Библиографическое описание:

Муратова И. Г. Развитие тактильных ощущений в руках в процессе обучения игре на инструменте (баяне-аккордеоне) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 132-134.

Для успешных занятий музыкой недостаточно одного стремления научиться играть, хотя увлеченность, интерес и являются основной движущей силой. Занятия музыкой — это труд, и тем более приятный, чем сильнее желание овладеть инструментом. Музыка дарит много радости лишь тому, кто много и настойчиво работает. Правильный метод занятий будет способствовать лучшему усвоению задания.

Успех занятий определяется не затраченным временем, а их содержанием, качеством. При неточной игре, плохом слышании текста, излишнем напряжении рук нельзя добиться хорошего исполнения, даже если заниматься целыми днями. Основной установкой должно быть: «У меня нет лишнего времени, чтобы играть с ошибками!» Внимательность, сосредоточенность, целеустремленность являются залогом успешной работы.

Главной задачей педагога, обучающего игре на любом музыкальном инструменте, связанной с физическими движениями и действиями, является формирование целесообразных игровых движений. И поскольку движения и действия, направленные на достижения цели, регулируются ощущениями, то все внимание учащегося должно быть в первую очередь направленно на них. На основе ощущений станет возможным и формирование навыка самоконтроля и самооценки, без которого невозможен сам процесс обучения. Появление таких недостатков, как лишние движения исполнителя, прогибы пальцев в суставах из–за чрезмерного давления на клавиши, плохой координации, — это результат просчетов, именно, на этапе формирования ощущений в момент контакта пальцев с клавиатурой. В дальнейшем эти просчеты отрицательно сказываются и на музыкальном развитии учащихся, игра которых становится неритмичной, вязкой, сопровождается частыми остановками отсутствием выразительной пальцевой артикуляции, что в свою очередь отражается на фразировке и других компонентах музыкальной выразительности. Выше перечисленные недостатки не только лишают исполнителя возможности успешно овладеть игрой на инструменте, но и приводит к возникновению отрицательных явлений, связанных с психологической стороной развития учащихся: неуверенности в себе, чрезмерному волнению во время исполнения, слабому развитию музыкальной памяти (из-за неясности представлений), потере интереса к занятиям музыкой. Чтобы обеспечить целесообразность игровых движений учащегося, а также надежный самоконтроль в процессе игры на инструменте нужно уделить внимание ощущениям позволяющим выполнять три условия, от которых зависит целесообразность всякого движения и действия: что делать? как делать? когда делать? Эти условия можно выполнить, сосредоточив внимание на ощущениях трех групп:

1.      Ощущения кончиков (подушечек) пальцев как самой чувствительной их части;

2.      Ощущения силы, скорости, продолжительности взаимодействия кончиков пальцев с клавиатурой инструмента;

3.      Ощущение самого момента контакта пальца с клавишей.

Первая группа ощущений связана с выполнением первого условия, наличие ощущений кончиков пальцев и их осознание позволяет учащемуся быстро находить пальцами на клавиатуре (в соответствии с нотным текстом или слуховыми представлениями), т. е. выполнить условия — что делать? Извлечь на инструменте необходимые звуки с минимальными усилиями! Если же у учащегося нет этих ощущений, то он начинает извлекать звуки любыми движениями, включая движения локтя, предплечья, а также помогая себе кивком головы, движением плеча, без которых можно было бы обойтись. Это отрицательно сказывается на темпе игровых движений, на точности их запоминания.

Вторая группа ощущений позволяет учащемуся контролировать и оценивать свои действия в соответствии со вторым условием — как делать? т. е. с какой силой, скоростью и продолжительностью должно происходить взаимодействие кончика пальца с клавишей.

Эти ощущения непосредственно влияют на такие компоненты музыкальной выразительности, как динамика, штрихи, темп, ритм, артикуляция. В то же время следует обратить внимание учащегося на зависимость динамики от ощущения силы давления левой руки на мех, а не от давления пальцев на клавиши. Если у учащегося не будут выработаны эти ощущения, то условия, с которыми он будет извлекать звуки, окажутся неконтролируемыми. Это приводит к чрезмерному давлению пальцев на клавиши и прогибы их в суставах. Полностью нарушит координацию движений и отрицательно скажется на ощущении момента контакта пальцев с клавишами.

К третьей группе относятся ощущения конкретно самого момента контакта пальцев с клавишами, позволяющие контролировать учащемуся выполнение третьего условия физических действий — когда извлечь звук? Появление этих ощущений станет возможным лишь в случае выполнений первых двух условий: извлечение звука без лишних движений, извлечение его без чрезмерного давления пальцев на клавиши с проблемами их в суставах. Возникающие при этих движениях ощущения кончиков пальцев, ощущения силы, скорости и продолжительности взаимодействия пальцев с клавишами позволит учащимся более точно ощутить и момент извлечения звука. Это ощущение важно в смысле контроля со стороны исполнителя за результатами своих действий, ибо в каждый из этих моментов происходит сравнение реального звучания с представляемым и, в соответствии с этим, корректируется следующее действие исполнителя.

Три группы пальцевых ощущений в процессе обучения выступают в органическом единстве. Однако освоение их требует наличие у учащегося определенной системы занятий, основанной на соблюдении строгой последовательности этапов работы. Несоблюдение этой последовательности или недостаточное внимание учащегося к одной из групп ощущений влечет за собой появление ошибок в постановке исполнительского аппарата учащегося, о которых говорилось выше.

«Слушать себя» у ученика происходит смещение во времени момента контроля. Опирающийся только на слушание себя, своей игры, самоконтроль не обеспечивает сознательного формирования и улучшения игровых движений, которое бы способствовало более точному воплощению музыкального замысла. При таком подходе вне поле зрения остается момент формирования игровых движений, их физических параметров (силы, скорости, продолжительности, направлений последовательности), а анализируется лишь результат этих движений — звук, его качества. При этом способ контроля («слушай себя») поиски лучшего варианта игровых движений ведутся не целенаправленно, а путем «проб и ошибок», что приводит к значительным потерям времени и сил. Даже после достижений нужного качества звука такие поиски и находки не гарантируют при повторном исполнении получения аналогичного результата. Сознательный же подход к выбору игровых движений по их физическим параметрам (силе, скорости, продолжительности и т. д.) дал бы учащемуся возможность при самоконтроле опираться на те движения, при которых может быть достигнут лучший результат.

Чтобы выработать у учащихся правильные пальцевые ощущения, необходимо разделить процесс формирования игровых навыков на несколько этапов. На начальном (первом) этапе следует добиваться активизации движений кончиков пальцев. Это позволит учащемуся лучше запомнить место расположения клавиш и быстро находить нужные среди них. Такими движениями мы пользуемся, когда берем мелкие предметы (например: винтики). Хорошо ощущая кончики пальцев, мы можем регулировать: силу взятия (если предмет хрупкий), продолжительность (если предмет перемещается на какое-либо расстояние), чувствовать его форму (если предмет располагается определенным образом) ощущать момент его взятия и т. д. На баяне (аккордеоне) это движение подобно снятию пылинок с клавиш чуть скользящим движением кончика пальца к ладони.

На втором этапе необходимо обратить внимание ученика на те усилия, с какими подушечки пальцев касаются клавиш, то есть на ощущение силы взаимодействия пальцев с клавиатурой. Конструктивные особенности баяна объективно обуславливают силу этих движений. Исполнителю необходимо нажимать на клавиши с силой, несколько больше, чем сопротивление пружины клапана. Запоминания и закрепления правильных силовых ощущений можно добиваться, извлекая все те же четыре звука: до, ре, ми, фа. Следует предупреждать инстинктивное желание учащегося сильнее нажимать на клавиши для более громкого звучания инструмента. Для этого необходимо переключить внимание учащегося на левую руку, ведущую мех. Очень важно выработать правильные силовые ощущения в левой руке: громче звук — сильнее давление на мех, тише звук — слабее. При этом сила воздействия пальцев на правую и левую клавиатуры баяна должна оставаться правильно одинаковой. Такое ощущение силы движений правой и левой рук будет способствовать лучшей координации движений пальцев обеих рук, а также кисти левой руки, ведущей мех. Чрезмерное давление пальцев на клавиатуру вызывает лишнее напряжение всего пальца (отсюда прогибы в его суставах), а затем и кисти, руки, корпуса. Потеря правильного силового ощущения приводит к нарушению координации в работе мышц исполнительского аппарата баяниста, что отрицательно сказывается на таких компонентах музыкальной выразительности, как ритм и штрихи.

На третьем этапе, основываясь на выработанных ранее ощущениях кончиков пальцев и силы их взаимодействия с клавиатурой, надо обратить внимание на ощущения, возникающие в момент контакта пальца с клавишей. Этот этап направлен на формирование игровых навыков, предотвращающих вязкость звука, которая может появиться при игре в подвижных и быстрых темпах. Сформировать ощущения момента контакта удается лучше всего, работая над приемом «репетиция».

Следует обратить внимание на своевременность и четкость движений ногтевых фаланг каждого пальца, чтобы не происходило слияние двух коротких звуков в один длинный. При этом движения ногтевых фаланг к ладони сопровождаются так же, как и ранее (на 1 и 2 этапе), небольшим скольжением. Что и позволяет максимально обострить ощущения подушечки пальца с клавишей. Убедившись, что ученик освоил, запомнил и закрепил ощущения и движения, необходимо постепенно увеличивать скорость пальцевых движений. Это важно для будущей работы над произведениями в подвижных и быстрых темпах, так как в пьесах виртуозного характера момент контакта кончика пальца с клавиатурой — кротчайшее мгновение, но несмотря на это, он должен заключать в себе все, что характеризует музыкальный образ — темп, ритм, динамику и штрихи. Ощущения моментов контакта здесь чрезвычайно важны в смысле контроля со стороны исполнителя за результатами своих действий, ибо в каждый из этих моментов происходит сравнение реального звучания с представляемыми и в соответствии с ним корректируется следующее действие исполнителя.

Первая группа: — Ощущение кончиков пальцев.

Правильные ощущения;

а) экономичность движений, быстрое запоминание и нахождение нужных клавиш;

б) устойчивость темпа, скорость, верность ритма.

Отсутствие правильных ощущений;

а) лишние движения, плохая ориентировка на клавиатуре;

б) замедление темпа, нарушение ритма, долгое заучивание на память.

Вторая группа — Ощущение силы, скорости, продолжительности взаимодействия пальцев с клавиатурой.

Правильные ощущения:

а) минимальные физические усилия, необходимые для качественного извлечения звуков;

б) высокое качество штрихов.

Отсутствие правильных ощущений:

а) излишнее давление на клавиатуру, прогибы пальцев;

б) вязкость, отсутствие четкой артикуляции.

Третья группа — Ощущение момента контакта с клавиатурой.

Правильные ощущения:

а) целесообразность движений, их хорошая координация;

б) своевременное появление ожидаемого звукового результата.

Отсутствие правильных ощущений:

а) нарушение координации движений;

б) несовпадение ожидаемого результата с реальным, потеря контроля за качеством исполнения, ошибки, остановки.

Яркое художественное исполнение невозможно, если игра неудобна. Удобство игры обеспечивает уверенность, точность, легкость, спокойствие и прочное запоминание. Это в значительной степени зависит от правильного чередования пальцев при игре.

Педагог должен неустанно искать новые, более совершенные формы и методы работы. Каждый новый методический шаг — это эксперимент, результат которого обнаруживается позднее.

Литература:

1.                  Бажилин, Р. Н. Школа игры на аккордеоне: учебное пособие/ Р. Н. Бажилин.–М.: Музыка, 1999.– 205с.

2.                  Липс, Ф. Искусство игры на баяне: учебник / Ф. Липс.– М.: Музыка, 1998.–127с.

3.                  Лушников, В. Школа игры на аккордеоне: учебное пособие / В.Лушников.– М.: Советский композитор, 1988.–189с.

4.                  Онегин, А. Школа игры на баяне: учебное пособие / А.Онегин.– М.: Музыка,1990.– 226с.

5.                  Якимец, Н. Система начального обучения игре на баяне: учебное пособие / Н.Якимец.– М.: Музыка, 1990.–76с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle