Библиографическое описание:

Благодарова О. Ю. Использование средств ИКТ на уроках [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 85-86.

Тезис Послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 27.01.2012г. призывает всех казахстанцев активнее осваивать информационные технологии [1]. Современная школа не должна отставать от требований времени. Развитие информационно-коммуникационных технологий диктует нам своевременно вносить изменения в систему использования и оценивания знаний. Следовательно, динамично меняются способы обучения, методики и технологии. Крайне важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании и обучении [2, с.264].

Примеры того, как ИКТ могут быть использованы в качестве учебного пособия для содействия пяти аспектам преподавания:

Демонстрация. Использование ИКТ для:

-       демонстрации ученикам различных приемов (например, ход военных действий);

-       сопоставления идей (например, в области искусства и музыки и т. д.);

-       обмена работами других учеников в целях изучения и обсуждения (например, в правописании и истории и т. д.);

-       сравнения работы и интерпретации учеников (например, видео-клипы, клипарты).

Моделирование. Использование ИКТ для:

-       предоставления ученикам моделей реальных жизненных проблем или событий (например, видеоподборка материала по странам);

-       демонстрации ученикам приемов анализа текста и использования письменной формы;

-       предоставления изображения, поддерживающего концепцию (напр. использование звука и изображения хода событий).

Оценка и анализ. Использование ИКТ для:

-       обеспечения учеников доступом к информации в различных формах (например, DVD-диски, аудиокассеты, знаки, символы, разные языки);

-       содействия открытиям в обучении (поиск информации на веб-сайтах по определенной теме);

-       демонстрации ученикам различных типов текстов (например, законы, указы, свитки);

-       предоставления альтернативных презентаций и изображения (например, сравнение работы разных художников, звуки в музыке).

Представление, повторное представление и общение. Использование ИКТ для:

-       обмена идеями и работами учеников (например, их проекты);

-       обмена информацией (например, презентации в PowerPoint и флипчарты);

-       совершенствования и повышения качества работы учеников (например, редактирование текста, вставка пропущенных дат);

-       обобщения мнений и информаций (например, ученики могут сообщать по электронной почте другим ученикам о дополнительных заданиях, индивидуальной работе).

Тестирование и подтверждение. Использование ИКТ для:

-       постановки вопросов: «Что, если...?» и сбора данных для проверки, подтверждения или опровержения предположений);

-       изучения базы данных (например, изучение влияния изменений на развития государства в определенный период времени, с использованием целого ряда ИКТ-ресурсов в истории, отслеживание влияния изменений с помощью изображений);

-       использования интерактивной программы обучения (примером могут служить цифровые образовательные ресурсы по классам).

Использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.

Одним из таких инструментов является программа PowerPoint. В данной программе учитель составляет презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков истории. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания учеников в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).

Кроме мультимедийных презентаций на уроках используются флипчарты. Особенность использования этого ресурса заключается в том, что преобразованный из презентации, он может быть отредактирован, изменён прямо во время урока, «на ходу». Используются возможности «подъёма блоков — частей фраз» по принципу «правильно — неправильно». Из беспорядочного набора дат, имен, терминов составляется верное суждение или точный исторический факт. Используются также возможности «волшебных ячеек». Возможностей масса. Во флипчарте можно из библиотеки ресурсов интерактивной доски помещать разные пособия — аппликативные, изобразительные, графические и т. д. Это позволяет учителю максимально просто и быстро создать красочный лекционный материал с привлечением различных ресурсов, в том числе мультимедийных (вставка звуковых и видео-файлов, страниц Интернета).

Информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. При проведении школьного праздника, посвященного 68-й годовщине Победы, была создана презентация с использованием фрагментов кинохроники времен Великой Отечественной войны, фотографий, песен, плакатов. А «Виртуальная экскурсия по Казахстану», игра среди пятиклассников, посвященная празднованию 21-летию Независимости РК прошла очень красочно и эмоционально.

Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Использование информационных технологий на уроке истории позволяет:

-          активизировать познавательную деятельность учащихся;

-          обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-          повысить объем выполняемой работы на уроке;

-          усовершенствовать контроль знаний;

-          формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-          обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

-          изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

-          изменяется, особенно у пяти-семиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Каждый из учителей должен использовать то, что имеется в нашем распоряжении, заниматься творческим поиском оптимального использования информационных технологий, приобщая тем самым наших детей к современному миру.

Литература:

1.                  Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 27.01.2012 г. Ресурс: http://akorda.kz/ru/page/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana_1339760819

2.                  Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан/ НИШ. Университет Кембридж.

3.                  Чернов А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8.

4.                  Щелухина А. С. Использование информационных технологий на уроках истории. //Преподавание истории в школе. 2007 № 4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle