Библиографическое описание:

Кузьменкова М. В. Организация рабочих мест персонала образовательного учреждения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 217-221.

Рабочее место является первичным звеном производственного процесса в создании материальных ценностей. Систему организации рабочего места с полным правом считают показателем организованности всего предприятия, так как она характеризует качество и слаженность работы всех служб организации.

Анализ рабочего места — дифференцирование рабочего места, с одной стороны, через деятельность, которая на нем совершается, а с другой — через требования по отношению к образованию, опыту и ответственности, необходимых для успешного выполнения деятельности на этом месте.

Анализ рабочего места состоит из двух частей:

1.                  Описание рабочего места — перечисление видов деятельности (задач, трудовых условий, средств оборудования и материалов, которые используются на данном рабочем месте);

2.                  Спецификации рабочего места — перечисление необходимых требований к опыту, квалификации и успешному выполнению задачи (по выполнению работы) на данном рабочем месте.

Важную роль в анализе рабочего места играют проектирование, а также связанные с проектированием задачи по улучшению качества производственной среды и трудовой жизни.

Любое рабочее место должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных работ с наименьшими затратами труда.

В системе мероприятий по организации рабочего места существенное значение имеет его рациональная планировка. Правильная планировка рабочего места позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии рабочего, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда.

Недостаточная изученность проблем организации рабочих мест в современных условиях приводит к тому, что потребности организаций в результатах использования человеческих ресурсов полностью не удовлетворяются, что снижает эффективность их работы.

Одной из причин такого положения является то, что существующие теоретические и методологические основы организации и оценки рабочих мест разработаны еще в период административно-командной системы и предполагают стабильные, инертные условия деятельности. Лишь в последние годы появились некоторые публикации, в том числе А. Р. Алавердова. А. Р. Галиахметова. Ю. Г. Одегова, Г. Э. Слезингера и др., в которых ставятся вопросы обновления теории организации труда и рабочих мест, необходимости разработки новых подходов. Но подход, в котором оценка рабочих мест сводится лишь к вопросам их аттестации, остается преобладающим.

Вопросами аттестации рабочих мест занимались такие ученые и специалисты как В. Бойко, Н. А. Горелов, Н. П. Железнова. В. В. Коханская. Б. Кольцов, Н. А. Николаев. В. Ф. Овчинников, Д. А. Перевощикова. А. Р. Сараев. Г. Ясников и др. Основное внимание в работах этих авторов уделено прикладным, методическим вопросам аттестации рабочих мест. При этом на наш взгляд, недостаточно подробно и глубоко проработан методологический вопрос о сущности и месте оценки рабочих мест в общем процессе их организации. Кроме того, чаще всего исследуются процедуры и показатели аттестации рабочих мест предприятий производственной сферы, выражающие «технократический» подход к рабочему месту.

В настоящее время работа по организации, нормированию и оплате труда законодательно отнесена к компетенции организаций, что является фактом в целом положительным. Однако все более становится очевидным, что ряд функций управления трудом на государственном уровне, таких, например, как координация научных исследований проблем организации труда, организация разработки межотраслевых норм и нормативов по труду, методическое руководство системой проектирования организации труда на стадии разработки проектов новых предприятий, организация подготовки специалистов по организации и нормированию труда, нужно восстанавливать в адекватной рыночным преобразованиям форме. К пониманию этого приходят руководители разного уровня, о чем свидетельствуют материалы «круглых столов» и обсуждений проблем производительности, организации и нормирования труда.

Современная научная организация труда включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления.

Современная школа предъявляет к оснащению рабочего места учителя новые требования. Это автоматизированное рабочее место учителя, которое кроме телевизора и компьютера, должно включать в себя проектор и экран-принтер, сканер, мультимедийный и слайд-проектор, оверхед-проектор, видеоплееер, цифровой фотоаппарат, цифровую видеокамеру и веб-камеру. И интерактивную доску, которая без подключения к компьютеру — классическая магнитная маркерная доска или безбликовый проекционный экран. А АРМ учителя естественнонаучных дисциплин должен быть дополнен цифровым микроскопом, карманным компьютером и набором датчиков цифровой естественнонаучной лаборатории.

Все это позволяет готовить материал к уроку для демонстрации на экране и для распечатки раздаточного материала, приглашать к компьютеру детей во время урока и давать им индивидуальное задание, предоставлять учащимся возможность провести свое мультимедиа выступление, выводить нужную информацию (в том числе и из Интернета) на экран.

Средства обучения, используемые в учебных заведениях, одно из главных и обязательных условий качественного образования. Для эффективной работы в современных образовательных учреждениях целесообразно устанавливать не отдельные компьютеры или технические средства, а целые комплексы (кабинеты), в состав которых входит комплект технических средств и оборудования, соответствующее программное обеспечение, предназначенные для использования учителем. Это позволит осуществлять более эффективный процесс обучения и контроля со стороны учителя. Такие комплексы должны быть со специализированной мебелью и соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам.

Повышение качества образования предполагает и использованием новых активных методов обучения, таких например, как мультимедиа. Широкое применение в школах новых технологий и использования современных технических средств обучения способно резко повысить эффективность обучения для всех форм организации учебного процесса.

Таким образом, анализ организации рабочих мест персонала учебного заведения в свете современности и малоизученности данной проблематики, представляет определенную значимость.

Перед современной школой поставлена задача подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Главную роль в решении этой задачи играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся необходимое условие современного образования. В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием ИКТ. Именно начальная школа позволяет ребёнку сделать свои первые шаги в этом направлении, но для того чтобы шаги эти были уверенными необходим опытный учитель. Поэтому использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию. Итак, ИКТ не только способствует развитию личности ребёнка, но и даёт новый импульс для самообразования, повышения квалификации, повышение компетентности в области применения современных информационных технологий, как молодым специалистам, так и уже состоявшимся профессионалам.

Время ставит перед учителем задачи:

-         учить детей, не принуждая;

-         развивать у ребёнка устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;

-         сделать учение радостным.

Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок, необходим системный подход. Решение этих задач может быть достигнуто при использовании учителем современных технических средств в процессе обучения. Возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более доступным, ярким, запоминающимся, а, следовательно, более продуктивным, позволяют современные средства обучения.

Получается, что создание АРМ — задача, поставленная перед школой самим временем. Главной особенностью нашего автоматизированного рабочего места учителя является то, что это труд всего коллектива, а не только группы энтузиастов.

Количество материала накопленного одним учителем несравнимо с тем, что может использовать учитель при активном совместном использовании АРМ. Возможности нашей школы позволяют каждому учителю воспользоваться не только своими разработками, но и дидактическим материалом и методическим опытом, накопленным всеми учителями, а, следовательно, дают каждому возможность проводить внеклассные мероприятия на современном уровне.

Автоматизированное рабочее место учителя, как система электронных материалов для сопровождения учебного процесса позволяет решать следующие задачи:

1.                 Организация обучения не только в классно-урочной форме, но и во внеурочной и дистанционной форме.

2.                 Создание и накопление информационных ресурсов для использования в коррекционной школе.

3.                 Создание условий для активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

4.                 Удобство и быстрота доступа к информации.

5.                 Повышение профессионализма учителей.

6.                 Повышение качества образовательной деятельности учащихся, формирования информационной активности учащихся.

7.                 Использование АРМ при подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

Активная информационная деятельность учителя в такой информ-среде, не только на уровне использования, но и на уровне конструирования, является важным условием формирования информационной активности учащихся.

Структура АРМ состоит из 6 разделов:

«Нормативные документы» включает в себя:

-         Стандарт основного общего образования;

-         Программу начального образования в системе общего образования;

-         Тематическое планирование;

-         Нормы техники чтения.

Стандарты образования, заложенные в нормативных документах, адаптированы в соответствии с программой обучения слабослышащих учащихся. Введено в АРМ тематическое планирование по всем классам начальной школы, по трём отделениям (1 отделение, 2 отделение, вспомогательное отделение). Каждое тематическое планирование сопровождается пояснительной запиской. В требованиях к уровню обученности учащихся, особое внимание уделено нормам по технике чтения, так как осознанное чтение — залог успешного обучения в старших классах. При оценивании техники чтения учитывается уровень беглости, выразительность, осознанность соответственно классу и полугодию.

«Методическая копилка» состоит из подразделов:

-         Специальные предметы.

-         Темы с компьютерной поддержкой.

-         Речевые зарядки.

-         Открытые внеклассные мероприятия.

«Специальные предметы». Вэтом разделе подобран практический и теоретический материал коррекционных предметов: техника речи, чтение с губ, формирование грамматического строя речи, развитие речи, коррекция сенсорного и интеллектуального развития слабослышащих учащихся.

Подобранный в разделе материал содержит разработки уроков и полное дидактическое оснащение к ним. Здесь наиболее полно раскрыт курс «коррекция сенсорного и интеллектуального развития слабослышащих учащихся». Этот предмет очень важен для развития личности ребенка, для дальнейшей адаптации его в жизни. Подготовка к внеклассным мероприятиям требует больших затрат времени, сил, материалов. АРМ помогает сократить время подготовки учителя к занятиям. На этой страничке представлено программное содержание и примерное тематическое планирование, а также разработки уроков. Разработки этих уроков содержат как методические рекомендации, так и дидактический материал к ним.

Страничка «Компьютерная поддержка уроков» включает в себя перечень цифровых образовательных ресурсов по предметам методические обоснования к ним и конспекты апробированных уроков.

Создание образовательных электронных ресурсов требует от учителя определённых специфических знаний в области информационных технологий.

Каждое занятие — это определённая система заданий, которая ведёт ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыком. И от того, какие задания подбирает учитель к занятиям, в какой последовательности их выстраивает, зависит результативность урока, а также степень активности и самостоятельности учащихся во время урока.

Отсутствие специализированного дидактического материала по предметам привело к необходимости создания дидактической копилки. В ней собраны материалы, начиная с предметных картинок для первого класса, до систематизированных таблиц с едиными контрольными вопросами и тренировочными фразами по предметам и темам для 4–5 классов. Создание подобных каталогов по предметам необходимо для быстрого доступа и поиска необходимой информации.

Поскольку компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их и конструировать из отдельных компонентов, это даёт нам неограниченные возможности для подбора и конструирования материала к любому уроку.

Кроме того, такая система адаптируется под индивидуальные особенности учителя. И это даёт возможность передать процессу обучения педагогическую индивидуальность.

Система адаптируется под индивидуальные особенности ученика. Это даёт возможность сделать процесс обучения персонализированным. Современные технологии обучения обладают колоссальными возможностями. У учителя появляются возможности оптимизации учебного процесса, активизации учебной деятельности и повышения её эффективности и качества. Кроме того, резко снижается количество времени на поиск и подбор информации.

«Мониторинг» содержит

-         перечень контрольно-измерительных материалов;

-         компьютерные тесты;

-         обычные тесты;

-         зачётные вопросы.

Контрольно-тестирующие материалы обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучающегося, с другой — принимают на себя рутинную часть итогового или текущего контроля. Всё это позволяет осуществлять различные формы контроля. У воспитателя снижается количество времени на рутинные операции обработки информации.

«Мастер-класс». Всовременном обществе человек вынужден учиться всю жизнь. Сделать процесс обучения более мобильным и эффективным помогает постоянное совершенствование мастерства воспитателя. Проблемы гуманизации обучения, поиска новых форм и методов, отказа от шаблонных и однотипных уроков встают сегодня на первый план. Их удается грамотно решать воспитателям, имеющим хорошую теоретическую и практическую подготовку, широкий взгляд на возможность вариативных подходов к обучению. Опыт данной категории воспитателей обобщается, накапливается, а затем внедряется в процесс обучения. Воспитатели стремятся позаимствовать то, что соответствует их стилю работы. Накопленный материал оказывает практическую помощь, как начинающим, так и опытным учителям при подготовке к урокам, в их работе по самообразованию при подготовке к аттестации. В этом разделе собраны материалы для повышения квалификации воспитателя.

-         Методические разработки учителя;

-         Передовой опыт;

-         Печатные работы;

-         Внеклассная работа.

-         Открытые мероприятия.

На страничке «Открытые уроки» представлены конспекты уроков и дидактическое оснащение к ним. На страничке «Внеклассная работа» представлены сценарии проведения праздников, утренников, классных часов, планы проведения тематических недель по предметам, презентации к праздникам и тематическим неделям, аудио и видео материалы для оформления, отчёты о проведении мероприятий с фотоматериалами. Внеклассная работа с использованием ИКТ показала эффективное и продуктивное развитие познавательной деятельности и речевой активности учащихся.

«Учащимся» носит информационно-рекомендательный характер.

-         Учебники;

-         Рабочие тетради.

На страничках этого раздела можно ознакомиться с комплектом дидактического обеспечения по предметам. Эти странички постоянно пополняются и обновляются.

АРМ — это, рабочий инструмент, воспользоваться которым учитель может в любое удобное для него время.

Информационное наполнение АРМ позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения учащимися основных вопросов, обеспечить развитие учебно-практической деятельности, направленной на формирование соответствующих умений, увеличить долю информации, представленной в подвижных зрительных образах.

С помощью АРМ каждый учитель может, как поделиться с коллегами своим опытом, так и воспользоваться уже накопленным. Он имеет возможность подготовить мероприятие самостоятельно, включив в него любые задания из коллекции объектов АРМ. Таким образом, АРМ обеспечивает как готовый набор материалов для проведения занятий в классе, в компьютерном классе (или индивидуального обучения), так и возможность подготовить такой набор самостоятельно, в зависимости от реальных условий, в которых протекает учебный процесс. Поэтому содержание АРМ в процессе работы постоянно изменяется, дополняясь как новыми уроками и заданиями, созданными на основе уже имеющихся, так и методическими рекомендациями. АРМ позволяет добиться оптимального использования информационного пространства школы в образовательном процессе, а также организовать работу по внедрению современных технологий в процесс обучения учащихся. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования.

Литература:

1.         Егоршин А. П., Зайцев А. К. Организация труда персонала: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 320с.

2.         Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. — М.: Академия, 2008. — 366 с.

3.         Дёмин И. С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / И. С. Дёмин // Школьные технологии. — 2001. № 5.

4.         Новосельцева О. Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе / О. Н. Новосельцева // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. — Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2006. — № 2.

5.         Шутилов Ф. В. Современные компьютерные технологии в образовании. Научная работа / Ф. В. Шутилов // Преподаватель 2000. — 2010. — № 3.

6.         Якушина Е. В. Новая информационная среда и интерактивное обучение / Е. В. Якушина // Лицейское и гимназическое образование. — 2008. — № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle