегическую цель профессионального педагогического образования. Таким образом, одним из главных направлений современной дидактики является сочетание традиционных методов и приемов обучения и воспитания с поиском путей и средств, направленных на эффективную подготовку студента профессионально-педагогического учебного заведения к будущей профессиональной деятельности.

Понятие проблемно-модельного тренинга, возможно, не будет наиболее полностью раскрытым без описания сущности и свойств проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает отличную от традиционной структуру урока, состоящую из трёх компонентов (являющихся одновременно и его этапами): актуализация опорных знаний и способов действия; усвоение новых понятий и способов действия; применение их (формирование умений и навыков). Такая структура занятия обеспечивает реализацию познавательной, развивающей и воспитывающей функций обучения.

Проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса: не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. При постановке учебных проблем необходимо руководствоваться принципом целесообразности. На разных ступенях образования (в детском саду, школе, учебных заведениях) организация проблемного обучения имеет свою специфику, которая выражается в применении различных методов его реализации. В детском саду и начальной школе, например, проблемное обучение может проводиться в форме беседы, рассказа, детской игры; в средней школе может быть связано с моделированием, конструированием, экспериментом, программированным обучением. В высшей школе проблемное обучение может проводиться в форме лекции, имитационной и ролевой игры («проблемно-модельное обучение» — моделирование деятельности в реальной ситуации) и т. д. Используя конфликтные ситуации или имитируя их в учебном коллективе, педагогами разрабатывается также определенного вида методика «проблемного воспитания». В высшей школе, несомненно, должна быть своя определенная концепция проблемно-модельного обучения. Так, проблемно-модельное обучение в высшей школе (на примере обучения будущих ремесленников) — это моделирование будущей профессиональной деятельности в реальной учебной ситуации.

Тренинг в общепринятом понятии — это интенсивная форма обучения, сочетающая краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени (один-пять дней). Важно отметить, что классическая педагогическая триада (стадии обучения) «знания-умения-навыки» работает и здесь. Сначала человеку что-то объясняется (знания, информация), затем он тренируется, отрабатывает полученную модель (умения), затем закрепляет (переводит умение в навык). Вопрос только в том, чего в занятии больше: если 99 % знаний, это — лекция. Если 99 % — отработка умений и навыков, это — тренинг. Но в любом случае все три компонента должны сохраниться, иначе в психике человека не закрепятся те модели, ради которых тренинг и затевался.

Так, мы определим проблемно-модельный тренинг как интенсивную форму обучения, при которой в короткий промежуток времени создаются проблемные ситуации и организуется деятельность обучающихся по решению учебных и воспитательных проблем, обеспечивая оптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, обеспечивающий использование специализированных знаний в будущей профессиональной деятельности; планирования учебных проектов в условиях моделирования изучаемых явлений.

Перейдем к вопросу о воспитательной работе в вузе. В настоящее время педагогическая практика выработала различные формы воспитательной работы. Формы воспитательной работы — это варианты организации воспитательного процесса. Форма воспитательной работы определяет организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма, как часть процесса воспитания, зависит от целей, содержания, методов. Таким образом, форма воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и, как правило, носит творческий характер.

К традиционным распространенным формам воспитательной работы относятся праздники, вечера, дискотеки, ярмарки, экскурсии, практикумы, предметные недели, конкурс стенгазет и т. д. Не менее интересными на сегодняшний день являются нетрадиционные формы внеклассной работы.

Нетрадиционные формы — это творческие, нестандартные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой деятельности. Они не обладают четкой структурой построения, поэтому в них нет однообразия, они не вызывают привыкания, не теряют новизну. Такие формы воспитания развивают умения действовать оперативно, заставляют мгновенно принимать решения, зачастую нестандартные.

Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому она осуществляется на протяжении всего учебного года, либо через организацию отдельных (вне учебных мероприятий), либо через преподавание дисциплин кафедры. Так, общей целью воспитательной работы в профессионально-педагогическом вузе должно быть: воспитание социально активной личности, человека с высокой духовно-нравственной культурой.

Задачи:

-       воспитание духовно-нравственных качеств личности;

-       активизация познавательной деятельности;

-       сплочение коллектива группы;

-       воспитание духовно-нравственных качеств личности;

-       воспитание культуры поведения в общественных местах;

-       развитие этических и правовых норм поведения в учебном заведении.

Методическую систему воспитания и обучения студентов профессионально-педагогического вуза базовым учебным дисциплинам определим как совокупность взаимосвязанных компонентов: профессионально значимых целей; содержания, в соответствии с квалификационными требованиями данной отрасли к подготовке педагога профессионального образования; средств, организационных форм и методов проблемно-модельного обучения, формирующихся и развивающихся в смоделированной среде.

Педагог профессионального образования — это специалист интегрального профиля, объективно призванный обладать универсально-синтетическими знаниями и универсально-функциональной деятельностью и, следовательно, обладать синтетической компетенцией объединять в своей деятельности данные различных сфер деятельности, порой далеко выходящие за рамки выполнения конкретных операций (Г. М. Романцев [7]). Педагог профессионального образования должен уметь не только обучать, но и владеть определенным видом профессиональной деятельности, а в необходимых случаях осуществлять ее (Н. К. Чапаев [9]). При реализации деятельности педагога профессионального образования происходит не процесс простого усвоения «предмета», а процесс овладения специальностью.

Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования) профессионально-педагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется его профессиональная деятельность. В данном процессе происходит целостное становление личности, ее образование, социализация, и профессионализация. Это порождает необходимость признания воспитательной деятельности как необходимого звена целостной подготовки будущего педагога профессионального образования как разностороннейсоциально активной личности, человека с высокой духовно-нравственной культурой. Так, роль проблемно-модельного тренинга здесь представляется наиболее значимой.

Литература:

1.                 Артёменко З. В., Завадская Ж. Е. Азбука форм воспитательной работы / З. В. Артёменко, Ж. Е. Завадская. — Минск, 2001. — 253 с.

2.                 Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А. К. Быков. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.

3.                 Гребенюк, О. С.. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.

4.                 Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта// Педагогика. — 2000. — № 7. — с. 15–19

5.                 Махмутов, М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. –Казань: ТГЖИ, 1993. — 231с.

6.                 Решетников, Т. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т. Е. Решетников. — М.: Владос, 2000. — 304 с.

7.                   Романцев, Г. М. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований / Г. М. Романцев [и др.]; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2003. — 67 с.

8.                 Фридман, Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя / Л. М. Фридман. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.

9.                 Чапаев, Н. К. Tеоретико-методические основы педагогической интеграции: дис. … докт. пед. наук: 13.00.01 / Н. К. Чапаев; Уральский гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998–462 с.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, проблемное обучение, профессиональное образование, проблемно-модельное обучение, проблемно-модельный тренинг, будущая профессиональная деятельность, высшая школа, профессионально-педагогический вуз, активная личность, будущий педагог.

Ключевые слова

воспитательный потенциал, проблемно-модельное обучение, проблемно-модельный тренинг, профессионально-педагогическое образование, воспитательный потенциал.

Похожие статьи

Формирование профессионального мышления педагога...

Ключевые слова: проблемно-модельное обучение, проблемно-модельный тренинг, профессионально-педагогическое образование, воспитательный потенциал. Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Особенности применения технологии моделирования...

Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования)

Во-вторых, моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное проблемно-модельное обучение (Л.М. Фридман) [12].

Инновационные преимущества технологии моделирования...

Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования) профессионально-педагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется профессиональная деятельность.

Особенности профессионального мышления педагога

Формирование профессионального мышления педагога профессионального образования средствами проблемно-модельного тренинга.

Педагогические проблемы развития личности будущего учителя...

-усиление поисковой или проблемно-исследовательской направленности учебного процесса

Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное...

Формирование опыта профессионального саморегулирования...

 постановка профессионально-педагогической проблемной ситуации;  игровое взаимодействие (Н. Е. Щуркова, С. А. Шмаков, В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанов) [3].

Применение проблемно-модельного тренинга...

Применение проблемно-модельного тренинга в теоретико-практическом занятии по теории и методике преподавания иностранного языка.

Литература: Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход — М.; 1991.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

- приобретение проблемно-профессионального опыта и принятия индивидуальных и коллективных решений

- как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения

Похожие статьи

Формирование профессионального мышления педагога...

Ключевые слова: проблемно-модельное обучение, проблемно-модельный тренинг, профессионально-педагогическое образование, воспитательный потенциал. Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Особенности применения технологии моделирования...

Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования)

Во-вторых, моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное проблемно-модельное обучение (Л.М. Фридман) [12].

Инновационные преимущества технологии моделирования...

Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования) профессионально-педагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется профессиональная деятельность.

Особенности профессионального мышления педагога

Формирование профессионального мышления педагога профессионального образования средствами проблемно-модельного тренинга.

Педагогические проблемы развития личности будущего учителя...

-усиление поисковой или проблемно-исследовательской направленности учебного процесса

Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное...

Формирование опыта профессионального саморегулирования...

 постановка профессионально-педагогической проблемной ситуации;  игровое взаимодействие (Н. Е. Щуркова, С. А. Шмаков, В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанов) [3].

Применение проблемно-модельного тренинга...

Применение проблемно-модельного тренинга в теоретико-практическом занятии по теории и методике преподавания иностранного языка.

Литература: Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход — М.; 1991.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

- приобретение проблемно-профессионального опыта и принятия индивидуальных и коллективных решений

- как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения