Библиографическое описание:

Коростелева Н. А. Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в высшей школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 4-6.

Процесс формирования толерантности к лицам с ограниченными физическими возможностями рассматривается автором как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования человека, как его позитивная, т. е. адекватная общественным ценностям и потребностям социализация, осуществляемая различными институтами общества, в первую очередь, учреждениями системы образования. Обоснованы принципы воспитания толерантности у студентов по отношению к сокурсникам с инвалидностью, дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: толерантность, студенты с ограниченными физическими возможностями, принципы воспитания толерантности.

Проходя исторические этапы своего развития, человеческое общество по-разному относилось к тем, кто имел те или иные нарушения в физическом или психическом развития (в данной публикации использованы термины «лицо с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид»). Характер отношения того или иного общества к инвалидам в целом зависел от многих факторов, в том числе от экономических, политических, нравственных, философских воззрений общества, а также от уровня развития просвещения, здравоохранения, науки и культуры [1, с. 67].

Например, Н. Н. Малофеев отмечает, что исследование изменений в отношении государства и общества к лицам с инвалидностью от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие периоды эволюции, которые характеризуются как путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [4, с. 22].

В конце XX столетия борьба против дискриминации в европейских странах способствовала формированию новой культурной нормы — уважения к различиям между людьми [1, с.107]. На наш взгляд, уважение к «отличному», в данном контексте отличающемуся, по различным признакам (физическому, психическому, половому, возрастному) другому человеку невозможно без сформированности толерантного отношения к нему. Процесс формирования толерантности к лицам с ограниченными физическими возможностями рассматривается нами как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования человека, как его позитивная, т. е. адекватная общественным ценностям и потребностям социализация, осуществляемая институтами общества, в первую очередь, учреждениями системы образования.

Более того, уровень толерантности как качества личности у значительного числа граждан современного Казахстана не может не вызывать беспокойства, что нашло отражение в социологических исследованиях и публицистике последних лет. Поэтому формирование толерантности к лицам с ограниченными физическими возможностями в РК представляет собой серьезную социально-педагогическую проблему. В эволюции отношения нашего государства и общества к интересующим нас лицам в Казахстане, по нашему мнению, воспроизводятся те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени.

Ключевым понятием нашего исследования является понятие толерантности. Изучение научной литературы стало основанием для вывода о том, что в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине. Понятие толерантности формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.

Впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. Дестют де Траси. Вначале оно трактовалось им как «терпеливость», а затем как «терпимость» [3, с. 89]. Советский энциклопедический словарь определяет слово «толерантность» так: «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; происходит от латинского tolerantia — «терпение». То есть, в основе термина — согласие воспринять нечто (духовное, нравственно-идейное, этико-эстетическое, религиозное) даже в том случае, если это нечто противоречит мировоззренческим установкам самого наблюдателя [6, с. 256].

Таким образом, существительное «терпимость» или глагол «терпеть» в соответствии с приведенными выше определениями содержат в себе основное значение пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность «подставить вторую щеку». Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что долгое время понятие «толерантность» рассматривалось как способность терпеливо, снисходительно относиться к другому, к его инакодействию, или инакомыслию. Е. Ю. Клепцова предпринимает попытку разграничения понятий «терпимость» и «толерантность», определяя их как свойства личности. При этом, терпимость проявляется в повышении сензитивности к объекту, а толерантность — в снижении сензитивности к объекту [2, с. 55].

Толерантность — это личностная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу различающимися по внешности, убеждениям, обычаям» [7, с. 144].

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Важным шагом на пути формирования толерантного отношения к инвалидам является также внедрение инклюзивного обучения, которое предполагает процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, а затем и высших учебных заведениях. Система инклюзивного обучения направлена на создание безбарьерного пространства в обучении профессиональной подготовке инвалидов. При этом обычные учащиеся учатся толерантности и ответственности, обучаясь в одной группе с учащимися, имеющими ограниченные физические возможности.

Воспитание толерантности у студентов по отношению к сокурсникам с инвалидностью должно придерживаться следующих ниже представленных принципов.

1.         Принцип целенаправленности. Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности психолого-педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом вуза. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и при осознании студентом того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель), и осознании значимости для общества. Единство целей педагога и студента является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

2.         Учет индивидуальных и половозрастных особенностей. Воспитание любого нравственного качества(толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений с инвалидами, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности к студентам с ограниченными физическими возможностями следует учитывать также гендерные особенности, и прежде всего различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (юноши физически агрессивнее девушек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.

3.         Принцип связи воспитания толерантности с жизнью. Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько студент осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в студенческом социуме, в общении с друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, в отсутствии расхождения слова с делом.

4.         Принцип уважительного отношения к личности. Независимо от позиции студента, его мировоззрения уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь)позицию и мнение любого студента, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

5.         Принцип опоры на «положительное» в студенте. Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в студенте саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у юношей и девушек становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего казахстанского общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней: психологов, педагогов, воспитателей, руководителей организаций образования, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп (детей и подростков, взрослых и молодежь). При этом, воспитание толерантности может быть успешным при соблюдении принципа добровольности, т. е. не принуждения, насилия, а осознанного принятия.

Комплексная и систематическая реализация всех перечисленных принципов в педагогической деятельности вузов, на наш взгляд, может способствовать формированию толерантного отношения казахстанского современного общества к инвалидам в целом.

Литература:

1.        Замский Х. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М.: НПО «Образование», 1995.

2.        Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям:автореф. дис. канд. психол. наук: 19. 00. 07. Курск, 2001.

3.        Краткий словарь иностранных слов / С. М. Локшина. М.. 1977.

4.        Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2 ч. М.: Печатный двор, 1996.

5.        Семашко М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал. 2007. Октябрь.

6.        Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров -2е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600 с.

7.        Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / под ред. С. К. Бондыревой. М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. С. 186.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle