Библиографическое описание:

Урсу Н. М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 67-71.

В современных социально-экономических условиях межличностные отношения в семье претерпевают существенные изменения. Ребенок растет и развивается, будучи предоставленным самому себе. Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется дефицит общения детей и родителей. Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность.

Как отмечает Лашкова Л. «в настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов» [1, с. 34]

Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений; что обедняет не только речь, но и душу ребенка.

Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка [2, с. 1]

Вместе с тем, развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. [3, с. 11]

Многолетний опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы. Общеизвестны объективные причины этого:

-       сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением сначала и компьютерами потом;

-       значительно снизился уровень культуры речи самого общества;

-       из семьи ушла «Умная» книга.

В условиях нашего детского сада:

-       ослабленное здоровье, замедляющее развитие основных психических процессов (памяти, мышления) дошкольников;

-       дети в большинстве своем «домашние» и уровень их интеллектуального развития зависит не только от состояния здоровья, но и социального и образовательного уровня родителей;

-       не только часты пропуски в посещении по состоянию здоровья, но и само пребывание детей в детском саду кратковременно — ограничивается 1–2 годами.

Поэтому нужна такая система работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей.

Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок может не только пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако процесс формирования речи дошкольников не может быть механическим — это совместная работа ума и чувств, и требует педагогической поддержки.

Для развития образности речи важно использовать вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, пауза) средства. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Огромную помощь в развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств.

На все случаи жизни у народа есть меткое слово. «На всякого Егорку есть поговорка». Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово, является весьма важным фактором в формировании воображения и образной речи детей дошкольного возраста. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок формируют у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, повышают наблюдательность. Загадывание и отгадывание загадок — своеобразная проверка способности ребенка мыслить образами, мыслить поэтически. Играя словами, звуками, рифмами, смыслами, ребенок погружается в тайны языка, его словарного фонда, фонетической (звуковой) системы, грамматического строя. Овладеть словом, приобщиться к сокровищнице родного языка, — быть может, самая важная задача в дошкольном возрасте.

Целенаправленная работа по развитию речи весьма ответственный раздел в обучении дошкольников. В основу моей работы легли результаты экспериментальных исследований по формированию у дошкольников активного словаря.

Проведенный мною анализ программ развития и воспитания дошкольников («Развитие», «Радуга», «Истоки», «Детство») показал, что наличие общих задач по развитию речи детей, общих методических рекомендаций, перечней литературы, рекомендуемых для чтения и обсуждения, все же не позволяют достичь необходимого результата, а именно: сформировать у дошкольников развитую, выразительную образную речь. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на данном возрастном этапе они уже овладевают словом в такой мере, что их речь приближается по структуре к речи взрослого человека. В основном у дошкольников сформулировано звуко- и словопроизношение, имеется достаточный словарный запас, наличествуют все грамматические категории разговорного языка (дети изменяют слова по падежам, числам, родам, согласуют их в предложении). Вместе с тем, эмоционально-образное восприятие детьми окружающей действительности развито слабо. Еще дети испытывают затруднения:

-          при построении развернутых высказываний;

-          при налаживании эмоциональных связей с окружающими;

-          при формулировании мыслей, построении сообщений текста;

-          при налаживании с собеседником речевого взаимодействия;

-          при выделении образных выражений в тексте;

-          при использовании доступных детям языковых средств выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в собственной речи;

-          при экспериментах со словами (словотворчестве, рифмотворчестве).

Очевидно, что дети недостаточно умело пользуются несловесными средствами общения: интонацией, жестами, мимикой, пантомимой.

Я предполагаю, что если совершенствовать процесс эмоционального восприятия произведений художественной литературы и фольклора, обогащать речевую среду в группе дошкольников, то это позволит:

-          расширять активный словарь детей;

-          развивать чувственное восприятие литературных произведений;

-          обогащать эмоциональную сферу ребенка;

-          расширить их кругозор и воспитать интерес к речи.

Формой методического комплекса может выступить перспективный план образовательной работы, построенный с учетом следующих дидактических принципов:

-          последовательности;

-          системности;

-          постепенного и поступательного усложнения материала.

Работа над выразительностью речи позволяет решать все задачи речевого развития ребенка. Восприятие слова требует сформированности звуковой культуры, для употребления слова в связной речи нужно иметь согласовывать его с другими, а чтобы выразить словом свою мысль, нужно понимать значение употребляемых слов. Исходя из вышеизложенного, мною предлагаются следующие основные направления образовательной работы.

1. Обогащение словаря детей путем установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием.

Основная цель: формирование начальных представлений о слове.

Актуальность:

Качественный и количественный анализ результатов изучения словарного запаса дошкольников позволяет сделать следующие выводы:

-          преобладают слова «бытового» характера;

-          отсутствуют слова — эпитеты, сравнения, определения, сложные прилагательные;

-          количественный состав словаря не соответствует нормативным показателям.

Задачи работы по направлению:

-          выделение слова как объекта изучения

-          установление основной функции слова — номинации (название)

-          ознакомление с элементарными способами словообразования и словотворчества.

-          подведение к пониманию многозначности и метафоричности слова

Обогащение словаря осуществляется посредством:

-          выделения образных выражений в тексте;

-          установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием;

-          словарных игр и упражнений.

Предполагаемый результат

-          осознанное грамматически правильное использование слова в речи;

-          количественное и качественное увеличение словарного запаса дошкольников.

2. Обогащение эмоциональной сферы ребенка.

Основная цель: формирование навыков понимания эмоций, душевного состояния человека.

Актуальность:

В последние годы развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств (нельзя плакать, нельзя громко говорить) влекут за собой потерю той природной естественности, спонтанности, обаяния, грации, которой облагает ребенок с рождения.

Задачи работы по направлению:

-          расширить представления детей об эмоционально мире человека;

-          обучить средствам эмоциональной выразительности (мимика, жест, интонация);

-          развивать способность управлять своими эмоциями.

Реализация задач осуществляется посредством:

-          показа характерных движений животных;

-          работы над голосом — звукоподражание;

-          «оживления» и «озвучивания» образных слов;

-          инсценирования сказок, диалогов, персонажей, отрывков из стихотворений и рассказов;

-          театрального моделирования (например, монолог геометрической фигуры).

Предполагаемый результат:

Дети научатся «чувствовать» слово, понимать внутреннее, эмоциональное содержание образных выражений; передавать свои чувства различными средствами выразительности.

3. Развитие чувственного восприятия литературных произведений.

Основная цель: Научить детей понимать художественные произведения с их специфическими словесными изобразительными средствами, обращая их внимание на образность и выразительность языка литературных произведений.

Актуальность: неправильный подход к организации детского чтения в семье:

-          подбираются неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения;

-          «механическое» чтение, исключающее работу по содержанию;

-          чтение не нацелено на пробуждение эмоций и чувств, что ведет к общему оскудению речи.

Задачи работы по направлению:

-          формировать навыки замечать и выделять эпитеты, сравнения (ласковое слово, что весенний день), иронию (грозен Семен, а боится Семена одна ворона), выделяя их в литературном тексте;

-          научить понимать фразеологизмы, сравнения, определения, образные слова;

-          учить установлению связи между номинальным понятием образного слова, выражения и его эмоциональным содержанием.

Формы реализации поставленных задач:

-          комплекс занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы;

-          словарные и дидактические игры;

-          беседы по содержанию произведений изобразительного искусства.

Предполагаемый результат:

У детей будут сформированы навыки эмоционального восприятия произведений художественной литературы.

4.     Общее развитие речи дошкольников путем целенаправленной активизации речевых средств выразительности.

Основная цель: Создать условия для активизации освоенных детьми речевых средств выразительности в процессе общения, игровой и учебной деятельности.

Актуальность: многие получаемые ребенком знания зачастую не находят применения в его повседневной жизни. Поэтому они не только не развиваются, но со временем утрачиваются.

Задачи по направлению работы:

-          закрепить полученные представления о средствах выразительности речи;

-          обучать детей использованию образных выражений и фразеологизмов в повседневной жизни.

Реализация задач возможна посредством:

-          обучения творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи;

-          бесед и упражнений по проблемным ситуациям в жизни детского коллектива;

-          поощрения использования образных выражений в собственной речи, выделения их в речи сверстников.

Предполагаемый результат:

У детей будет сформирован устойчивый интерес к речевой деятельности. Они приобретут реальный опыт использования различных речевых изобразительных средств в повседневной жизни.

Достижение поставленных целей возможно только при комплексном и последовательном подходе к организации обучения. Определить последовательность решения каждой из этих задач, возможные способы их взаимодействия в различных формах образовательной работы — задача, которая решается перспективным планированием.

На протяжении нескольких лет экспериментальной работы мною отбирались разработки интересных занятий не только по развитию речи, но и по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, так как эти разделы тесно связаны с формированием речевых навыков дошкольников. В формировании начальных представлений о слове большая роль отводилась словесным играм. Именно они помогают не только ввести слово в словарь ребенка, но и почувствовать, услышать, увидеть его лексическую особенность. Такие игры — обязательная часть обучающих занятий и элемент любого вида образовательной работы.

Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора позволила:

-          создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка литературных и фольклорных произведений, их выразительных средств, таких как эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры (как средства выразительности) и т. п.

-          вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение и произведение устного народного творчества;

-          сформировать интерес к образам произведений словесного искусства;

обеспечила:

-          формирование понимания содержания произведений словесного творчества народа и литературы (о чем говорится);

-          овладение детьми умением вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т. п. (не обозначая терминами) с помощью вопросов типа: как в произведении описывается предмет (явление)? Что говорится о нем? С чем сравнивается? Какой предмет? И т. п.

Это является условиями формирования умения использовать доступные детям языковые средства выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в их собственной речи.

помогла:

-          поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа и литературы;

-          поощрять желание детей придумывать сказку, загадку, пословицу, рассказать стихотворение и т. д.

Все вышеперечисленное способствует формированию творческой активности в речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов литературных произведений и произведений устного — народного творчества.

Литература:

1.                  Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание № 3/2009.

2.                  Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М. Просвещение, 1981.

3.                  Усова А. Родной язык в детском саду//Дошкольное воспитание № 6/2009.

4.                  Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: Фирма, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle